Лучший педагог года

Образовательный проект «Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить» (3 фото)

Елена Коломейцева Приписнова
Образовательный проект «Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить»
▼ Скачать + Заказать документы

«Чтобы лучше говорить- нужно с пальцами дружить»

«Ум ребёнка находится на

кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Публикация «Образовательный проект „Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить“» размещена в разделах

Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры, движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки»,

«Сорока - белобока» и т. д.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

По срокам: долгосрочный: 3 года.

Актуальность

Данной проблемы очевидна на сегодняшний день заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель).

Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому, важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как родителей, так и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Систематическое и планомерное использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

«Играя, развиваем речевую систему детей посредством развития мелкой моторики рук».

Результат систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга. Вследствие чего улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, подготавливается рука к письму, обогащается словарь, речь становится чище.

Цель проекта : создание условий для развитие мелкой моторики у детей

дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.

Задачи:

Использовать разные виды детской деятельности;

Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития

мелкой моторики;

Развивать мелкую моторику рук;

Психические познавательные процессы (память, мышление,

воображение, речь, восприятие);

Формировать волевые навыки:

Воспитывать умение работать в коллективе;

Формировать положительные эмоции.

Данный проект рассчитан на три года и охватывает детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: мелкая моторика рук.

Предмет исследования: влияние разных видов детской деятельности на

развитие мелкой моторики рук.

Участники проекта

1. Воспитатели

2. Дети 2-5 лет

3. Родители

Методы реализации проекта.

1. Наглядно-действенный метод: - показ сказок (педагогом, детьми);

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

2. Словесно-образный метод :

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок; - рассматривание наглядного материала;

- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей

драматизацией

- использование атрибутов пальчиковой гимнастики.

3. Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение игр: со строительным материалом, дидактических («Хорошие и плохие поступки",

Образовательный проект «Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить»

подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;

- изготовление кукол к сказкам;

Игры с мелкими предметами

Массаж кистей и пальцев рук

Пальчиковые игры

Лепка (пластилин, солёное тесто, глина, пластика)

Фото «Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить»

Рисование

Шнурки и шнуровка

Пазлы и мозаика

Образовательный проект - фото

Предполагаемый результат:

Дети: проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

отзывы родителей и педагогов;

у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

Этапы проекта :

I. Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме:

Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015.

Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков; Эксмо - М., 2013.

Подготовка наглядного материала:

письменных консультаций, стендов информации;

современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.

оформление фотовыставок «Волшебные пальчики», «Пальчиковые сказки» и др. ;

выставки детских работ «Ваза из арбузных семян» и др.

II. Основной этап реализации проекта :

составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;

разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

№ Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2. Изучение родителями методической литературы: Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.

Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет; Мир - М., 2013. Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

3. Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

4. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5. Консультации для родителей «Кинизиологические упражнения» Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6. Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

7. Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

8. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

10. Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями. Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

11. Постановка новой проблемы: «Теневой театр». Разработать план работы по развитию речи детей посредством театральной деятельности.

включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр :

— перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

— выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

— при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

— выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать

движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и

невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

— вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений,

поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями:

выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

родительские собрания : знакомство с проектом «Умные ручки»;

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

III. Заключительный этап

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Результативность

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе

создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

- центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки

к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для

экспериментирования

в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).

-центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый

материал, различные инструменты.

-театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития моторики

руки (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, различные шапочки, а также

игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

Результаты педагогической диагностики воспитанников по развитию речи:

учебный год начало года конец года

2016 - 2017 г.

(2 младшая группа) 25% 55%

2017 – 2018 г.

(средняя группа) 32% 68%

2018 – 2019 г.

(старшая группа) 28% 69%

Контрольные срезы.

Младший возраст. Развитие мелкой моторики (2 младшая группа)

2016– 2017 учебный год.

I Квартал II Квартал III Квартал

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

26% 28% 31% 34% 37% 41% 44% 46% 56%

Показатель высокого уровня развития мелкой моторики.

В детский сад поступили дети «домашние». У двоих детей тяжело протекал период

адаптации к детскому саду. Считаю, что развитие мелкой моторики, благотворно влияет на

адаптацию детей к ДОУ, повышает эмоциональное самочувствие ребенка.

На протяжении всего учебного года, прослеживается положительная динамика развития

мелкой моторики рук. Постепенно кисть руки приобретает гибкость, появляется

согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными.

Контрольные срезы.

Развитие мелкой моторики (средняя группа).

2017– 2018 учебный год.

I Квартал II Квартал III Квартал

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

37% 39% 40% 53% 58% 60% 62% 64% 69%

Показатель высокого уровня развития мелкой моторики.

Высокий уровень развития мелкой моторики продолжает расти. К концу года он составил - 69%. По мере того как развивается рука ребенка, наблюдается положительное изменение

в развитии речи детей, психических функций (памяти, внимания, мышления) интеллекта и

физического здоровья.

Контрольные срезы.

Развитие мелкой моторики (старшая группа).

2018 – 2019 учебный год.

I Квартал II Квартал III Квартал

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

31% 37% 41% 43% 45% 51% 55% 62% 70%

Показатели развития мелкой моторики (за три года)

учебный год начало года конец года

2016 - 2017 г.

(2 младшая группа) 24% 56%

2017 – 2018 г.

(средня группа) 31% 67%

2018 – 2019 г.

(старшая группа) 37% 70%

Диаграмма развития речи и развития мелкой моторики

2-ая младшая группа

2016 - 2017 г. средняя группа

2017 – 2018 г. Старшая группа

2018 – 2019 г.

начало года конец года начало года конец года начало года конец года

25% - 26% 55% - 56% 32% - 37% 68% - 69% 28% - 31% 69% - 70%

Условные обозначения: синий цвет – развитие речи; красный цвет – развитие мелкой

моторики

Перечень используемой литературы:

1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009.

3. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М. : Академия, 2010.

4. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.

5. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет; Мир - М., 2013.

6. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 4 лет; РГГУ - М., 2013.

7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет; Академия развития - М., 2013.

8. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1.

9. Гришечкина Н. В., Козюлина В. А., Матюшкина О. П. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений; Академия развития - М., 2013.

10. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013.

11. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013.

12. Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков; Генезис - М., 2012.

13. Илюхина В. А. Готовим руку к письму и учимся писать красиво; АСТ, Астрель - М., 2014.

14. Каплунова Ирина, Новоскольцева Ирина Умные пальчики; Невская нота - М., 2012.

15. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения – Волгоград, 2010.

16. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПБ. : Литера, 2005.

17. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015.

18. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015.

19. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков; Эксмо - М., 2013.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детям нужно доверять, чтобы они доверяли вам» Доверие -это основа основ любых близких отношений,как говориться нет доверия-нет отношений,а есть формальное выполнение условий взаимодействия.

Конспект беседы на тему: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» Программное содержание: 1. Продолжать учить беречь свое здоровье и заботиться о нем. 2. Расширять знания о питание, о его значимости. 3.

Виртуальная экскурсия «Что нужно делать, чтобы быть здоровым» Мероприятие «Что нужно делать, чтобы быть здоровым». Цель: Приобщить детей к здоровому образу жизни. Прививать любовь к спорту. Расширять.

Обмен опытом «Чтобы чётко говорить — будем с пальчиками дружить»Обмен опытом «Чтобы чётко говорить — будем с пальчиками дружить» Начиная с раннего возраста провожу работу с детьми направленную на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Для решения задач использую.

Педагогический проект «Давай дружить»Педагогический проект «Давай дружить» Краткосрочный информационно-творческий проект Тема: «Давай дружить!». Воспитатель Ковалевская Л. Н. Участники проекта: - дети старшей группы;.

Проект для детей подготовительной группы «Чтобы знали, чтобы помнили» Название образовательного учреждения: МАДОУ № 8 г. Горячий Ключ. Вид проекта: информационно – исследовательский, творческий. Ф. И. О. разработчика.

Проект «Учимся дружить»Проект «Учимся дружить» Актуальность : Дружба, друзья – эти слова обозначают одно из самых замечательных явлений нашей жизни и знакомо оно каждому из нас еще с.

Консультация для родителей «9 фраз, которые нужно говорить детям» Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому Родители пример ему. 9 фраз, которые нужно говорить детям Каждый родитель.

Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.

Консультация для родителей «Как говорить с ребёнком, чтобы развивать его речь» Для развития речи ребёнка необходимо полноценное развитие эмоций, интеллекта, личности в целом. И здесь огромное значение имеет Семья. Многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 09:05
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект «Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Коломейцева Приписнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД