Елена Тенсина
Логопедическое занятие для детей дошкольного возраста (подготовительная группа) «Большое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звуков [р],[ р’] в словах, предложениях.
Задачи: 1) Совершенствование фонематического слуха и восприятия; совершенствовать и активизировать словарный запас по теме; учить подбирать признаки к предметам, согласовывать существительные с прилагательными, глаголами; уточнить обобщающее понятие «дикие»; классификацию предметов;
2) Развитие функции словоизменения, словообразования; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать относительные (притяжательные) прилагательные;
3) уточнить артикуляцию звука, уклад и характеристика звука [р], развивать фонематическое внимание и слух,
Публикация «Логопедическое занятие для детей дошкольного возраста (подготовительная группа) „Большое путешествие“» размещена в разделах
4) закрепить правильное произношение звука [р] в изолированном виде, слогах, словах, учить преобразовывать слова путем замены первого звука. Составлять предложения.
5) Развивать зрительное внимание, память, мышление; совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, оптико-пространственные ориентировки. Развивать артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание (длительный и плавный выдох). Развивать общую и тонкую моторику, речевую моторику, развивать творческую активность и воображение.
6) развивать мелодико-интонационных просодических компонентов. Развивать чувство ритмического рисунка, развивать способность выразить ритм в общей и мелкой моторике.
Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Оборудование: сюжетная картина, предметные картинки, фишки для звуко-слогового анализа слов, схема предложений, карточки слов, схема для определения места звука в слове и др.
Ход занятия.
1. Орг. момент: Где мы с вами живем в городе или в деревне? …
Кто из вас был в деревне?.
психогимнастика
Изобразим, как можно шагать по чистым улицам города.
Сейчас весна на проселочных дорогах – грязь.
Покажем, как мы будем шагать по раскисшей дороге.
Логопед : Послушайте, как я произнесу слова: дорога, город, грязь, деревня.
Какой звук я выделила голосом. (ответы детей).
Л. : Правильно звуки [р], [р’].
2. сообщение темы.
Л. : Сегодня на занятии мы будем правильно произносить [р], [р’].
(анализ артикуляции, уклад, характеристика звука, изолированное произношение)
3. развитие фонематического слуха
игра: «поймай звук» (поднять руку на звук [р], хлопнуть в ладоши - [р’]).
игра: «какой звук в слове» (сигнальные флажки, выделение мягкого и твердого звуков в словах)
трава, дорога, река, тротуар, дерево, озеро, трактор
игра: «определи место звука в слове» (выделение звука в начале, середине и в конце слова фишками на пособии) речка, веранда, деревья, работа, шар, гараж, трактор и др.
4. произношение звуков в словах.
(картинка избы) Л. : Где можно увидеть такой дом? ответьте одним словом. ( Дети: в деревне)
(картинка - многоэтажка) Л. : А где можно увидеть такие дома? (Д. : в городе)
Л. : Из чего строят дома в деревне (Д. : из бревен, дерева)
Л. : А из чего строят дома в городе (Д. : из кирпичей, панелей)
Л. : Значит в городе дома какие? (Д. : кирпичные)
Л. :А в деревне? (Д. : деревянные, бревенчатые)
в словах: город, кирпич, кирпичный – какой звук повторяется? (ответы детей, а в словах: деревня, брёвна, деревянный – какой? (ответ детей).
Рассмотрите эти дома, назовите те части дома в которых есть звук [р] (Д. : крыша, крыльцо, брёвна, сруб, рама, и др.)
Какой звук произносили правильно? (ответы детей).
5. развитие фонематических представлений.
(сюжетная картина) Л. : Какой это дом? Ответьте полным ответом, предложением (л. : «это (здесь) деревянный, деревенский дом, его построили из бревен» и т. п.)
Л. : Что находится перед домом? (д. : «перед домом находится пруд, луг»)
Л. : Чем покрыт луг перед деревенским домом? (д. : «луг покрыт (зеленной) травой, цветами»).
Л. : сейчас весна, назовите первые весенние цветы. (д. : медуница, подснежник, нарцисс, мать-и-мачеха, одуванчик)
В названии какого цветка есть звук [р]. (д. : «нарцисс»)
Л. : Как назвать одним словом первые цветы? (д. : первоцветы)
Назовите третий звук в слове «первоцветы». (ответы детей, при необходимости уточнение)
Л. :У вас на столах лежат карточки с изображениями первоцветов, назовите у кого какой цветок? (ответы детей).
Л. : Перенесем ваши цветы на лужайку перед домом. Найдите тот же цветок и прикрепите его к лужайке. (дети подходят к доске и прикрепляют разрезные карточки цветов к полотну, проговаривают : (пр. «на лугу вырос (красивый) нарцисс.» и т. п.).
Какие цветы на лугу? (ответы детей,
В названии какого цветка есть звук [р].(д. : «нарцисс»)
Л. : Здесь весенние цветы, а каких цветов нет на лугу? Назовите. (д. : нет летних, осенних цветов - нет роз, гладиолусов, астр, хризантем и др.)
6. анализ и синтез слова «нарцисс»
(схема слова – характеристика каждого звука, уточнение, как обозначается в схеме слово, слог, звуки)
физ. пауза:
дети встают на площадке за столами (движения сопровождаются речью)
Л. : Что делают люди в деревне?
Оры-оры-оры – собираем помидоры,
рец-рец-рец – кладут в корзину огурец,
Ур-ур-ур – мы накормим кур,
Ру-ру-ру – мастерим мы конуру,
Ре – ре – ре – дрова рубим во дворе.
Ор-ор-ор – прибираем двор
(каждый ребенок проговаривает чистоговорку и производит соответствующие действия, остальные повторяют)
7. Развитие логического мышления (самоконтроль за звукопроизношением) Л. : Послушайте стихотворение:
теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?
(рассуждения детей почему такого не бывает, повторение стихотворения)
8. составление предложений по опорным словам.
Л. : На столах лежат конверты, посмотрите, что в них? Слова перемешались, прочитайте слова - подумайте и составьте предложение.
(1. Весной светит яркое солнце, 2. На лугу расцвели первые цветы, 3. Весной голубое небо, 4. Дети гуляют в парке, 5. Весной прилетают перелетные птицы, 6. Скоро наступит жаркое лето). Каждый ребёнок зачитывает свое предложение.
Л. : Назовите слово в предложении, в котором есть звук [р].(дети называют слова со звуком [р].)
Л. : Какие перелетные птицы прилетают весной? (д. : «весной с юга (из теплых стран) прилетают грачи, ласточки, жаворонки, скворцы»)
Назовите птиц в названии которых есть звук [р] (ответы детей)
Л. : Ответьте на вопрос и составьте схему предложения:
Где селятся скворцы, а где ласточки (грачи? ( схема к предложению: «скворцы селятся в скворечнике, а ласточки в гнезде».)
Проверка каждого предложения: ребенок показывает и проговаривает каждое слово в схеме.
9. развитие ориентировки на тетрадном листе, развитие м. м.
графический диктант.
10. развитие мышления.
Л. : на столах у вас карточки с ребусами, разгадайте, что за слово зашифровано в ребусе и напишите его в тетради. (каждый ребенок разгадывает ребус и записывает слово в своей тетради, затем зачитывают).
Итог.
Л. : какой звук на занятии мы с вами произносили правильно? Назовите слова со звуком [р]. (дети повторяют звук и называют слова которые произносили на занятии). Дифференцированная оценка работы детей.