Тараданова Алина Владимировна
Логопедический тренинг для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический тренинг для воспитателей
«Формирование фонематических процессов
у детей дошкольного возраста»
Цель. Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями в сфере развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста, через использование дидактических игр, игровых упражнений.
Задачи:
Публикация «Логопедический тренинг для воспитателей „Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие фонематического слуха
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
• систематизировать знания воспитателей касающихся формированию фонематических процессов у дошкольников;
• упражнять педагогов в проигрывание дидактических игр и упражнений;
• активизировать творческую деятельность воспитателей;
• способствовать обогащению речевых центров дидактическими играми.
Ход мероприятия
1. Вводная часть
Упражнение «Веселые нотки» (На слайде изображен нотный стан с нотами.)
Учитель-логопед. Перед вами нотный стан, придумайте слова, которые бы заканчивались названием музыкальных нот: …до, …ре, …ми, …фа, …соль, …ля, …си.
Уважаемые коллеги, скажите, при помощи каких процессов вы смогли выполнить данное задание? (Выслушиваются ответы педагогов).
Конечно же – фонематических.
2. Основная часть
Теоретический аспект
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать, слышать, понимать речь и как следствие - научиться говорить.
Что такое слух? Это способность человека с помощью слухового анализатора воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Речевой слух (фонематический) – это слух, при помощи которого мы слышим и различаем звуки речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.
Фонематический слух – часть физиологического слуха, направленная на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – «в решётке фонем».
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели с момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
Фонематическое восприятие - это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант.
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку. После этого фонематическое развитие происходит бурно, опережая артикуляционные возможности ребёнка, это и служит основой совершенствования произношения, и уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим слухом в полной мере и воспринимает все звуки родного язык
Фонематический анализ и синтез.
Под фонематическим анализом - понимается умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.
Аналогично под фонематическим синтезом понимается умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Они формируются после четырех лет.
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом и восприятием характерно снижение слухового внимания и искаженное восприятие чужой и собственной речи. Некоторые из них с трудом различают не речевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выполнению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может приводить к снижению понимания ее смысла. У части детей нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова.
В работе по формированию фонематических процессов можно выделить следующие этапы.
I этап – узнавание неречевых звуков.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале
одинаковых звуков, слов, фраз.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов.
V этап – дифференциация фонем.
VI этап – развитие навыков элементарного языкового анализа и синтеза (анализ и синтез на уровне предложения, слога, звука).
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Практическая часть
Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.
На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).
Упражнение «В мире звуков»
Описание. Взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, звонок, бумага, деревянные ложки, ширма.
Описание. Педагог показывает и называет предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Дети должны определить, что они слышат (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.).
Игра «Найди пару»
Оборудование: три пары одинаковых баночек с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание. Педагог ставит перед собой и перед ребенком по три баночки с разными наполнителями. Педагог и ребенок по очереди гремят своими баночками, попарно ставят баночки, которые гремят одинаково. Затем педагог перемешивает их и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игра «Большой, средний, маленький»
Описание. Взрослый выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку
Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».
Игра «Громко-тихо»
Описание. Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.
Игра «Животные и их детёныши»
Описание. Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.
Упражнение «Правильно-неправильно»
Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши».
Упражнение «Незадачливый поэт»
Описание. Педагог предлагает ребенку послушать смешные стихотворения и найти в них слова, которые не подходит по смыслу.
1. Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ).
2. Стужа. Снег. Метут метели
Темной ночью бродят двери (ЗВЕРИ).
3. Из-за гор, издалека течет бурная щека (РЕКА).
На IV этапе дети учатся различать слоги.
Упражнение «Повтори за мной»
Описание. Ребенку предлагается повторить цепочку слогов:
та-то-ту шу-ши-ша ла-ло-лы па-ба-па та-да-та
сы-са-со ра-ру-ры цу-цо-ца ва-фа-ва ка-га-ка
На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка.
Упражнение «Поймай звук»
Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук [м] («поймай звук [м]»).
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Упражнение «Свистит – шипит»
Описание. Ребенку предлагается распределить картинки со звуками [с] - «песенка воды», [ш] - «песенка змеи». Даются зрительные ориентиры звук [с] - картинка с изображение крана, [ш] - изображение змеи.
«Подбери слова на заданный звук»
Описание. Детям предлагается подобрать несколько слов на заданный звук.
VI этап - формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.
Упражнение «Слово рассыпалось»
Описание. Педагог предлагает детям собрать слово из определенных букв: С,О,К, К,А,Ш,А, Д,О,М и т. п.
Упражнение «Вагончики»
Описание. Детям предлагается распределить картинки со звуком [р] по вагончикам. В первый вагончик картинки, в которых данный звук слышится в начале слова, во второй - в середине слова, в третий – в конце.
3. Рефлексия
Упражнение «Чудесный мешочек»
Учитель-логопед. Уважаемые коллеги, каждому из вас нужно из мешочка взять букву и подобрать слово, которое у вас ассоциируется с нашей встречей. Выбранная вами буква может стоять в начале, середине или конце слова.
Всем большое спасибо!