Юлия Глотова
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ учителем-логопедом.
Коррекционно-развивающее сопровождение направлено на решение основных проблем детей дошкольного возраста 4–7 лет с задержкой психического развития, посещающих группу компенсирующей направленности : развитие и коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного аппарата, формирование мелкой моторики рук и межполушарных связей, совершенствование звуковой стороны речи.
Публикация «Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Цели: создание условий для коррекции звуковой стороны речи дошкольников с ЗПР через психомоторную гимнастику, использование игровых упражнений и дидактических игр.
Задачи : создать психолого-педагогические и дидактические условия для формирования звуковой стороны речи, развития и коррекции речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей у дошкольника с ЗПР с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
повысить уровень компетенции педагогов с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ;
Кроме этого, в коррекционной работе представлено взаимодействие всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя – дефектолога, педагога-психолога, учителя - логопеда, воспитателей, учитывающих индивидуальные особенности воспитанников, возможности предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающую своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений, способствующую более высоким темпам общего и
речевого развития детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По данным психолого-педагогического обследования, проведенного в сентябре 2018 года, выявлено, что у всех детей имеются нарушения звукопроизношения:
•нарушение двух групп звуков (свистящих и шипящих) отмечалось у 26 % детей;
•трех групп (свистящих, шипящих, [Р] или [Л] –у 43 %;
•свыше трех групп (свистящих, шипящих, соноров и простых по артикуляции переднеязычных)
–у 31 % обследованных детей.
Причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.
Для правильного произнесения звука необходимо: подвижность органов артикуляции, развитое речевое дыхание, развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.
У большого количества детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляторного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.
Речевое дыхание у дошкольников с ЗПР имеет ряд особенностей: очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи; неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы); неумелое распределение дыхания по словам ( ребенок вдыхает в середине слова: мы с мамой пой – вдох –дем гулять); торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»; неравномерный толчкообразный выдох (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно); слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Наибольшие трудности детей с ЗПР испытывают при выполнении заданий, связанных с развитием
мелкой моторики: неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации.
У детей с ЗПР при работе не задействованы обе руки, они затрудняются работать одновременно синхронно двумя руками, в работе не участвуют все пять пальцев, что очень важно в том случае, когда мы хотим, чтобы движение развивало мозг. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. У детей с задержкой психического развития снижается активность левого полушария.
Полноценного развития таких детей можно достичь только в том случае, когда создаются адекватны: комплексные условия обучения и воспитания.
В связи с этим специалистами разработана и реализуется комплексная
коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию, которая направленная на решение основных проблем детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: развитие и коррекция речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей, звуковой стороны речи.
При решении задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущей является смешенная (индивидуально-групповая) форма работы с детьми. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. Желаемого успеха можно достичь лишь в том случае, если усилия всех участников коррекционно-образовательного процесса будут объединены, т. е. если воздействие будет комплексным.
В современной дефектологической науке проблемам задержки психического развития, изучению особенностей детей с ЗПР посвящены исследования в клиническом, психолого-педагогическом аспектах. В то же время логопедические, лингвистические и психо-лингвистические аспекты исследования задержки психического развития не так многочисленны и широки. Первоначально проблема задержки психического развития рассматривалась в контексте трудностей в обучении, возникающих у детей школьного возраста. Истоки задержки психического развития ребенка виделись в социальных условиях его жизни и воспитания (социальная и культурная депривация). В 1964 г. в США была принята программа «опережающего обучения» (Л. Тарнопол). В России по результатам экспериментального изучения детей с ЗПР 5-6 -летнего возраста С. Г. Шевченко была предложена Типовая программа обучения детей с ЗПР в подготовительной группе детского сада (1989г.).
В отечественной дефектологии в теоретических исследованиях основное внимание уделяется проблемам этиологии, классификации и патогенетическим проявлениям задержки психического развития (Власова Т. А., Ковалев В. В., Лурия А. Р., Лебединская К. С., Марковская И. Ф., Певзнер М. С.); диагностике и коррекции нарушений познавательной деятельности детей с ЗПР (Забрамная С. Д., Екжанова Е. А., Лубовский В. И., Мастюкова Е. М., Мамайчук И. И, Стребелева Е. А., Ульенкова У. В.); практическоую направленность приобретают исследования по вопросам изучения и формирования ведущих видов деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР (Разенкова Ю. А., Слепович Е. С., Стребелева Е. А., Стрекалова Т. А., Ульенкова У. В.). Исследованиям речевой деятельности детей с ЗПР посвящены работы Никашиной Н. А., Рахмаковой Г. Н., Тригер Р. Д., Шевченко С. Г., Ульенковой У. В., Цыпиной Н. А.
Известно, что нарушения познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловливают недостаточную подготовленность детей к школьному обучению и приводят к неуспеваемости обучения. Одной из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития (20-30% учащихся). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают необходимого уровня готовности к школьному обучению и определенного уровня речевого развития.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы изучения особенностей речевых нарушений у дошкольников с ЗПР, являющиеся определяющим фактором ранней коррекции и успешной подготовки детей к школьному обучению. Речевая готовность к школьному обучению предполагает появление и развитие новых форм речи, необходимый словарный запас, определенный уровень сформированности грамматического строя речи, наличие фонематического слуха и представлений, сформированность основных функций фонематического анализа и синтеза.
Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом (Ковшиков В. А., 1967; Мальцева Е. В., 1989; Тригер Р. Д., 1998).Данные нарушения имеют сложную структуру дефекта, разнообразны по своей симптоматике и механизмам, проявляются на фоне системного недоразвития речи. Таким образом, своевременное логопедическое воздействие по коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР позволяет не только преодолеть речевые нарушения, но и создать новые условия для развития речи детей с ЗПР, формирования их познавательной активности.
Отбор содержания и его организация осуществлялась с опорой на следующие принципы:
•Принцип гуманизации, процесс, направленный на развитие личности ребенка, как субъекта творческой деятельности.
•Принцип ценности личности и ее уникальности заключается в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности.
• Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог искусств, внутренний диалог ребенка со своим «Я», диалог сфер внешнего мира и т. п.
• Принцип открытости к ближайшему социальному окружению: детям, взрослым, культуре, природе и др.
•Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом развития ребенка, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении содержания образования.
•Принцип свободы и самостоятельности, позволяет ребенку самостоятельно выбрать цель, определиться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действия и самооценки.
•Принцип ситуативности, позволяет создать «социальную ситуацию»для ребенка, где ядром выступает личностное взаимодействие, в основе которого лежит содержание проблемы.
•Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства –воспитание и обучение, развитие и саморазвитие природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры.
В практике мы не встречали систему работы по формированию звуковой стороны речи у детей с ЗПР. Данная разработка позволяет систематизировать деятельность всех участников образовательного процесса по коррекции звуковой стороны речи, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей у дошкольника с ЗПР с 4-7 лет.
Специалисты, реализующее психолого-педагогическое сопровождение, должны уметь вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребнка к собственной активности, уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребнка, создать условия для совместной деятельности в форме игры.
Для успешной коррекционно-развивающей работы педагоги имеют специальное педагогическое образование, хорошо знают дошкольную педагогику и психологию, применяют специальные технологии для проведения коррекционнно-развивающей работы.
В целях эффективной реализации программы психолого-педагогического сопровождения, в детском саду созданы условия для профессионального развития педагогических кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования.