МААМ-картинки

Логопедическое обследование безречевых детей

Анна Виль
Логопедическое обследование безречевых детей
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическое обследование безречевых детей[/b]

Уважаемые коллеги! Делюсь составленным протоколом обследования безречевого ребенка. Составила я его по пособию Кирилловой Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. + Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. вопросы дифференциальной диагностики. Учебно – методическое пособие. . Апробировала на детях дошкольного возраста и результаты обследования с заключениями (виды нарушенных анализаторов: речеслуховой или речедвигательный) были подтверждены при медицинском обследовании.

Публикация «Логопедическое обследование безречевых детей» размещена в разделах

1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

(импрессивная речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие)

Выполняет С помощью Не выполняет

Выявление объема и точности словаря.

Задание 1. Выявление объема и точности словаря.

«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

«Возьми куклу (матрешку.)».

Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку.).

Если ребенок справляется то попросить -узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Задание 2. Предложите показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

Задание 3. Выяснение знаний слов обобщающего характера.

Предложите ребенку найти предметы по темам : «Найди посуду (игрушки, одежду, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки.).

Задание 4. Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей

туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).

«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?»

Задание 5. Соотнесение предметов с их назначением.

Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?»

Затем замените предметы на предметные картинки и повторите вопросы.

Задание 6. Выяснение объема глагольной лексики.

сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия. «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке

действий, выраженных возвратными глаголами: «Покажи, кто

умывается (стоит, бежит)».

Две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто

вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

Задание 7. Понимание названий признаков предметов.

Сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий /низкий дом)»;

«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)»;

«Где красный (желтый, синий) мячик?».

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.

Задание 1. Понимание форм ед. и множ. числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки,машина/машины, книга/книги)».

Задание 2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов:

«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

Понимание предложений

Задание 1. Выполнение инструкции:

«Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

Задание 2. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе:

«Возьми мишку и посади его на стул. (Подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Иссл-е слуховых функций и фонематического восприятия

Задание 1. Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов:

найти звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.

Задание 2. Выяснение направленности слухового внимания:

с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.

Задание 3. Узнавание и различение гласных звуков из ряда.

Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложите ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши, услышав определенный звук (заранее условленный).

2. НЕРЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ.

(особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте) Выполняет С помощью Не выполняет

Задание 1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Попросите ребенка показать «верх/низ», а также направления:

«Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дайте ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).

Задание 2. Ориентировка на плоскости.

На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей (домик — квадрат,

крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложите:

«Покажи, где крыша? Где труба?»

Задание 3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики). Предложите ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

Задание 4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению. Повторить последовательно позы. Чередуйте по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

Задание 5. Оральный праксис. Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий:

… широко отрыть рот;

… улыбнуться;

… надуть щеки;

… вытянуть губы в трубочку;

… сделать губы как при звуке [о];

… высунуть язык лопаткой;

… поднять кончик языка вверх;

… опустить кончик языка вниз;

… поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

Задание 6. Способность к переключению движений.

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

Задание 7. Конструктивный праксис:

воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу,

создать конструкцию по памяти.

Задание 8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности:

сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем;

облегченный вариант кубиков Кооса;

выполнить вкладки в доску Сегена.

3. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ.

Выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения

Задание 1. Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

Задание 2. Реакция на незнакомого человека. В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

Задание 3. Реакция на впечатление.

Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

Задание 4. Способность к подражанию: предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Задание 5. Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть (руки, чистить (зубы, причесываться, гладить (кошку).

Задание 6. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Задание 7. Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

Задание 8. Способность изображать и играть роль:«Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Публикации по теме:

Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ Введение Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и.

Индивидуальное (для малой подгруппы детей) логопедическое занятие Конспект индивидуального (для малой подгруппы детей) занятия с использованием ИКТ, на этапе автоматизации звука Р в словах и предложениях.

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗЛогопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.

Логопедическое занятие «Насекомые» для детей старшего дошкольного возрастаЛогопедическое занятие «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Насекомые», с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, элементов мнемотехники.

Наглядно-методическое пособие «Обследование детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 «Согласовано»: «Утверждено»: И. о. Заведующего МБДОУ № 21.

Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.

Обследование словаря. Словообразование и словоизменение Словообразование и словоизменение Существительные 1. Один - много. Если ребёнок понимает задание, ему предлагается для образования множественного.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Как встречала новый год наша.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» (2-я неделя) План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Вот и наступила зима в нашем.

Перспективный план «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа: Почему мне нравится весна? Д/И «Повтори и отгадай» Минутки любования природой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопедическое обследование безречевых детей
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 13:44
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое обследование безречевых детей» (включая файлы) размещена пользователем Анна Виль в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД