Ольга Ефремова
Логопедический массаж зубной щеткой в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический массаж зубной щеткой в домашних условиях.
Логопедический массаж можно выполнить в домашних условиях с помощью детской зубной щётки, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Длительность массажа 5 – 7 минут. Курс 10 – 14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.
Публикация «Логопедический массаж зубной щеткой в домашних условиях» размещена в разделах
- Зубная щетка. Все о зубной щетке для детей
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Логопедический массаж позволяет расслабить или укрепить артикуляционные мышцы, стимулирует чувствительность мышц. Показанием к процедуре является наличие следующих проблем у ребенка: короткая подъязычная уздечка — это одна из причин дислалий — нарушений речи, при котором нет поражений центральной нервной системы и органа слуха, поэтому основная работа ведется с артикуляционным аппаратом;
Виды движений при массаже : продольное поперечное кругообразное поглаживание; кругообразное спиралевидное растирание; продольное, кругообразное надавливание, разминание; ударная прерывистая или непрерывистая вибрация.
Польза и цели логопедического массажа
Главные цели проведения массажа следующие :
• достижение точной артикуляции звуков;
• улучшение состояния голосовых связок;
• нормализация респирации в процессе речи;
• предотвращение психологического напряжения по причине речевых дефектов;
• общее повышение качества речи и работы речевого аппарата.
Массаж помогает нормализовать мышечный тонус общей, артикуляционной и мимической мускулатуры, снижает проявление параличей и парезов этих мышц, снижает патологические движения речевой мускулатуры. Иногда процедура проводится для устранения чрезмерного слюноотделения у детей, которое также мешает нормальной дикции.
Польза логопедического массажа
При перечисленных отклонениях массаж ускоряет постановку правильного произношения звуков, закрепляет результат работы логопеда. Он эффективен в комплексе с другими методами коррекции речи — дыхательной и артикуляционной гимнастикой, работой с голосом.
Преимуществом является простота и безболезненность — логопедический массаж для детей в домашних условиях может выполнять любая мама. Процедуры положительно влияют на нервную систему и мышечный аппарат, улучшают кровообращение, повышают эластичность мышечных волокон, нормализуют речевое дыхание, снижают гипертонус мышц речевого аппарата, увеличивают амплитуду артикуляционных движений. Также формируют активные движения органов артикуляции, улучшая их координацию.
Противопоказания
Логопедический массаж можно выполнять только при хорошем общем состоянии ребенка. Он противопоказан при:
- вирусных заболеваниях, которые сопровождаются повышенной температурой, кашлем, насморком;
- стоматитах, гингивитах, ангине и других заболеваниях полости рта;
- кожных заболеваниях — герпесе, ветряной оспе, аллергической сыпи;
- любых заболеваниях и состояниях, при которых самочувствие малыша нарушено — прорезывание зубов или выпадение молочных зубов, усталость;
- эписиндроме;
- грубых психических отклонениях.
Ребёнка усадить, сделать «лопаточку» (взрослый салфеткой удерживает кончик языка ребёнка).
1. «Язычок проснулся и потянулся»
Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику
2. «Солнышко»
Щёткой водить по направлениям от периферии к центру (не задевать корень языка)
3. «Ёлочка»
Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от периферии к центру.
4. «Ветер дует вправо»
Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо.
5. «Дым идёт из трубы»
Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику и от кончика к корню.
6. «Ветер дует влево»
Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево
7. «Капает дождик»
Поколачивать по языку щетинкой щётки от центра к кончику, слева направо и справа налево.
8. «Листики падают с деревьев»
Поколачивать по языку тыльной стороной щётки от центра к кончику, слева направо и справа налево.
9. «Большая лужа»
Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от края языка к центру.
Можно придумать сказку и во время массажа рассказывать ее ребенку.
«Осенняя сказка» Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1).
Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит! (упражнение № 2)
Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями (упражнение № 3).
Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упражнение № 4).
Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упражнение № 6).
Солнышко спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь (упражнение № 7).
Падают на землю осенние листики (упражнение № 8).
Дождь идёт, и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).
«Зимняя сказка»
Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).
Выглянул Язычок в окошко – снег идёт (упражнение № 7).
Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).
Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок подул влево, и дым наклонился влево (упражнение № 6).
Лужа под окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней (упражнение № 9).
А ещё во дворе была большая горка (сделать языком «горку»).
Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху – вниз).
Весь в снегу Язычок!
Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).
Почистил Язычок свой комбинезон и пошёл домой (упражнение № 1).
Необходимо, малыш наблюдался у логопеда. Специалист выявит причину нарушений, определит, какая проблема у малыша — гипотонус или гипертонус. В зависимости от этого подберет индивидуальную схему коррекции. Уточнит, на какие зоны нужно уделять больше внимания и покажет правильную постановку рук, движения.