Синицына Наталья Александровна
Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ
Введение
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Мы считаем, что проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка дошкольного возраста является одной из самых актуальных. Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.
Публикация «Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В последнее время стала закономерной тенденция увеличения «не говорящих» детей среднего возраста, особенно детей с ОВЗ и зачисления их в группы комбинированной направленности. Попадая в такие группы, безречевые дети не имеют возможности наладить контакт со сверстниками через вербальные средства общения. Они испытывают трудности в адаптации коллективе, выражении своих желаний и мотивов. Им трудно объясниться даже с помощью жестов, наладить контакт как со сверстниками так и с педагогами ДОУ отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Эти дети находятся в постоянной стрессовой ситуации замыкаются в себе у них проявляются поведенческие реакции, истерики реакции отказа, что еще более усугубляет сложившуюся ситуацию.
Анализ коммуникативного поведения дошкольников с ОВЗ среднего возраста.
Дети данной категории конфликтны, не умеют взаимодействовать вместе во время игры не могут договориться друг с другом. Дети не способны пользоваться, словом как средством общения, не могут поддержать и развить установившийся контакт. Не умеют по собственной, инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо. Не умеют адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Причин этого в не сформированности их коммуникативной деятельности. Если провести анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечается, что дети используют их также мало, не активно. Инициаторы общения ребенок который хочет привлечь к себе внимание другого ребенка, как правило, делает это грубо, прикосновения бывают в виде ударов или толканий, это естественно ведет к тому, что другой ребенок проявляет ответную агрессию. При передаче информации, как правило, жестами дети данной категории не ожидают ответ от партнера по игре, а продолжают выполнение дальнейших действий интересных только им. Дошкольники данной группы при взаимодействии с педагогами также испытывают трудности, необходим положительный эмоциональный контакт, применение грамотных педагогических приемов для продуктивного налаживания взаимодействия взрослый – ребенок.
Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления.
Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.
Рекомендуемые игры и игровые упражнения по коррекции коммуникативного поведения. Практические рекомендации по проведению.
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все эти игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные, что особенно актуально для детей с ОВЗ. Потребность в игре и желание играть у дошкольников с особенными возможностями здоровья необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В дошкольном учреждении наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей, для общения дошкольников является – игра. Игра - является источником обширной информации, методом обучения и воспитания создания условий для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Так как детская игра это явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь и разнообразные ее функции. Каждый вид игры выполняет определённые функции в развитии коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Из всех перечисленных выше игр мы не приводим пример варианта сюжетно-ролевых игр, так как для детей данной категории на начальном этапе эти игры не доступны и не актуальны. Все остальные варианты будут предложены вашему вниманию.
Футболисты.
Эта игра может проводиться в разных вариациях и с разным инвентарем. Цель игры формирование умения ребенка взаимодействовать со взрослым. Развитие воздушной струи. Формирование речевой активности.
Оборудование: ворота (выполненные из коробка или могут заменятся кубиками, конструктором и т д.) футбольный мяч (может также быть выполнен из любого доступного материала, мы пользуемся маленькими воздушными шариками, но это также могут быть ватные шарики, поролоновые или пенопластовые шарики).
Инструкция: Давай поиграем в футбол, я буду забивать (задувать) мячик в твои ворота, а ты в мои. Показ действия. Когда у ребенка получается задуть мяч в ворота педагог эмоционально реагирует, радуется, хлопает в ладоши и произносит слово ГОЛ просит повторить малыша это слово.
Мы музыканты.
Цель игры формирование умения ребенка взаимодействовать с взрослым. Развитие слухового восприятия.
Взрослый предлагает ребенку выбрать любой музыкальный инструмент (дудочка, барабан, бубенцы, металлофон, трещотки, уголки) и вместе сыграть на нем. Сначала ребенок просто без ритма играет на выбранном музыкальном инструменте, а затем педагог предлагает повторить ритм за ним и в последующем сыграть вместе.
Зеркало.
Цель игры формирование умения ребенка взаимодействовать с взрослым. Развитие моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики, общей моторики.
Игра заключается в том, что ребенок должен повторить за педагогом движения (пальцев рук, общие движения, артикуляционные мимические движения губ и языка). Педагог учит ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый. Принять позу, какую принимает взрослый.
Инструкция: Мы сейчас с тобой поиграем, ты будешь моим зеркалом, я покажу, а ты повторишь, сделаешь точно так же. Задания имеют одну общую цель—развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым.
В дальнейшем можно предложить ребенку показать позу, какую он хочет, а педагог будет за ним повторять и уточнять: - Правильно я сделала? Причем педагог намеренно ошибается и выполняет не то движение которое показывает ребенок, тем самым формируя в нем элементарные навыки самоконтроля и мотивируя ребенка на речевую активность (произнесение слов ДА, НЕТ).
«Кто это?»
Цель игры: развитие воображения, выразительных движений. Формирование умения ребенка взаимодействовать с взрослым. Развитие слухового восприятия.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть ребенку с ним в интересную игру. На столе находятся игрушки домашних животных и птиц. Ребенку включают аудиозапись с голосами животных, он прослушивает ее и отгадывает кто это. Выбирает нужную игрушку и показывает движением и голосом кто это.
Так же для взаимодействия с ребенком можно использовать уже извесные игры - физминутки с движениями.
«Подуем на плечо».
Педагог. Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох). Подуем на другое (дуют на плечо).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою (поднимают голову вверх, дуют через губы).
Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) И остановимся пока.
«Труба».
Педагог. Мы пришли и сели (сидят на стуле).
Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак, к губам).
Подудим мы в свою трубу.
Дети. Ту-ту-ту, бу-бу-бу.
«Насос».
Педагог. Это очень просто: покачай насос ты.
Дети. С-с-с-с (изображают накачивание насоса, наклоняясь вниз, делают выдох, распрямляясь, делают вдох).
Логопед. Накачай насос ты. Это очень просто.
Дети. С-с-с-с.
„Дом маленький, дом большой".
Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводит руки в стороны).
Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх).
Логопед. А у зайца маленький, ай, ай, ай (жалобно).
Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.
Дети (жалобно). Ай, ай, ай.
Логопед. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).
Дети (сердито). Ой, ой, ой.
Логопед. Да и крошка заинька.
Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.
«Ежик».
Логопед. Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети сидят на корточках.
Дети (жалобно). Ох, ох, ох.
Логопед. Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Дети распрямляются, потягиваются.
Дети (весело). Ай, ай, ай.
«Жук».
Логопед. Усы раздвинув смело,
Жуки жужжат в траве.
Дети сидят, раздвинув руки.
Логопед. „Ж-ж-ж-у,— сказал крылатый жук,—
Посижу и пожужжу.
Дети складывают на груди руки.
Дети. Ж-ж-ж-ж.
«Тихо-громко»
Как известно дети среднего дошкольного возраста очень любят подвижные игры, а если в этих играх еще удается и пошуметь, то эта игра вдвойне примечательна для малыша. Мы предлагаем игры эстафеты, в которых у детей формируется не только взаимодействие с педагогом, но также и взаимодействие между собой. Также известно, что дети данной категории плохо понимают инструкцию, часто им бывает очень трудно соблюдать правила игры. Именно по этой причине мы предлагаем самые простые и доступные игры, они могут проводится в разных вариациях мы перечислим некоторые из них.
Игры эстафеты.
«Помоги и убери».
Оборудование: мягкие игрушки и большая корзина для игрушек.
Ход игры.
В группе все игрушки разбросаны по полу. Детям предлагается собрать игрушки, но выполнять это следует по очереди, первый ребенок подбегает к понравившейся игрушке подбирает ее и несет до корзины, потом кладет игрушку в корзину и бежит обратно. За ним следующий ребенок выполняет такие же действия, игра продолжается до тех пор пока все игрушки не будут помещены в корзину. Педагог хвалит детей за то, что они дружно помогли убрать групповую комнату.
«Добеги и постучи».
Оборудование: молоток деревянная дощечка.
Ход игры.
Один ребенок стоит в одном конце зала (групповой комнаты) другой ребенок (или педагог) в другом. Первому ребенку предлагается взять молоток и добежать до второго ребенка. Ему нужно жестами или мимикой (если ребенок не говорящий) если ребенок разговаривает тогда вежливо попросить разрешения постучать молоточком по деревянной дощечке. После чего дети меняются местами. Если игра проводится с педагогом, то он может устанавливать правила постучать тихо, громко, медленно, быстро.
«В гости к Айболиту»
Оборудование: игрушки, изображающие зверей, птиц, кукла доктора Айболита.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку поиграть в игру, он сообщает, что звези заболели и пришли лечиться к доктору Айболиту. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц и т. д. Когда звери, птицы приходят к Айболиту лечиться они стучатся в дверь и подают голос: одни выражают свою усталость, а другие — радость. «Га-га-га». — говорит гусь, «ко-ко-ко». —
кричит курочка, «ой-ой-ой»— жалуется лиса, «пи-пи-пи-пи»,— радостно пищит мышонок.
Выводы.
Активизация речи у детей с ОВЗ среднего возраста, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельность ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции не говорящих детей, насколько изобретательным будет педагог. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: „Сделай, как я делаю“. Необходимо научить детей подражать действиям с предметами Особенно усердно советуем развивать подражание движениям кистей рук и мимической моторики.
Информационные источники.
1. Коммуникативное поведение. Вып. 21. Е. Б. Чернышова, И. А. Стернин. Коммуникативное поведение дошкольника. Воронеж: изд-во «Истоки», 2004. 210 с. 11 п. л. Тираж 200 экз.
2. О. Гаврилушкина «Проблемы коммуникативного поведения дошкольников» («Ребенок в детском саду» №1 2003год).
3. Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. «Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации» («Воспитатель ДОУ» №5 2010год)
Интернет источники
https://www.maam.ru/