Ольга Куданович
Конспект логопедического занятия для детей и родителей старшей группы «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вовлекать родителей и детей в коррекционный процесс.
Задачи:
для детей :
- Закреплять представления детей об органах артикуляции, развивать его подвижность.
- Развивать речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память.
- Закреплять правильное произношение изолированных звуков.
- Продолжать учить выполнять речевые упражнения с имитацией движений.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, воображение.
для родителей :
- Показать правильность выполнения артикуляционной гимнастики.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей и родителей старшей группы „Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- Показать игры, проводимые на занятиях для закрепления знаний.
Оборудование: картинки изображающие органы артикуляции, грецкие орехи для массажа, «Вертушки» для речевого дыхания, игры для развития мелкой моторики:
-«Составь картинку из геометрических фигур» (зайчик, собака, машина, кораблик)
-«Разрезные картинки» (пожарная машина, такси, змейка, бобер)
- Игры с прищепками. (тучка, солнышко, ёжик, дерево)
- «Сортировка» - (бусины, фасоль, пуговицы, игрушки от Киндер – сюрпризов)
Ход занятия
1. Приветствие.
Логопед : Ребята, посмотрите к нам в детский сад пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Скажем вместе : «Доброе утро!»
- А сейчас давайте со всеми поздороваемся. Слушайте внимательно, и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения)
1. Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Вокруг себя покружимся,
С солнышком подружимся!
К небу потянулись –
Друг другу улыбнулись!
2. Здравствуй, солнце золотое! (пальцы правой руки по очереди здороваются)
Здравствуй, небо голубое! (пальцы левой руки по очереди здороваются,
Здравствуй вольный ветерок! (бегло соприкасаются пальцами обеих рук)
Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (пальцы рук сложить в замок).
(Дети встают в круг.)
- Настал новый чудесный день. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами встретились. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! А что бы нам с вами совсем стало хорошо, давайте сделаем солнышко! Мы будем подавать друг другу «руку-лучик» и говорить свое имя :
- Я лучик-Ольга Сергеевна, а ты? (Дети подают руки и называют свои имена.)
-Вот и получилось у нас доброе, теплое, нежное, ласковое солнышко, это мы с вами! А теперь давайте присядем на стульчики.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед. Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так : «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». Спросите – зачем? Сегодня, я вам открою секрет:
- Посмотрите на наши пальчики, чем лучше они развиты, тем чище и выразительнее наша речь.
- Как вы думаете, как можно тренировать пальчики? (выполнять с ними различные игры, и упражнения)
Давайте разомнем наши пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика «Пальцы — дружная семья».
- Логопед : Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
Читает логопед Выполняют дети
Пальцы — дружная семья.
Друг без друга им нельзя. Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Вот — большой, а это —
средний,
Безымянный и последний, — Наш мизинчик-малышок.
Указательный забыли!
Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять
И движенья выполнять.
Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.
Мы рога козы покажем, Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове.
И рога оленя даже.
Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове.
И про зайку не забудем, —
Ушками водить мы будем.
Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими.
Чтобы четко говорить,
надо с пальцами дружить!
Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.
- Молодцы, размяли пальчики.
4. Массаж лица.
- Когда мы разговариваем, то лицо помогает нам делать нашу речь выразительной.
- Давайте сделаем массаж лица:
- Ручки растираем и разогреваем (растираем ладошки друг о друга,
- И лицо теплом своим нежно умываем (проводим ладошками сверху вниз
по лицу,
.- Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводим пальцами от середины лба к вискам,
-Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
их вперед сгибаем, тянем их за мочки,
а потом руками трогаем мы щечки.
- Все молодцы!
- А теперь я предлагаю вам поговорить «лицом», без слов, мимикой.
-Радость!- дети рады родителям, а родители – детям! (широкая улыбка)
-Огорчение!- Родители показывают, как они огорчаются, когда недовольны своими детьми (сводим брови, губы - трубочкой)
-Удивление!- Дети и родители показывают, как они удивляются, когда видят неожиданные подарки (брови вверх)
5. Беседа об органах артикуляции.
- Ребята, сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы внимательно слушайте, поднимайте руку и отвечайте.
Стоят два брата,
Кафтаны из бархата
Красные наряды,
Живут рядом,
То сойдутся,
То разойдутся…. (губы)
Нет обидчивее Любы
Очень часто дует… (губы)
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле… (зубки)
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает, когда мы молчим. (язык)
(Похвалить детей за смекалку).
И так, что же помогает нам говорить?
- Надо крепко заучить, что тебе и мне поможет звуки все произносить» (губы, зубы, язычок)
- Ребята, чтобы вы научились красиво говорить, нужно, чтобы ваш язычок был ловким! Давайте сделаем с вами зарядку для язычка.
6. Артикуляционная гимнастика
Улыбка, заборчик.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к щечкам потянулись.
Ты попробуй «и» - «и» - «и» скажи,
Свой заборчик покажи. У детей и родителей, губы широко улыбаются. Видны верхние и нижние зубы.
Трубочка
В гости к нам зашел слоненок,
Удивительный ребенок
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни. Дети и родители вытягивают губы в трубочку.
Чистим зубки
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые. Дети и родители водят язычком сначала по верхним зубкам, затем по нижним.
Часики
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Влево – тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так? У детей и у родителей тоненький язычок тянется от одного ушка к другому.
Блинчик
Утром рано мы встаем
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается. Язык кладем на нижнею губу, а верхней губой шлепаем по языку и говорим «пя-пя-пя». За тем рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Чашка
Будешь пить с друзьями чай
Ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас попробуй. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов, затем широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Горка
Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем – горка получается. Рот открыт. Напряженный язык упирается в нижние зубы, спинка поднимается вверх.
Качели
Вверх и вниз – вверх и вниз
На качели сел язык.
Вот качели высоко,
Вот качели низко. Рот открыт. Напряженный язык тянется к верхним зубам, затем опускается к нижним.
Лошадка
Цок – цок – цок по мостовой-
Идет лошадка к нам к тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее. Губы улыбаются. Рот открыт. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
7. Упражнение на развитие речевого выдоха.
- Мы сделали зарядку с Язычком, а теперь поучимся с вами дышать. Правильное дыхание важно для нашей речи! Встаньте удобнее, расслабьте плечи, положите правую руку на живот, а левую на грудку. Делаем вдох носом, надуваем животик, как шарик, выдыхаем - ртом, сдулся шарик. Плечи и грудь не поднимаются, и еще раз вдох - носом, выдох – ртом. Молодцы!
А сейчас игровое упражнение «Вертушки» - подуть на вертушку (как бы «имитируя «сильный и слабый ветер»).
Молодцы ребята.
8. Упражнение на отработку изолированных звуков в речи.
- А сейчас вспомним наш девиз про пальчики : Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить. Давайте поиграем в игру с мячом «Назови звук».
Дети встают в круг. По очереди передают друг другу мяч, у кого остановится произносит соответствующий звук.
Ты катись веселый мячик
Быстро – быстро по рукам.
У кого веселый мячик –
Прошипи – ка «Ш-Ш-Ш»
Прогуди как самолет «У -У-У»
Просвисти – ка – «С-С-С»
Пропой звук «И-И-И»
Промычи – ка «М-М-М»
Прожужжи – ка «Ж-Ж-Ж»
Пропой звук «А-А-А»
Прорычи -ка «Р-Р-Р»
Прозвени -ка «З-З-З»
9. Массаж пальцев рук.
А сейчас предлагаю вернуться к нашим пальчикам :
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
«Ореховый массаж» (проводится с использованием грецких орехов).
Орешек я в руке катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
В кулачок его сожму
И другой рукой начну.
10. А сейчас предлагаю вам игру - рифмовку: «Подскажи словечко»
Я начну произносить чистоговорки, в которых нет последнего слова.
Ваша задача: подсказать мне это слово.
Ра - ра - ра – начинается …. игра.
Ре – ре – ре – стоит домик на …. горе.
Ры - ры - ры – надуваем мы …. шары.
Ру- ру - ру – продолжаем мы ….игру.
Жа – жа – жа – есть иголки у ….ежа.
Са-са-са - длинная … коса.
Шу – шу – шу – шапку новую… ношу.
Лёт – лёт – лёт – в небе … самолёт.
Ра - ра - ра – и закончилась…. игра.
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ.
- Ребята, сейчас я вам предлагаю разделиться на команды по 4 человека, и подойти к столам. На столах приготовлены игры для развития мелкой моторики. Мне в помощь нужно 3 родителя.
На 1 столе – нужно собрать картинку из геометрических фигур.
За вторым столом – вас ждут игры с прищепками.
На 3 столе – нужно поработать с разрезными картинками (составить картинку из частей)
За четвертым столом - нужно разобрать мелкие предметы по тарелочкам.
Как только все ребята выполнят задание, поднимаем руки вверх, и меняемся столами.
- Какие молодцы. Со всеми играми справились.
9. Подведение итогов занятия. Прощание
- Наше занятие подошло к концу.
- Давайте вспомним о чем мы говорили?
- Что вам запомнилось?
- Что вам понравилось?
- Сейчас я вам раздам шаблоны лиц мальчиков и девочек. Пройдите к столам, нарисуйте им лица, свои эмоции которые остались у вас после занятия.
Логопед читает вместе с детьми Выполняют дети
Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку. Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Логопед читает вместе с детьми Выполняют дети
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу. Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.
- И на память о сегодняшнем занятии я хочу вам подарить буклеты с играми и упражнениями в которые вы сможете поиграть дома с родителями.
И конечно же сладкое угощение.