татьяна фетисова
Логопедический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Народный фольклор-образец искусства речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект
на тему:
для детей старшего дошкольного возраста
с ОНР «Народный фольклор - образец искусства речи»
Составила: учитель-логопед Фетисова Т. С.
Информационная карта проекта :
1. Автор проекта : Фетисова Татьяна Сергеевна
2. Тип, проекта, вид: Информационно-практико-ориентированный, познавательно-речевой, творческий, открытый.
3.. Продолжительность: долгосрочный
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
4. Сроки проведения: сентябрь 2020г. - май 2021 г.
5. Участники проекта : учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОНР (комбинированных групп, родители, педагоги.
Актуальность: В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников.
На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.
“Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой Язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному Языку”, писал К. Д. Ушинский.
Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Устное народное творчество является основой и детской литературы. М. Горький утверждал: «. не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки. и Лесков, и Г. Успенский, и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов». М. Горький называл народный фольклор бессмертной поэзией, родоначальницей книжной литературы.
По словам А. П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Родители, из-за нехватки времени, не могут своему ребенку преподнести “школу бабушек и дедушек”, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками. А большинство фильмов и мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка. В возрасте до 5 лет, дети часто пользуются нелитературными словами. Это закрепляется и входит в их привычку.
Отсюда вытекает важная проблема: как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме?
Цель проекта :
• Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклора -загадок, пословиц и поговорок.
Задачи:
• Воспитывать интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа.
• Развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества.
• Обогащать, уточнять и активизировать словарь ребенка.
• Формировать выразительность речи.
• Способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность. Развивать творческий потенциал ребенка.
• Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.
• Развивать словесно-логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать.
• Развивать нравственные мотивы поведения.
Предполагаемый результат:
Дети:
• Знакомы с произведениями народного фольклора.
• Понимают, умеют отгадывать и загадывать народные загадки.
• Употребляют малые формы фольклора (пословицы и поговорки) в повседневной жизни.
Родители:
• Активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;
• Повышены языковые компетенции;
• Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.
Педагоги:
• Определены основные направления и содержание работы по развитию словарного запаса и формированию устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора;
• Знакомы с методами и приёмами работы по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора;
• Разработан методический и практический материал по проекту (соответственно изучаемым лексическим темам).
• Значительно пополнены «копилки» народных загадок, пословиц и поговорок.
Прогноз возможных негативных последствий:
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности.
Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм и приёмов работы и знакомство с ними всех участников коррекционного процесса.
2. Высокая заболеваемость детей, низкая посещаемость детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Низкий уровень компетентности родителей в вопросах знакомства с произведениями русского народного фольклора.
Пути коррекции: повышение уровня знаний родителей о русском народном фольклоре и его применении в повседневной жизни путём подбора фольклорных произведений по изучаемым темам и проведения консультаций, способствующих достижению намеченной цели и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса
План – схема реализации проекта :
Этапы
и сроки
реализации Задачи этапа Формы работы Срок реализации Приме-чание
1 этап — Подготовительный
(информационно-аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для
реализации
проекта с учетом современных требований и
речевых
возможностей
детей.
1. Изучение методической литературы и ресурсов интернет источников по теме проекта.
2. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации.
4. Подбор и разработка методического материала по проекту
Сентябрь
Октябрь
В течение учебного года
2 этап — Основной (практический
) Разработка и апробирование системы
методических мероприятий для детей, родителей и педагогов д/с по вопросам
развития словаря
дошкольников
с ОРН на
материале
русского
народного
фольклора. 1. Цикл бесед, НОД, дидактических, для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками).
2. Проведение консультаций для педагогов по темам:
1) «Знакомство детей с произведениями устного народного творчества – важное средство художественно-речевого воспитания детей»;
2 «Пословицы и поговорки в повседневной жизни д/сада»
3) «Игры с использованием народных загадок»
4) Выступление на пед. совете по теме: «Использование методов народной педагогики в практике работы с детьми с ОВЗ»
3. Знакомство детей и родителей с загадками, пословицами и поговорками по изучаемым лексическим темам.
4. Введение и употребеление произведений УНТ в занятия по развитию речи.
5. памятка для родителей
«Речевые игры с использованием народного фольклора»
6 Проведение плановых консультаций для родителей по темам:
«Загадки в жизни наших детей»
«Народные колыбельные песни – спутники детства»;
«Русские народные пословицы и поговорки»
7. Семейный конкурс рисунков «Иллюстрируем пословицы и поговорки» -
В течение учебного года
Ноябрь
Январь
Февраль
Март
Февраль
В теч. года
Еженедельно
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
3 этап — Заключительный (контрольно-диагностический) Презентация продукта деятельности. 1. Подведение итогов конкурса.
2. Организация выставки рисунков детей по материалам народного фольклора.
3. Презентация материалов
проекта для педагогов д/с. Апрель
Апрель-Май
Практический результат проекта :
Используя в своей речи народные загадки, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Изучая народный фольклор, дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
В итоге:
• у детей формируется интерес к родному языку;
• происходит вовлечение родителей в поисковую и творческую деятельность детей;
Вывод: После разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием произведений народного фольклора речь детей становится более осмысленной, разнообразной, точной и выразительной. Устное народное творчество способствует развитию у детей образного мышления, формирует нравственные мотивы поведения. Произведения народного фольклора помогают обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, усвоить высокие нравственные принципы народа. Они воспитывают любовь и уважение не только к своему народу, но и другим народам мира, вселяют уверенность в торжестве справедливости, укрепляют веру в счастливое будущее.
Таким образом, использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников, раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Даль В. И. «Пословицы русского народа» М. : 1984
2. «Народная педагогика и здоровьесбережение в практике учителя-логопеда» Лёзина Е. А. (Ж-л «Логопед № 7 2013)
3. «Пословицы. Поговорки. Загадки» Сост. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова М., 1986
4. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» сост. Ю. Г. Круглов М. : Просвещение, 1990
5. «Русские пословицы и поговорки» Сост. А. И. Соболев, - М., 1983
6. Садовников Д. Н. «Загадки русского народа» - М., 1959
7. «Старинные русские пословицы и поговорки» сост. В. П. Аникина. (М. Дет. Лит. 1983)
8. Фоминых Е. Н. «На каждую загадку есть своя отгадка» (Ж-л «Логопед № 7 2014)