Елена Рузанова
Логопедическое занятие по обучению грамоте «Зайка знакомит с буквой З» в подготовительной группе (ОНР)
▼ Скачать
Цель: знакомство с буквой З
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закрепить правильное произношение звуков З и ЗЬ;
• Формировать понятие «согласный, звонкий, твердый (мягкий) звук»;
• Учить давать характеристику звука;
• Активизировать словарь по теме «Дикие животные»;
• Закреплять понятие «родственные слова».
Коррекционно-развивающие:
• Автоматизировать звуки З и ЗЬ в словах и предложениях;
• Развивать фонематический слух и восприятие;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Развивать внимание, память, мышление.
Публикация «Логопедическое занятие по обучению грамоте „Зайка знакомит с буквой З“ в подготовительной группе (ОНР)» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе, животным;
• Прививать детям любовь к спорту, интерес к предстоящим Олимпийским играм в Сочи.
Оборудование: игрушка Зайка, зеркала, предметные картинки, карандаши, ниточки, рабочие тетради «Пишем и читаем» В. В. Коноваленко.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята, давайте настроимся на логопедическое занятие, вспомним главное правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
2. Сюрпризный момент.
Логопед : - Сегодня на логопедическом занятии мы познакомимся с новой буквой, поможет в этом наш гость. Вы узнаете, кто это, если угадаете загадку:
По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (Зайка)
Появляется Зайка (игрушка) – символ Олимпийских игр в Сочи.
Зайка : - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Я прибыла к вам из города Сочи, где совсем скоро начнутся Зимние олимпийские игры. Я хочу познакомить вас с моей любимой буквой – с нее начинается мое имя.
Дети: - Это буква З.
Логопед : - Сегодня Зайка познакомит вас с буквой З. Будьте внимательны в течение всего занятия, запоминайте все слова со звуком и буквой З.
Как еще ласково можно назвать Зайку? (Заинька, зайчишка, заюшка)
3. Акустико-артикуляционный образ звука
Логопед : - Зайка очень любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы, рот)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Логопед : - Правильно, ребята. Это органы артикуляции, которые помогают нам говорить. Назовите слова, в которых встретился звук З. (Зубы, язык)
Логопед : - Давайте посмотрим в зеркало и произнесём звук З.
- Какое положение занимают губы? (Губы в улыбке)
- Какое положение занимают зубы? (Зубы сближены)
- Где находится язычок? (Язычок упирается в нижние зубы)
- Какая воздушная струя? (Сильная, холодная)
- Приложим руку к горлышку и проверим, работает ли голосовой моторчик.
Дети проверяют: - Голосовой моторчик работает.
Логопед : - Давайте дадим характеристику звука З.
Дети: - Звук З – согласный, звонкий, твёрдый и бывает мягкий.
Произносят: З и ЗЬ.
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед : - Чтобы хорошо произносить все звуки, нужно делать зарядку для губ и язычка. Я буду рассказывать вам сказку о Веселом Язычке, а вы - выполняйте упражнения.
Сказка называется «Зимние забавы»
Наступила зима. Язычок очень любил гулять зимой со своими друзьями. В морозный день он вышел из домика (открыть рот) и увидел сотни пушистых снежинок, которые словно в танце, кружились в воздухе (круговые движения языком по губам сначала вправо, затем влево, повторить 5 раз).
От удивления Язычок широко улыбнулся и открыл рот (упражнения «Улыбка» и «Окошко»).
Язычку очень захотелось поиграть с друзьями. Он подошёл к заборчику (упражнение «Заборчик») и стал их созывать:
«Зоя, иди играть! Зина, иди играть! Захар, иди играть!»
(Дети повторяют фразы, чётко произнося З и ЗЬ).
Ребята выбежали во двор и стали играть в разные игры.
Зоя каталась с горки на санках (упражнение «Горка» - язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта).
Зина кружилась на коньках по льду (язык двигается от одного угла рта к другому – 5 раз).
Захар слепил 3 снежных кома для снеговика (надуть одну щеку, затем – другую, потом – обе одновременно).
Потом ребята стали играть в снежки (упираться языком влево, затем вправо с внутренней стороны щеки).
Но вот пришло пора возвращаться домой.
«Прощай, Зоя! До свидания, Зина! До завтра, Захар!»
(Дети повторяют фразы, отчётливо произнося звуки З и ЗЬ).
Проводив друзей, Язычок устало зевнул (широко открыть рот) и пошёл к своему домику (упражнение «Заборчик»)
Настроение у него было замечательное (упражнение «Улыбка»).
Вопросы для беседы.
Как называется сказка о Весёлом Язычке? (Зимние забавы)
Какое время года? (Зима)
Как зовут друзей Язычка? (Зоя, Зина, Захар)
Когда Язычок еще собирается встретиться с друзьями? (Завтра)
Какое настроения было у Язычка после прогулки? (Замечательное)
5. Активизация словаря по теме «Дикие животные»
Логопед : - У Зайки много друзей. Это и талисманы Олимпийских игр в Сочи – Белый Мишка и Леопард, и другие звери. Они живут и в наших лесах, и в зоопарке, или в зоосаде.
Послушайте стихотворение:
Зоо-зоо-зоосад!
В зоосад везут ребят!
В зоосад везут ребят,
Чтобы посмотреть зверят:
Зайчиков, козлят, зубрят,
Обезьянок и зебрят.
Словно мягкие игрушки,
Те забавные зверюшки.
Какие же зверюшки – друзья Зайки? (Зайчики, козлята, зубрята, обезьянки, зебрята)
- Назовите взрослых животных, чьих детенышей вы назвали. (Заяц, коза, зубр, обезьяна, зебра)
6. Закрепление понятия «родственные слова»
Логопед : - Зайка очень любит зиму, ей не страшны морозы.
Как Зайка подготовилась к зиме? (Сменила серую шубку на белую. Шерстка у Зайки теплая, пушистая.)
- Как называют зиму ласково? (Зимушка)
- Зима и зимушка – это родственные слова, похожие по звучанию и по смыслу, значению.
Послушайте стихотворение «Зимушка-зима» и запомните родственные слова слову «зима».
Зимушка-зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки-слёзы,
Для зверей – зимовье
И под снегом – озимь,
Зимнюю одежду людям,
Чтоб они не мёрзли.
Дети называют слова: зимушка, зимние, зимовье, озимь, зимнюю.
Логопед : Какие еще родственные слова слову «зима»? (Зимовка, зимовать, зимующие)
Логопед : - «Зима» и «морозы» – это родственные слова? (Нет, потому что эти слова разные по звучанию)
Логопед : - Какие еще слова со звуком З вы услышали в этом стихотворении? (Забавы, слёзы)
7. Физминутка. Игра «Зайка»
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк,
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
На носочках скок-скок-скок,
А затем в присядку:
Чтоб не мёрзли лапки.
8. Пальчиковое упражнение «Зайка и зеркало»
Зайка в зеркало глядит
И ушами шевелит.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат. Пальцы сжать в кулак. Указательный и средний пальцы выставить вверх и шевелить ими. Двигать в стороны и вперед.
9. Знакомство с буквой З
Логопед : - На что похожа буква З? (На змею, на нитку, на веревку, на цифру 3).
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три. (С. Я. Маршак)
«З» - завиток на завиток.
«З» - закрывается замок.
Дети рисуют в воздухе букву З каждым пальцем.
Затем на столе из ниточек выкладывают букву З.
10. Работа в рабочих тетрадях
Задания:
1) Заполните букву З точками синим карандашом.
2) Назовите картинки. (Зонт, зубы, замок, коза, роза)
Если звук З стоит в начале слова, рядом нарисуйте круг. Если звук З стоит в середине слова, нарисуйте квадрат.
3) Разделите слова (названия картинок) на слоги, а прямоугольники – на части по количеству слогов.
4) Прочитайте слоги (слитно и протяжно) и слова с ними.
5) Напишите букву З – строку.
11. Закрепление
Логопед : - Вспомните слова со звуком З, прозвучавшие сегодня на занятии.
Дети называют слова: зайка, здравствуйте, занятие, задание, загадка, зубы, язык, воздух, зарядка, зеркало, звук, забавы, слёзы, замок, завиток, друзья, зоосад, звери, зубр, коза, зебра, обезьяна, зима, зимушка, морозы, зонт, замок, роза.
12. Итог
Логопед : - Пришла пора нам расставаться с нашей гостьей. Зайка отправляется на Зимнюю олимпиаду. Что бы вы хотели пожелать нашим спортсменам?
Дети желают нашим олимпийцам здоровья, побед и завоевать много золотых медалей.