Екатерина Пфейфер
Логопедическое занятие по лексической теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие по лексической теме «Осень»
Пфейфер Екатерина
Коррекционно-образовательная задача:
1)Уточнить признаки осени.
2)Формировать представление о временах года.
3)Активизировать глагольный словарь по данной теме.
4) учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
5) продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
6) продолжать учить согласовывать движения с речью.
Коррекционно-развивающая задача:
Публикация «Логопедическое занятие по лексической теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
1) развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
2) продолжать развивать внимание, память, мышление через игры и упражнения.
Коррекционно-воспитательная задача:
1) воспитывать положительное отношение к временю года «Осень», показать детям, что у погоды нет плохой погоды, что каждое время года особенно по-своему;
2) контроль за собственной речью и речью других ребят.
Оборудование: картинки осень, шарики Су-Джок, наборное полотно, схема рассказа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: - Дети, вы любите путешествовать? Давайте отправимся в прекрасную страну. Отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Желтой краской крашу я
поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня! (осень)
2. Логопед: Правильно, мы отправляемся в страну Осень.
Для начала ребята мы с вами сделаем зарядку для язычка:
Пришла золотая осень пора собирания грибов. Язычок, захватив большую корзину (упраж. «Чашечка», пошел в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»-холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая прохладная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго гулял по лесу и наконец пришел на поляну. Встретил на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»-широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.
Язычок ходил от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот подберёзовик, вот подосиновик.» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав целую корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.
Упр. «Моторчик»-во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок поднял голову и увидел в небе летящий вертолет. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
Логопед: Молодцы, ребята.
3. Беседа по картинкам.
— Ребята, как мы поймем, что наступила осень? (После ответов детей поставить картинку «Осень».)
После какого времени года наступает осень? (Поставить кар-тинку «Лето».)
Какое время года наступит после осени? (Поставить картинку «Зима».)
Лето, осень, зима. Что это такое? (Времена года.)
В каждом времени года - три месяца.
Как называются осенние месяцы?
Какой самый теплый (холодный? Почему?
По мере ответов детей или их уточнения на наборное полотно выставлять соответствующие картинки.
Логопед: Молодцы, ребята, вы справились с заданием, давайте вместе поиграем в пальчиковую гимнастику.
4. Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, добрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
5. Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».
Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.
Логопед. Мы поиграем в игру «Что ты видишь?». У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья. Посмотрите внимательно, листья спрятались друг за друга. Определите и скажите, какие вы видите листья? Каждый называет по одному листочку и обводит его.
1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.
Обводит изображение карандашом.
2-й ребенок. Я вижу березовый лист.
Обводит изображение карандашом.
3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.
Обводит изображение карандашом.
4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.
Обводит изображение карандашом.
Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.
6. Упражнение «Шифровка»
Попросить детей рассмотреть шифровку (схему рассказа, уточнить используемые в ней символы. Сказать, что это шифровка рассказа об осени, и предложить расшифровать ее (пересказать по схеме):
Текст рассказа по предложениям:
1. Наступила осень.
2. Моросит холодный дождь.
3. Катя и Митя гуляют в парке.
4. Катя собрала красные и желтые листья.
5. Митя нашел ветку рябины.
6. Дети подарят осенний букет маме.
Вопросы к предложениям:
1. Какое время года наступило?
2. Какой дождь моросит?
3. Где гуляют Катя и Митя?
4. Какие листья собрала Катя?
5. Что нашел Митя?
6. Кому подарят дети осенний букет?
7. Логопед: Ребята, вы наверно уже засиделись, давайте с вами встанем на ножки.
Физкультминутка «За грибами»
Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)
Подосиновик нашли. (наклонились)
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)
Мы идем искать опять. (наклоны вперед)
Мы в лесок пойдем, (маршируют)
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной, (изображают шляпку гриба)
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок, (закрывают лицо руками)
Под листок свой бок! (руки на поясе)
8. Игра «Подбери признак»
Осень (какая) - … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т. д.)
- Ребята! Осень хоть и прохладная, но щедрая. Щедра на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы)
А теперь закончите предложения.
Игра «Закончи предложения»
В поле собирают урожай (чего) - … (Пшеницы)
В огороде собирают урожай (чего) - … (Овощей)
В саду собирают урожай (чего) - … (Фруктов)
В лесу собирают урожай (чего) - … (Ягод, грибов)
Итог занятия. Логопед: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что мы сегодня с вами повторили, что узнали? Что собирают осенью? Что вам больше всего понравилось на занятие?