Наталья Панина
Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Проказы матушки Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
: Закрепить четкое произношение звуков «М»- «МЬ» .
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- закрепить характеристику звуков «М» - «Мь»; четкое произнесение, дифференциация звуков в слогах, словах на материале лексической темы «Зима»
-учить звуко-слоговому анализу и синтезу;
-уточнить и расширить словарь детей по теме;
-закрепить образование уменьшительно - ласкательных существительных;
-познакомить с «домиком» звуков-буквой «М»
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
Публикация «Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР „Проказы матушки Зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- развивать зрительное внимание и память;
-развивать мелкую моторику, координацию речи с движениями;
-развивать речевое дыхание и графические навыки.
коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: предметные картинки (малина, машина, мороженое, маска, медведь, месяц, миска, мандарин, муха, альбом, майка); индивидуальные зеркала, пеналы с кружочками для обозначения согласных звуков, позиционные карточки, тетради, карандаши; фонограмма «Вьюга», «Зима»; слайды «Мороз», «Медведь», «Зима»; «снежный» ком; ватные диски; снежинки; поднос
Ход занятия.
1. Орг момент.
-Дети, сегодня к нам пришли гости поприветствуем их. - Здравствуйте.
-А теперь поприветствуем друг друга ласково.
-Здравствуй дружочек, здравствуй дружок, (машут одной рукой, другой)
Встанем с тобою мы вместе в кружок.
Дружно по кругу комочек даем (передают снежный ком)
Здороваться вместе начнем! -Здравствуй Машенька. Доброе утро Катенька.
(дети проходят за столы)
2. Сообщение темы занятия.
Отгадайте загадки:
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. -Мороз. (слайд «Мороз»)
Какой звук вы услышали в начале слова «Мороз»? -Звук «М».
Летом гуляет,
Зимой отдыхает. Кто это? - Медведь. (слайд «Медведь»)
Какой первый звук в слове «Медведь»? - Звук «МЬ»
Шубу снежную надела
Закружила, завертела,
Заковала речку в лед
Встать на лыжи нас зовет. Что это? - Зима. (Слайд «Зима»)
Какой звук вы услышали в середине слова «Зима»? - Звук «М»
-Сегодня мы поговорим о зиме и поиграем со звуками «М» и «МЬ».
3. Характеристика звуков «М» и «Мь» . Работа с зеркалами.
Звук «М» - согласный. Он не поется, потому что во рту есть преграда — губы. Он твердый. Обозначаем синим кружком.
Звук «Мь» — согласный, мягкий. Обозначаем зеленым кружком.
4. Развитие словаря . Уточнение значения слов.
-Ребята, зиму называют «матушка». Что это означает? (Ответы детей)
- А еще ее называют «проказница». Как вы это понимаете? (Ответы детей)
5. Развитие фонематического восприятия.
-Зима напроказничала и напустила вьюгу. Она хочет проверить сможете ли вы сквозь вьюгу услышать звуки «М» и «МЬ». На звук «М» поднимите синий кружок, на «Мь» - зеленый.
(фонограмма «Вьюга»)
(Дети слушают звуки и поднимают кружки)
6. Закрепление навыков слогового синтеза и анализа.
-Зимой часто трещат морозы. Покажите как они трещат. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе произнесите — тр-р-р.
(Дети произносят -тр- самостоятельно и с палочкой).
- От сильного треска слова раскололись на осколки. Соберите их и назовите слово целиком : мо__роз, ме__тель.
А теперь соберите из осколков картинку и назовите ее по слогам.
(дети собирают картинки - пазлы: малина, машина, мороженое, маска, медведь, месяц, миска, мандарин и проговаривают названия по слогам — ма -ли-на).
Молодцы!
7. Физминутка.
-Мы с вами мороза не боимся?
- Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь, (обнимают себя руками)
Подойдет ко мне мороз, (машут на себя ладонями)
Тронет руку, тронет нос (трогают рука об руку и нос)
Значит надо не зевать
Прыгать, весело играть. (прыгают на месте)
Давай, дружок, смелей, дружок.
Кати по снегу свой снежок. (Идут по кругу, импровизируют, что катят
снежный ком)
Он превратится в снежный ком (рисуют руками в воздухе большой круг)
И станет ком снеговиком (рисуют три круга)
(Проходят за столы)
8. Пальчиковая гимнастика.
Давайте поиграем и с пальчиками:
Раз, два, три, четыре (разгибают пальцы по одному)
Мы с тобой снежок слепили. (имитируют лепку снежка)
Круглый, крепкий, очень гладкий (правой рукой обводят вокруг левого кулачка)
И совсем, совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз-подбросим, (имитируют движения по тексту)
Два — поймаем,
Три — уроним и сломаем. (стучат ладошками по столу)
9. Определение позиции звуков «М», «Мь» в словах.
Возьмите ватный диск. Отщипните от него кусочек и скатайте комочек.
Много снежков у нас получилось. Как дети играют со снежками? (Ответы)
- Мы теперь- метатели, бьем по неприятелю.
-Будем снежком целится в звуки «М» и «Мь» в словах. Если звук стоит в начале слова поставим снежок в первый квадратик. Если в середине — в средний. А если в конце, то в последний.
(дети работают с позиционными карточками. Слова: маяк, мак, комок, помидор, сумка, семья, дом, дым).
Молодцы!
10. Работа в тетради. Развитие дыхания, графомоторных навыков.
Откройте свои тетради, посмотрите, Зима и тут похозяйничала. Засыпала снегом домики звуков «М» и «Мь». Давайте сдуем все снежинки.
-Сделайте глубокий вдох и плавно подуйте на них.
(дети сдувают снежинки)
Посмотрите, часть снежинок осталась в тетради. Вам нужно найти за ними домики звуков и раскрасить их в нужный цвет. Каким цветом раскрасите домик звука «М»? - Синим.
А домик звука «Мь»? - Зеленым.
-Приступайте к работе.
(Дети раскрашивают. Звучит фонограмма «Зима»)
11. Образование уменьшительной формы существительных. Подбор прилагательных к существительному «зима».
-Ребята, зима злится и проказничает, потому что ей редко говорят ласковые слова. Скажите про зиму ласково и сложите снежинки на поднос. Мы отнесем их на улицу- передадим Зиме.
(Дети кладут снежинку на поднос и называют слово - Зимушка, зимонька, зимушка- загадушка, матушка)
- А какая зима? - Мягкая, морозная, милая, пушистая, волшебная, снежная, игривая.
Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. А сейчас давайте встанем и расскажем нашим гостям стихотворение А. С. Пушкина «Проказы матушки зимы»
(рассказывает ребенок, а последнюю строчку говорят хором)
. Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул,завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась;клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки -зимы.
12. Итог. Какое время года сегодня играло с нами? -Зима. Какие звуки мы повторяли? - Звуки «М» и «Мь». Молодцы! Наше занятие окончено.
Вы можете взять поднос со снежинками и вернуться в группу.