Полина Деревягина
Логопедический проект «В поисках звуков» с использованием квест — технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«В поисках звуков»
с использованием квест - технологий
Проблема проекта :
Отыскать сокровища, найти сундук с драгоценностями, обнаружить бутылку с посланием или отыскать карту и совершить по ней путешествие - ни это ли тема для сюжетов о приключения: захватывающих и увлекающих. Эффект неожиданности и таинственности приключения всегда захватывают детей, да и взрослых ведь тоже. А обучение в форме игры и приключений не может быть скучным и не интересным. Так при поиске новых форм организации образовательного процесса мне по душе пришлась одна из инновационных образовательных технологий в ДОУ, организованные образовательные квесты, которая сегодня весьма популярна и актуальна.
Публикация «Логопедический проект „В поисках звуков“ с использованием квест — технологий» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Понятие «квест» (транслит. англ. quest – поиск, приключение) и обозначает игру путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия в виртуальном мире, с тем, чтобы выйти из комнаты и таким образом успешно завершить прохождение квеста. Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах: в Японии, Китай, и Гонконге в 2007 году. Вслед за ними его стали внедрять США и в Европе, причём «столицей» нового вида развлечений на европейском континенте стал Будапешт, в котором подобные квесты в комнатах стали открываться с 2011 года. В России же первый квест был открыт в 2013 году компанией «Клаустрофобия».
Современные тенденции, реформы в сфере образования и модернизация современного общества привели к появлению образовательных квестов, к квест - технологиям. Образовательный квест – это совершенно новая форма обучения с помощью, которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице.
В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. А заложенная «информация» в развивающей среде кабинета, не обнаруживает себя сразу полностью, что даёт возможность детям рассматривать, изучать рассуждать, высказывать своё мнение, то есть побуждает ребёнка к поиску. Задачи могу быть различными: творческими, интеллектуальными, активными. В квестах присутствует процесс интеграции, он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.
Актуальность проблемы формирования звукопроизношения у детей с нарушениями речи определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектологии и логопедии А. Н. Гвоздевым, Н. И. Жинкиным, Г. А. Каше, P.E. Левиной, О. В. Правдиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки речи.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений речи, можно назвать фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, которое Р. Е. Левиной трактуется как нарушение процесса формировании произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематические дефекты сами собой не исчезают, а требуют специальной коррекционной работы. Фонетико-фонематическое недоразвитие может также спровоцировать возникновение психологических особенностей (стеснительность, замкнутость, нерешительность, замедленная включаемость в ситуацию общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь). Такие дети стараются меньше говорить, замыкаются, нарушается коммуникативная функция речи.
В рамках проекта легко решаются коррекционные задачи, так как дети по своей природе очень любознательные, пытливые исследователи окружающего мира, а интерактивная игра эффективная и оригинальная технология, которая создаёт благоприятные условия для активизации интереса к познавательной деятельности и стремление с увлечением решать проблемные задачи, то всё это незаметно для ребёнка приводит к активации процесса коррекции нарушений звукопроизношения. Этот формат игры стимулирует гибкость поведения детей, пробуждает командный дух, наталкивает на поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми, способствует сплоченности играющих.
Таким образом, для логопедии остаётся актуальным вопрос повышения эффективности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР.
Вышесказанное обозначило проблему нашего проекта : будет ли способствовать, использование квест – технологий в логопедической работе с детьми с ФНР и ФФНР старшего дошкольного возраста коррекции нарушения звукопроизношения.
Цель проекта – Создание и использование серий логопедических квест - игр по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях для коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие
Задачи проекта :
1. Провести теоретический анализ специальной литературы, источников, разработок и материалов по проблеме проекта;
2. Изучить возможности использования серии логопедических квест - игр по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях для коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР.
3. Создание серий логопедических квест - игр по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях для коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР.
4. Провести логопедическую работу с использование квест – технологии, способствующей коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР.
5. Проанализировать эффективность логопедическую работу с использование квест – технологии, способствующей коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР.
Задачи для работы с детьми по использованию логопедических квестов в рамках проекта :
Коррекционно-развивающие:
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звуков в слогах, словах и предложениях;
- Развивать фонематический слух;
-Увеличить объем коррекционного воздействия;
Образовательные:
- Продолжать обучение звуковому анализу слова;
-Упражнять в правильном определении места звука в словах, определении гласных и согласных звуков в словах;
-Закреплять знания о различительной роли звука, учить называть слова с заданным звуком и составлять предложения;
-Формировать и расширять активный словарь;
Воспитательные:
-Формировать положительную мотивацию к образовательной деятельности;
-Развивать умение слушать сверстников и педагога;
-Воспитывать у детей желание рассуждать и высказываться;
-Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Тип проекта :
1. По доминирующей деятельности: практико - ориентировочный, творческий;
2. По продолжительности: 5 месяцев (январь - май);
3. По количеству детей: индивидуальные, подгрупповые;
4. По самостоятельности - под руководством учителя - логопеда.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР зачисленные на логопункт ДОУ, учитель - логопед.
Направленность образовательной деятельности:
Интегрированная (социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и физическое развитие).
Ожидаемый результат:
1. Использование серии логопедических квестов в работе логопеда будет способствовать улучшению качества произношения на этапе автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР, то есть успешному и эффективному преодолению нарушений звукопроизношения.
2. Повышение мотивации к обучению и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Снижение тревожности, отсутствие страха выступления перед детьми и взрослыми, дети становятся спокойнее и увереннее в себе.
Этапы реализации проекта :
Организационный этап (январь 2021 г.)
Мероприятия:
1. Выбор темы проекта и его разработка.
2. Изучение научно - практических и методических источников по проблеме проекта.
3. Подбор методического материала по проблеме проекта.
4. Разработка продукта деятельности - серий сценариев логопедических квест - игр по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях для коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР.
Диагностический этап (январь 2021 г.)
Мероприятия:
1. Выявить уровень нарушений звукопроизношений на данном этапе у детей с ФНР и ФФНР зачисленных на логопункт.
Практический этап (февраль - май 2021г.)
Мероприятия:
1. Проведение серий логопедических квест - игр по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях для коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР:
- Индивидуальный логопедический квест по коррекции произношения звуков [С], [Л], [Р] в слогах и словах – Февраль – апрель 2021 год;
- Образовательный квест «В поисках звуков» для подгруппы детей подготовительной к школе группы. – Май 2021 год.
2. Составление методических рекомендаций по организации и проведению квестов с детьми дошкольного возраста в рамках логопедического проекта : «В поисках звуков»
Обобщающий этап (май 2021г.)
Мероприятия
1. Анализ результатов диагностики эффективности работы над проектом.
2. Составление фотоотчётов и мультимедийных презентаций после проведения серий логопедических квестов по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях для коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР.
3. Презентация логопедического проекта «В поисках звуков»
4. Фотоматериалы результативности проектной деятельности.
Стадия проекта : Проект реализован
Практическая значимость проекта :
Практическая значимость проекта заключается в проверке на практике эффективности логопедической работы с использованием квест – технологии, которая способствует коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР. А также в разработке серии логопедических квест - игр по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях. Проект имеет практическую направленность и может быть предназначен, прежде всего, логопедам, дефектологам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, а так же может использоваться в работе с детьми без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в старшем дошкольном возрасте. А так же проект будет интересен всем педагогам работающим с детьми дошкольного возраста, поскольку предлагаемые методические рекомендации по работе с квестами – технологией помогут разработать и организовать квесты самостоятельно.
Эффективность данных результатов:
Для детей:
- У детей наблюдается положительная динамика речевого развития;
- Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
- У детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение;
- Формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- Дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- Исчезает чувства страха за ошибку;
- Дети применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
-Учатся планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
-Решают интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Для учителя - логопеда :
- Увлечение квест - технологией, при организации коррекционных занятий позволило разнообразить образовательную деятельность;
- А изучения и внедрения новой технологии послужило повышением квалификации педагога;
- Были разработаны сценарии серий логопедических квест - игр по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях для коррекции нарушений звукопроизношений у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР.