Бутолина Марина
Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей с ОНР в старшей группе «Пограничники»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПОГРАНИЧНИКИ» логопедическое занятие по развитию связной речи детей с ОНР в старшей группе
(учитель-логопед Бутолина М. Н.)
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение, уточнение, активизация словаря по теме «Наша армия» (работа, служба, граница, охрана, пограничник, наряд; собака, овчарка, поводок, след, форма, оружие, рация, бинокль, вышка, столб, ограждение, полоса, песок; охранять, осматривать, наблюдать; смелый, важный, отважный). Обеспечение целостного восприятия картины «На границе». Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Публикация «Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей с ОНР в старшей группе „Пограничники“» размещена в разделах
- Военные профессии, военная техника
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пограничники
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, памяти, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, любви к Родине.
Оборудование. Мольберт, картина В. М. Каратая «На границе», контейнер с фишками для слогового анализа слов.
Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «Пограничники». Рассматривание карты, определение границ России и граничащих с ней государств.
Ход занятия
1. Расскажи стихи руками «На границе» С. Маршак
На ветвях застыли птицы, Махать кистями скрещенных рук.
Звезды в небе не горят. Сжимать в кулак и разжимать,
растопырив пальцы, попеременно на
каждой кисти рук.
Притаился у границы Приставить указательный палец к губам.
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют Положить голову на сложенные кисти рук.
У родного рубежа. Вытянуть указательный палец правой
Руки, покачать им из стороны в сторону.
Наше море, нашу землю Сложить кисть «козырьком», приложить
ко лбу, посмотреть в одну и в другую
сторону.
У границы сторожат. Изобразить «бинокль» кистями рук.
2. Рассматривание картины – ответы на вопросы.
ЛОГОПЕД. Кого вы видите перед собой на картине?
ДЕТИ. Мы видим трех военных. Один ведет собаку.
ЛОГОПЕД. Как вы догадались, что это военные.
ДЕТИ. На них форма. У них оружие, телефон.
ЛОГОПЕД. Точно. Военные одеты в камуфляжную форму, за спиной у них автоматы, рация. А для чего им собака и какой она породы?
ДЕТИ. Это овчарка. Собака по запаху ищет врага.
ЛОГОПЕД. В каких родах войск они служат? Что охраняют эти военные с собакой?
РЕБЕНОК. Это граница нашей страны.
ЛОГОПЕД. Правильно. На границе служат и охраняют её пограничники. Рассмотрите военных и расскажите о каждом подробнее. Семен, расскажи о том, что с собакой.
1 РЕБЕНОК. Один пограничник ведет на поводке овчарку. Собака по запаху ищет врага или нарушителя.
2 РЕБЕНОК. Другой пограничник говорит по рации с командиром.
3 РЕБЕНОК. Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы.
ЛОГОПЕД. Верно. Мы видим наряд пограничников. В наряде три человека и служебная собака. Они идут вдоль песчаной полосы, которая проложена на границе с другим государством. Что мы видим за спиной пограничников? Например, слева. Расскажите.
4 РЕБЕНОК. Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль всей границы.
5 РЕБЕНОК. Вдалеке мы видим вышку. С неё пограничники ведут наблюдение за границей.
6 РЕБЕНОК. Справа мы видим ограждение вдоль всей границы.
ЛОГОПЕД. Молодцы. Вы отлично описали все, что увидели на картине.
3. Артикуляционные упражнения.
ЛОГОПЕД. Наш язычок тоже, словно пограничник – охраняет свой домик-рот.
Просыпается он рано, «Бегемот»
Смотрит зорко влево-вправо, «Часики»
А потом наверх и вниз. «Качели»
Обойдет свои владенья:
Сверху, сзади. «Почистим верхние зубы»
Снизу, сзади. «Почистим нижние зубы»
Спрячется один в овраге. «Язык перешагивает через зубы»
Громко в барабан он бьёт
Враг здесь точно не пройдет! «Барабан»
ЛОГОПЕД. Расскажите, ребята, какими должны быть пограничники?
ДЕТИ. Пограничники должны быть смелыми и храбрыми, потому что у них опасная работа.
ЛОГОПЕД. Правильно. Пограничники несут важную и ответственную службу.
4. Обсуждение – введение новых слов (словарная работа).
Упражнение «Раздели на слоги»
ЛОГОПЕД. Предлагаю поиграть в игру. Нужно вспомнить новые слова, которые мы будем использовать при составлении рассказа по картине (рация, пограничники, граница, наряд, форма, столб, бинокль, вышка, полоса, поводок, овчарка).
Разделить их на слоги при помощи этих фишек.
5. Составление плана рассказа.
ЛОГОПЕД. С чего нужно начинать рассказ?
1 РЕБЕНОК. Мы расскажем о том, что видим наряд пограничников.
ЛОГОПЕД. Как можно продолжить рассказ?
2 РЕБЕНОК. Мы расскажем о каждом пограничнике.
ЛОГОПЕД. Что вы опишете потом?
3 РЕБЕНОК. Мы расскажем, что видим на границе.
ЛОГОПЕД. Чем можно закончить рассказ?
4 РЕБЕНОК. Можно рассказать, какую важную службу несут пограничники.
6. Рассказ детей по каждому из пунктов плана.
7. Подвижная игра «Февраль».
Дуют ветры в феврале, Покачивание поднятыми вверх руками.
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле Бег «змейкой» между конусами.
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся в даль Вытянуть руки в стороны – «самолет».
Самолетов звенья –
Это празднует февраль Маршируют друг за другом.
Армии рожденье.
С. Маршак
8. Рассказ целиком одним ребенком.
На границе
На картине мы видим наряд пограничников. В наряде три человека и служебная собака. Они идут вдоль песчаной полосы, которая проложена в степи на границе с другим государством.
Один пограничник ведет на поводке овчарку. Собака учует, если через границу прошел человек. У второго пограничника рация. Он говорит по рации с другими пограничниками. Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы.
Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы. Вдалеке мы видим вышку. С не пограничники тоже ведут наблюдение. Справа мы видим ограждение, которое стоит вдоль всей границы.
Пограничники несут важную и ответственную службу. Они смелые и отважные.
9. Работа в тетради.
10. Анализ работы детей на занятии – получение печатей за качественное ведение тетради.