Ольга Куртукова
Логопедическое занятие по составлению описательного рассказа про животных холодных стран
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития словаря, уточнение с детьми названий животных Севера, знаний о их внешних признаках, их строении и чем питаются.
Коррекционно-образовательные задачи: совершенствование грамматического строя речи (обучение составлению предложений по вопросам, по картине и согласованию слов в предложении, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов).
Публикация «Логопедическое занятие по составлению описательного рассказа про животных холодных стран» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи: создать условия для развития фонематического представления, зрительного и слухового внимания, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование: Схема описательного рассказа про животных картинки с изображениями животных, ноутбук, глобус.
1. Орг. момент.
- Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а что такое Север? Все готовы к путешествию? А мы не замерзнем? Давайте все вместе сделаем гимнастику для язычка и разогреемся.
-Упражнение на развитие дыхания
«Умка сдувает снежинки»-представим, что на ладошке «снежинки»(ватка). Поднесите их к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на «снежинки».
-Артикуляционные упражнения:
Упражнения для губ и щек «Исхудавшие пингвины»- втянуть щёки;
«Морж широко открывает рот и ловит планктон»- окошечко;
«Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с.
«Тюлень ловит рыбу»- язык чашечкой;
«Птенец пингвина пробивает скорлупу» -стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т;
Достаем глобус и показываем детям часть света-Север («отправляемся в путешествие»)
2. Беседа по теме занятия.
Север или Арктика – это часть Света, где снег лежит почти круглый год, дуют очень сильные ветры, метут метели, моря покрыты толстым льдом. Люди на Севере живут не постоянно, только работают, изучают погоду и жизнь местных животных. Там живут такие животные, как: белые медведи, моржи, песцы, тюлени, северные олени, росомахи, полярные совы.
Сегодня мы с вами будем составлять описательные рассказы про животных. Но для начала отгадаем про них загадки (после отгадывания загадок детьми, выставляются картинки, с изображением этих животных)
1. Сильный и очень большой,
Белую шубу он не снимает,
Любит он рыбу, живёт на снегу,
И среди льдин он ныряет (белый медведь)
2. Кто живёт в морях холодных
Среди айсбергов огромных?
У него усы, как ёрш,
Не боится стужи … (морж)
3. В тундре есть отважный лис.
Он гроза для птиц и крыс.
Лис умеет строить город:
Лабиринт из многих норок,
А в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.
Невидимка в белой шубке —
Хищник, остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец Называется (песец)
4. Житель Крайнего Севера,
Где нет, ни куста, ни дерева.
Он снег и землю бьёт копытом,
Чтоб быть довольным, сильным, сытым. (Северный олень)
5. Жир спасает зверя этого от стужи,
В ластах ходит он по суше неуклюже,
Но зато, как рыба, плавать он умеет,
В ледяной воде ныряет, не болеет.
От акулы удирает он на сушу,
И под солнышком, на скалах греет тушу.
Ловит рыбу и кальмаров целый день,
Ест омаров с осьминогами (тюлень)
3. Дидактическая игра «Один-много»
Один морж, а много…
Один медведь, а много…
Один олень, а много…
Один тюлень, а много…
Одна сова, а много…
Один кит, а много…
4. Рассказы о животных и рассматривание их (на картинах-презентация)
-Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.
Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – что он толстый. Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на снегу, это облегчает ему охоту за тюленями. Питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.
-Это тюлень. Большую часть своей жизни тюлени проводят в воде. Они очень быстро плавают, ловко ныряют. Для этого у тюленей есть ласты. Питаются тюлени рыбой и мелкими морскими животными. У тюленихи рождается белый детеныш – тюленёнок (белек). Скажите ребята. А почему его так называют? (потому-что он белый)
-Это дикий Северный олень. На голове у него длинные рога, тело покрыто плотной шерстью. Шерсть дает защиту для оленя от стужи и сильного ветра. Олень сухопутное животное. В очень холодную погоду олени сбиваются в плотные стада. Так как животные в стаде находятся близко друг к другу – ведь так теплее. Олениха тоже рожает одного оленёнка. Питаются они сухой травой, которая прячется под слоем снега.
5. Физминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода - ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода - день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой - «крыша»)
Океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь (Делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (имитируют походку медведя)
Ходит по ледяной пустыне. (Руки на поясе, стоят смирно).
6. Детям предлагается на выбор описать животное по схеме. (при затруднении задаем наводящие вопросы)
7. Итог занятия : Вопросы к детям
-Где мы сегодня побывали? Какие животные там живут? Что понравилось на занятии?