Лучший педагог года

Обследование словаря. Словообразование и словоизменение

Ольга Залецило
Обследование словаря. Словообразование и словоизменение
▼ Скачать + Заказать документы

Словообразование и словоизменение

Существительные

1. Один - много.

Если ребёнок понимает задание, ему предлагается для образования множественного числа примерно такой перечень слов :

рука – руки

стул - стулья

карандаш – карандаши

ведро - вёдра

ухо – уши

дерево - деревья

глаз - глаза

воробей - воробьи

книга – книги

стул – стулья

рот – рты

2. Обследование родительного падежа существительных множественного числа.

Публикация «Обследование словаря, Словообразование и словоизменение» размещена в разделах

Материал для обследования - картинка с изображением предметов или предмета. Названия предметов должны стоять в именительном падеже.

Ребё нку задается вопрос: "Много чего?"

- Вот один лист, а на дереве много чего?

- Вот одна книга, а на полке много чего?

- Вот один карандаш, а в пенале много чего?

- Вот одно дерево, а в лесу много чего?

3. Предложно-падежное управление или использование предлогов самостоятельной речи.

Ребёнок должен самостоятельно по выполненному действию или по картинке составить предложение или вставить недостающие предлоги в данный текст.

Проверяется знание предлогов: НА, В, У, К (КО, ИЗ, С (СО, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД ИЗ-ПОД, НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, ОТ.

а) Ребё нку предлагается ответить на вопросы:

- Где лежит мяч (на столе, около стула, под столом?

- Куда я убрала мяч (в шкаф, под стол, за стекло?

- Откуда я взяла мяч (из шкафа, с полки, из-под стола?

б) Проверяется, как ребёнок использует предлоги при составлении предложений по картинкам.

- Куда идут девочки?

- Где растут деревья?

- Откуда выбегают ребята?

- Где висит пальто?

в) Использование приёма подстановки пропущенного в предложении предлога.

- Лампа висит. столом.

- Мяч перелетел. забор и закатился. дерево.

-. угла выбежала собака.

4. Лев – львица – львенок – львята

Тигр –

Лиса –

Медведь –

Заяц –

Еж –

Бокр –

Яблоко – яблочный

Цветок –

Виноград -

Апельсин -

Морковь -

Помидор –

Бумага -

Вода –

Мех – из меха какой? – меховой

Слива – из сливы какой? -

Груша – из груши какой? -

Молоко – из молока какой? -

Свекла – из свеклы какой? –

5. Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных

"Я буду называть большой предмет, а ты тот же предмет назовёшь, но только маленький и скажешь ласково" :

сумка – сумочка

ухо - ушко

ковёр - коврик

ёлка - ёлочка

нога – ножка

стул - стульчик

шкаф – шкафчик

птица – птичка

дерево - деревце

Стул-стульчик, стакан-стаканчик, кувшин-кувшинчик, дом-домик, стол-столик, мячмячик, платок-платочек, звонок-звоночек, веник-веничек, замок-замочек, машина-машинка, миска-мисочка, пуговица-пуговичка, синица-синичка, ресница-ресничка, береза-березонька, книга-книжечка, дочь-доченька, тетя-тетенька, подушка-подушечка, кукла-куколка, роща-рощица, кольцо-колечко, ведро-ведерко, одеяло-одеяльце, дерево-деревце, зеркало-зеркальце, платье-платьице, кресло-креслице, масло-маслице, письмо-письмецо, крыло-крылышко, бревно-бревнышко, пальто-пальтишко.

Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета, например, «машина» и «машинка». «Покажи, где машина. А где машинка?»

6. Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.

Материалом исследования служат предметные картинки и слова :

чай-чайник,

сахар-сахарница,

суп-супница,

пепел-пепельница,

салат-салатница,

соус-соусница,

мыло-мыльница,

селедка-селедочница,

соль-солонка,

масло-масленка.

7. Исследование словообразования существительных со значением единичности.

Материалом исследования служат предметные картинки и слова :

пыль-пылинка,

бусы-бусинка,

крупа-крупинка,

виноград-виноградинка,

ворс-ворсинка,

горох-горошинка,

жемчуг-жемчужинка,

песок-песчинка,

дождь-дождинка,

снег-снежинка

8. Название профессий:

«Как называется человек, который

§ едет на велосипеде?

§ едет на мотоцикле?

§ играет в хоккей?

§ играет в футбол?

§ играет на гитаре?

§ играет на пианино?

§ играет на баяне?

§ играет на скрипке?

§ чинит часы?

§ точит ножи?

§ барабанит по барабану?

§ продает продукты, вещи?

§ Как назвать того, кто на паровозе ездит?

§ …кто зарядку утром делает?

§ …кто песни сочиняет?

§ …кто играет на рояле?

§ …кто ломает все?

§ …кто точит ножи?

§ …кто водит вертолет?

9. Употребление существительных в разных падежах.

Ребёнку предлагается отвечать на вопросы. При этом можно использовать специально подобранные картинки:

Винительный падеж:

"Кого ты видел в Зоопарке?" "Что я положила на стол?"

"Экскурсия в Зоопарк".

Проготовить"клетку" с прорезями, куда поочерёдно вставить картинки с изображением одного или нескольких животных. Ребёнок должен назвать, кого он видел в Зоопарке. Например: "Я увидел слонов, медведей, оленя, белку".

Родительный падеж:

"Чего много в лесу?" "Откуда осенью падают листья?"

"Что забыл нарисовать художник". Ребёнку предлагается для просмотра предметные картинки, на которых не дорисован какой-то элемент, часть предмета.

Ребёнок должен сказать, что забыл нарисовать художник.

Можно задавать вопрос: "Чего не хватает на картинке?" :

Например: Корова - без рогов, дом - без окон, стол - без ножки.

Дательный падеж:

"К кому ты любишь ходить в гости?" "Кому нужна удочка, кисть, метла, клюшка?"

"Расскажи, кому ты даёшь корм?". На столе раскладываются различные игрушки - животные и предметные картинки (сено, зерно, кости, мясо, молоко и т. д.). Можно объснить, что сейчас надо будет накормить всех животных, называя при этом кого и чем надо накормить. Например: "Это сено. Сено я отдам козе (козам, корове (коровам, лошади (лошадям)."

Творительный падеж:

"Чем мы едим суп, режем хлеб?" "Чем ты смотришь, слушаешь, нюхаешь?"

предложный падеж: "На чём катаются дети зимой?" "О ком ты знаешь, слушал сказки?"

"Кому что нужно". На столе раскладывать несколько предметов: ручки, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры. Предлагается нарисовать, например, шар и спрашивать: "Чем ты будешь рисовать? Чем ещё можно рисовать, раскрашивать?"

10. Согласование числительных с существительными.

Материалом обследования являются предметы или картинки с изображением нескольких однородных предметов:

- одна машина, две машины, пять машин;

- одна кукла, две куклы, пять кукол;

- один воробей, два воробья, пять воробьев;

- одно яблоко, два яблока, пять яблок.

Прилагательные

1. Обследование согласования прилагательных с существительными.

синяя рубашка, жёлтая юбка

синее небо, жёлтое солнце

синие васильки, жёлтые мячи

2. Исследование словообразования имен прилагательных.

§ Если днем мороз, то как называется такой день? Какой это день?

§ Если на улице холодно, то как можно назвать такой день? Какой он?

§ Если на улице дождь, то как можно назвать такой день?

§ А если ветер, то какой это день?

§ Если на улице солнце, то как называется такой день?».

3. Из чего сделан предмет.

стол из дерева, шляпа из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ком из снега, ключ из железа, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платок из шелка, платье из ситца, лист березы, лист осины, лист клена, лист дуба, шишка сосны, шишка ольхи, варенье из вишни, варенье из малины, варенье из груш, морс из клюквы, варенье из яблок, варенье из черники, варенье из брусники, суп из грибов, хлеб из ржи.

В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Банка сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?».

4. Образование притяжательных прилагательных

Материалом исследования служат следующие словосочетания :

сумка мамы, сумка бабушки, шарф дедушки, портфель папы, кукла Маши, мяч Сережи, хвост лошади, хвост петуха, нора мыши, нора лисы, молоко козы, хвост собаки, хвост кошки, хвост волка, берлога медведя, дупло белки.

В начале исследования ребенку дается следующая инструкция: «Хвост коровы – это коровий хвост. Скажи, а как называется хвост собаки. Чей это хвост?». И т. д.

5. Образование простой сравнительной степени прилагательного

Вначале формируется ориентировка в задании: «Эта лента длинная, а другая лента еще длиннее». Затем ребенку предлагается закончить следующие предложения:

§ Мальчик сильный, а папа еще …

§ Это темная юбка, а другая еще …

§ Это красное платье, а другое еще …

§ Это удобное кресло, а другое еще …

§ Ромашка красивая, а роза еще …

§ У сестры толстая книга, а у брата еще …

§ Это высокий дом, а другой еще …

§ Это узкий коридор, а другой еще …

§ У Маши громкий голос, а у Пети еще …

§ Мама молодая, а дочка еще …

§ Сахар сладкий, а мед еще …

§ Диван мягкий, а подушка еще …

Глагол

1. Исследование словообразования существительных от глаголов

В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Весной мы решили посадить кусты. Мы занимались чем? (Посадкой). Посадить – посадка».

§ Надо побелить стены. Родители заняты чем?

§ Соседи переезжают на новую квартиру. Соседи заняты чем?

§ Как называется место, где люди переходят дорогу?

§ Учительница задала детям пересказать сказку. Дети будут готовить что?

§ Самолет будет вылетать утром. На утро назначен что?

§ Надо засолить огурцы. Мы будем заниматься чем?

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова.

2. Исследование дифференциации глаголов в экспрессивной речи

В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагаются картинки, например, «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:

§ Самолет к башне … от башни…

§ Змея к ущелью … от ущелья …

§ Мальчик к реке … от реки …

§ Лодка к берегу … от берега …

§ Машина к дому … от дома…

§ Мальчик к дереву … от дерева …

В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.

3. Дополнить следующие предложения:

В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагается пара картинок, например, «Мальчик идет к мостику», «Мальчик переходит мостик. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то».

§ Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает)

§ Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает)

§ Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала…

§ Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал)

4. Образование приставочных глаголов противоположного значения

Материалом исследования служат картинки, действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:

приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть

5. Исследование дифференциации в импрессивной речи

Ребенку предъявляются 2 картинки (действия с предметом) и предлагается показать соответствующую картинку. Дается, например, такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».

Публикации по теме:

Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря Обогащать словарный запас ребенка - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным.

Методика определения активного словаря Благодаря этой методике вы сможете самостоятельно протестировать ребенка и узнать где есть дефицит слов. Методика "Определение активного.

Наглядно-методическое пособие «Обследование детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 «Согласовано»: «Утверждено»: И. о. Заведующего МБДОУ № 21.

Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Как встречала новый год наша.

Перспективный план тема: «Обследование по разделам программы» (2-я неделя) План тема: «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа «Вот и наступила зима в нашем.

Перспективный план «Обследование по разделам программы» дни понедельник вторник среда четверг пятница утро Беседа: Почему мне нравится весна? Д/И «Повтори и отгадай» Минутки любования природой.

Развитие словаря детей дошкольного возраста Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: осветить особенности овладения словарём детьми старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обследование словаря. Словообразование и словоизменение
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 15:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обследование словаря. Словообразование и словоизменение» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Залецило в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД