Мария Борисова
Логопедическое занятие «Мамины помощники» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда», с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, нейропсихологического подхода, логомоторных упражнений, элементов мнемотехники для детей подготовительной группы с ОНР. На одном занятии можно использовать не все предложенные задания, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Публикация «Логопедическое занятие „Мамины помощники“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Цель: Обобщить и уточнить знания детей о посуде, ее назначении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнение и расширение представлений о посуде, ее значении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах из которых она сделана.
• Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, солонка, хлебница).
• Упражнение в согласовании относительных прилагательных с существительными в роде и падеже.
• Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
• Упражнение детей в отгадывании загадок.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие связной речи
• Развитие зрительного восприятия и внимания.
• Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
• Развитие и нейростимуляция познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия).
Коррекционно-воспитательные:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
• Воспитание коммуникативных умений и навыков.
Предварительная работа: рассматривание посуды и беседа об ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Вилки, ложки и ножи ты к обеду положи», глазодвигательной гимнастики, загадок о посуде, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.
Оборудование: презентация «Посуда», лото «Посуда», волшебные коврики (9 клеток, фланелеграф, буквы, д/и «Сковорода», логомоторные упражнения.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Ребята, вы любите помогать своим мамам? Давайте вы будете помощниками, будете всё выполнять, если я скажу слово помощники, а если не скажу это слово, то ничего делать не надо. Помощники руки вверх. Руки вниз. Помощники руки на пояс. Присесть. Прыгнуть. Помощники руки вперёд. Молодцы.
2. Давайте узнаем тему нашего занятия.
Поиграем в игру «Бабочка», найдём буквы и составим из них слово.
в а п
с н д
у о а
(Начинает бабочка лететь с левого верхнего угла).
Одна клетка вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх. (П)
Две клетки вниз, одна вправо. (О)
Одна клетка вправо, одна вниз, одна влево. (С)
Одна клетка вправо, две вниз, одна влево. (У)
Одна вправо, одна вниз, одна вправо. (Д)
Две клетки вправо, две вниз. (А)
Молодцы, получилось слово посуда. Назовите первый звук, дайте ему характеристику.
Назовите последний звук, дайте ему характеристику. Хлопните столько раз, сколько слогов в слове посуда.
3. Волшебные коврики. Запомни, как расположена посуда (6 картинок из лото)
Разложи так же на своём коврике.
Вы по очереди будете загадывать загадки про посуду, а остальные будут отгадывать и находить нужную картинку и говорить, где она находится.
4. Глазодвигательная гимнастика.
Справа вилка, (движение глаз вправо)
Слева чашка, (движение глаз влево)
Сверху ножик, (движение глаз вверх)
Снизу ложка. (движение глаз вниз)
Посмотри - ка по углам (движение глаз по кругу)
И посуду найдёшь сам. (моргают глазами)
5. А вы знаете какая бывает посуда?
Для чая – чайная. Для стола – столовая. Для кухни - кухонная.
Поставь чайную посуду на поднос, столовую – на обеденный стол, кухонную в шкафчик.
На поднос поставим сахарницу, молочник, чашку.
На стол положим ложку, поставим супницу и тарелку.
В шкаф уберём кастрюлю, сковороду, чайник.
6. Из чего делают посуду?
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
Ковш из металла –
Конфетница из стекла –
Скалка из дерева -
Бокал из хрусталя –
Кувшин из глины –
7. Закончи предложения.
Суп нальём в … (супницу).
Масло положим в маслёнку.
Молоко нальём в молочник.
Конфеты положим в конфетницу.
Сахар положим в сахарницу.
Салат положим в салатницу.
Чай нальём из чайника.
Кофе наливаем из кофейника.
Соль насыпаем из солонки.
Перец добавляем из перечницы.
8. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Упражнение «Блинчик»
Упражнение «Вкусное варенье»
Упражнение «Чашечка»
9. Скажи наоборот.
Сковорода тяжёлая, а нож …
Кастрюля большая, а тарелка …
Блюдце мелкое, а тарелка …
10. Сосчитай и назови.
Сколько чашек? (3)
Сколько тарелок? (2)
Сколько чайников? (5)
Сколько ножей? (4)
10. Речь с движениями «Помощники».
Раз, два, три, четыре, пять Дети шагают.
Будем маме помогать Хлопают в ладоши.
Быстро чашки мы помыли Круговые движения ладонями.
Про тарелки не забыли Круговые движения ладонями.
Всю посуду мы убрали Поднимают руки вверх.
Очень сильно мы устали Разводят руки в стороны.
11. Игра «Чего не бывает?»
Нужно правильно ответить «Чего не бывает»
Не бывает чайника без … (носика).
Не бывает терки без … (дырочек).
Не бывает кастрюли без … (стенок).
Не бывает сковородки без … (дна).
Не бывает ковшика без … (ручки)
Не бывает ножа без … (лезвия).
Не бывает маслёнки без (крышки)
12. Пальчиковая гимнастика.
(Произнося слова, загибаем поочерёдно пальцы сначала на правой, а потом на левой руке)
5 4 3
Вилки, ложки и ножи
Ты к обеду положи.
2
Не забудь ещё тарелки –
1 5
И глубоких дай, и мелких.
4
И стаканы – под компот,
3
И салфетки – на расход.
2 1
Хлеб и соль поставь на стол –
Скажут люди: «Хлебосол!» (Развести руки в стороны ладонями вверх)
13. Давайте, составим рассказы о посуде по схеме.
• Как называется?
• К какой посуде относиться (чайной, кухонной, столовой?
• Цвет, рисунок.
• Детали посуды.
• Материал, из которого она сделана.
• Как используется?
14. Дидактическая игра «Сковорода»
Из букв слова сковорода нужно составить новые слова.
15. Логомоторные упражнения
16. Рефлексия.
Логопед : «Вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего?»
Приложение 1
Список литературы:
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников.
Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ (конспекты к развивающим играм Воскобовича)
Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь!
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
Приложение 2
Пример артикуляционного упражнения с элементами биоэнергопластики
Чашечка
Цель: закреплять умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под стихотворные строки:
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах.
На счёт «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика, затем вернуть в исходное положение.
Приложение 3
Стихотворение и мнемокарта «Посуда»
Масло мы кладём в маслёнку,
Насыпаем соль в солонку.
Хлеб мы в хлебницу кладём,
Суп из супницы берём.
Есть у нас и чайник с чаем.
Мы за чаем не скучаем
И из сахарницы яркой
Насыпаем сахар сладкий.
Есть молочник с молоком
И кофейник с ободком.
Есть в конфетнице конфеты
И для Маши, и для Светы.
Много разной есть посуды
И нужна она нам всюду!
И готовим, и едим,
И продукты в ней храним.
Приложение 4
Лото «Посуда»
Загадки про посуду.
Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить
И котлетку положить. (Тарелка)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но, когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела –
Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)
Жесткая, дырявая
Колючая, корявая
Что ей на спину положат
Все она тотчас изгложет. (Терка)
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят, то (в кастрюле, жарят на (сковороде).
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит.
А открой-ка, посмотри –
Сахарок лежит внутри! (Сахарница).
Приложение 5
Примеры рассказов о посуде, составленные с детьми
Чайник – это кухонная посуда. Он храниться на кухне. Он белого цвета, а ручка чёрная, металлический. У него есть дно, стенки, носик, крышка и ручка. На чайнике нарисована земляника. В нём можно кипятить воду.
Ложка – это столовая посуда. Она храниться в ящике для столовых приборов. Ложка золотого цвета, блестящая, металлическая. На ручке нарисован цветочек. Ложкой можно есть суп или кашу, перемешивать или накладывать салат.
Тёрка – это кухонная посуда. Она храниться на кухне. Она металлическая, с дырочками разной формы и размера. Ручка и подставка у неё из дерева. На терке можно тереть разные продукты, например, яблоко, морковь или сыр.
Сковорода – это кухонная посуда. Она храниться на кухне. Она чёрного цвета, металлическая. Крышка у неё прозрачная стеклянная, а ручка чёрная пластмассовая. На сковороде можно приготовить мясные или рыбные котлеты, пожарить вкусные блины.
Тарелка – это столовая посуда. Она храниться в буфете. Она белого цвета, с голубым в белый горошек ободком, в центре нарисован цветочек. Тарелка фарфоровая, у неё есть дно и края. Это мелкая тарелка, из неё можно есть второе блюдо, например, голубцы или плов.
Сахарница – это чайная посуда. Она белого цвета, крышка розовая, на сахарнице нарисована ветка сирени. Она фарфоровая. Сахарницу ставят на стол, когда пьют чай, чтобы каждый мог положить себе сахар в чай по вкусу. ,
Приложение 5
Дидактическая игра «Сковорода»
Задачи: развитие процессов внимания, памяти, речи, гибкости мышления, сообразительности, навыков звукового анализа и синтеза, навыков чтения и словотворчества.
Варианты игры:
-ребёнок с помощью взрослого придумывает новые слова и составляет их из букв слова сковорода или пишет;
-ребёнок самостоятельно составляет слова, записывает их и делает звукобуквенный анализ новых слов;
-ребёнок составляет предложения с составленными словами, записывает схемы этих предложений.
Варианты слов: сок, род, дар, вор, вар, сад, рок, ров, рак, код, кора, коса, вода, сода, сова, роса, воск, кадр, срок, двор, квас, оса, дрова, совок, доска, совок, корова… продолжите.
Приложение 6
Логомоторные упражнения
Упражнение «Воспитанная кошка» (Автор И. Лебедева)
Цель: автоматизация навыка произношения звука Л в словах «лапка», «ложка», «вилка».
Раздала котятам кошка
Вилку, ложку, (упр. «Вилка», «Ложка» - одной рукой)
Вилку, ложку, (упр. «Вилка», «Ложка» - другой рукой)
Вилку, ложку, вилку, ложку,
Вилку, ложку, вилку,
Раздала котятам кошка.
И сказала: «Понемножку Ешьте вилкой,
Ешьте ложкой, Вилкой, ложкой,
Вилкой, ложкой…
Кушайте, как мама-кошка»
Только шестеро котят
Есть по-своему хотят:
Лапкой, лапкой, (имитировать действия)
Лапкой, лапкой,
Лапкой, лапкой,
Лапкой, лапкой…
Упражнения для пальцев рук
1 «Вилка» - кисть руки повернуть ладошкой вниз и вытянуть вперед четыре пальца – «зубчики вилки».
2 «Ложка» - кисть руки в форме горсти повернуть ладошкой вверх.
Игра «Переставляй пальчики и называй» (автор И. Лебедева)
Цель: Нейростимуляция, автоматизация звуков «Ш» и «Р» в квазиомонимах: кружка на крышке, кружка под крышкой.
Упражнения «Трудно повторить, а я попробую!»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков «С-Ш», «Р-Л».
Миска с кошкой, кружка с ложкой.