Наталья Агапчева
Логопедический проект-исследование «Что такое буква?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать предпосылки поисково-исследовательской деятельности у дошкольников, повышение уровня мотивации детей подготовительного к школе возраста к занятиям по обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии, развитие речи детей.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- продолжать развивать навыки исследовательской деятельности по этапам;
Публикация «Логопедический проект-исследование „Что такое буква?“» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
- упражнять в использовании разнообразных методов исследования: «подумать самостоятельно», «спросить у другого», «связаться со специалистом», «прочитать в книге или энциклопедии», «посмотреть в телевизоре или компьютере», «провести опыт или эксперимент», «понаблюдать»;
- учить детей выдвигать предположения - гипотезы, проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения;
- закрепить представления о понятиях «звук», «буква» и их различиях;
- сформировать представления детей об истории происхождения букв, о празднике славянской письменности и культуры;
- познакомить детей с русским алфавитом;
коррекционно-развивающие:
- продолжать учить отвечать на вопросы полной развернутой фразой;
- упражнять детей в использовании в речи разных видов предложений (простые распространенные, сложносочиненные и - подчинённые предложения);
- упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками; коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания, делиться полученными знаниями с другими людьми в процессе получения новой информации, умение радоваться успеху товарищей.
Предварительная работа:
• изучение словарей, энциклопедий и художественной детской литературы, содержащих информацию о буквах;
• экскурсия в библиотеку;
• занятие - аппликация «Моя любимая буква»;
• беседы: «Звук и буква», «Как жили люди в древности»;
• просмотр мультфильма "Незнайка"
Актуальность проекта.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте. Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами. У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является обучение грамоте. Дети с ОНР испытывают трудности, которые осложняют процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности с ТНР в возрасте 6-7 лет,
учитель-логопед, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.
Ход занятия
Логопед: Сегодня я получила письмо, а от кого оно я не знаю, потому что не умею читать. Как мне быть?
Дети: Это письмо от Незнайки.
Логопед: Как жаль, что я не умею, как вы, читать. Прежде чем научиться читать, надо выучить буквы. А про буквы я ничего не знаю. Что такое буква? Ответы детей
Логопед: Может обратимся в лабораторию? Будем там изучать буквы? Тогда идем!
Ответы детей
Логопед: Хорошо. Мне нравится ваше желание. Готовы? Занимайте места. Так что Вы хотите узнать о буквах? Что такое буква? Какими они бывают? Сколько их? Для чего они нужны? Чем можно выполнить изображение буквы? Ученые называют эти предположения - гипотезами, которые необходимо проверить. Вот сейчас мы этим сейчас и займемся.
На доске висят карточки :«подумать самостоятельно», «спросить у другого», «связаться со специалистом», «прочитать в книге или энциклопедии», «провести опыт или эксперимент», «понаблюдать»
Логопед: Это будет наш план сегодняшней исследовательской деятельности. Первый какой метод? Что он нам даёт? Второй метод? Третий? (Ответы детей. Например: буквы мы читаем и пишем, а звуки мы слышим и читаем; Получить знания самостоятельно рассмотреть виды алфавитов на земле и букв в общем и целом)
Физкульт-минутка Железновой "У Жирафа"
Логопед: Ребята, отличная работа, а теперь давайте всё-таки вернёмся к нашему письму от Незнайки и прочитаем что же он нам написал. Ой, а письмо то пустое
Логопед: Подождите, мне кажется, что оно пахнет молоком. Послушайте и Вы запах от нашего письма. Чувствуете?
Ответы детей
Логопед: Это значит, что Незнайка пока писал нам письмо пролил на него молоко или написал нам письмо как настоящий агент, но в любом случае у меня есть идея, давайте спросим в прачечной утюг и погреем наше письмо
Логопед: Как Вы думаете как так получилось?
Ответы детей
Логопед: Молоко сгорело, подгорело, пахнет топленым молоком, это из-за горячего утюга. А почему бумага тогда не сгорела?
Ответы детей
Логопед: Температуры даже разогретого утюга не хватает для того, чтобы лист хотя бы обуглился. Кристаллики высохшего молока "горят" под утюгом, оставляя "следы" на бумаге. Выходит, что буквы можно писать, рисовать и даже написать молоком.
Логопед: Давайте подведем итоги нашего исследования с помощью специальных символов
Ответы детей
- Что вы нового узнали (карточка с вопросительным знаком?
- Что новое увидели (карточка с глазом?
- Что новое сделали (карточку с рукой?
- Какие новые слова услышали (карточка с ухом?
- Что нового сделали? (Изображение руки)
Логопед: Вот Вам задание на дом - поговорите со своими родителями о рисунках в каменном веке, о том, как появилась письменность в виде "чёрточек" и как дошла и усовершенствовалась до нас.
Логопед: Молодцы дети, мы с Вами сделали огромную работу, которая сравнима по своей значимости с работой настоящих ученых. Я приготовила для вас звездочки в качестве похвалы за отличную работу на занятии. Теперь все, кто приходят в нашу группу будут видеть, что Вы замечательно "работаете" и смогут Вас похвалить, что станет стимулом заниматься с каждым разом лучше и лучше.
Итоги проекта-исследования:
Для детей - повышение познавательной активности, интереса к знаниям, любознательности, коммуникативных и творческих способностей, знакомство со звуками и буквами;
Для родителей - знакомство с методикой обучения детей чтению, с заданиями, построенными в игровой форме;
Для педагогов - пополнение картотеки заданий и игр по развитию речи и формированию языкового анализа и синтеза.