юлия михеева
Логопедические тренинги
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические тренинги как форма взаимодействия с семьями воспитанников
Следует отметить, что автоматизация приобретенных навыков у детей-логопатов не всегда удается в сроки, предусмотренные пребыванием ребенка в дошкольном учреждении.
Отсюда возникает необходимость закрепления полученных навыков на занятиях в домашних условиях. Тем не менее, как показывает опыт работы с семьями воспитанников, родители не всегда умеют создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретенные во время пребывания в дошкольном учреждении.
Публикация «Логопедические тренинги» размещена в разделах
Это в свою очередь побуждает нас логопедов искать такие формы взаимодействия с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать дома условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Вот почему совместная деятельность логопеда с семьями воспитанников становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса [ 4].
В чем же суть тренингов? Тренинг - это не магическое действо, а интенсивное обучение, направленное на развитие определенных навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников.
Тренинг - одна из форм обучения и передачи информации. Тренинг является активной формой сотрудничества с родителями, которые хотят изменить свое отношение к речевому нарушению своего ребенка.
Тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, то есть закрепляется в сознании родителей.
Но самое главное – с помощью тренинга родители учатся, как в игровой форме можно решать имеющиеся проблемы речи [4].
Тренинг проводится с группой, состоящей из 10-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в месяц по 40-45 минут.
Проводятся:
-только с родителями;
- родители и дети.
- совместное проведение тренингов совместно с психологом нашего ДOУ.
Цели:
• Раскрыть перед родителями важную сторону исправления нарушений речи ребенка-логопата;
• Раскрыть возможности переноса полученных знаний на тренинге в условия семейного воспитания.
Задачи:
• Усиление способности родителей к пониманию речевого нарушения своего ребенка, наблюдение и совместная деятельность.
• Изменение неадекватных родительских позиций по отношению к речевым недостаткам своего ребенка;
• Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе преодоления речевых нарушений детей.
За неделю до встречи я вывешиваю объявление, в котором сообщается о теме занятия, а также указываются дата, время и место встречи.
Темы тренинговых занятий определяются с помощью анкетирования.
Темы логопедических занятий :
«Развитие фонематического восприятия»;
«Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков»;
«Дыхательная гимнастика»;
«Автоматизация звуков»;
«Логопедический массаж»;
«Подготовка к обучению грамоте».
При проведении тренингов используется ряд методов:
1) инструкция: тема тренинга, описание проблемы, способы её преодоления или исправления;
2) практика: новый навык должен быть отработан родителями так, чтобы он мог быть использован дома;
3) ответная реакция: дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях;
4) перенесение: перенесение или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми-логопатами в обычную жизнь.
На каждом тренинге отрабатывается один практический навык Например, логопедический массаж или постановка звука и все четыре метода должны быть использованы, чтобы сделать обучение родителей эффективным.
Структура тренингового занятия :
• Ритуал приветствия
• Разминка
• Постановка проблемы (тема и цель тренинга,
• Обсуждение и повторение закрепленного дома навыка,
• Практическое изучение нового материала
• Рекомендации по закреплению навыка дома.
• Ритуал прощания.
Ритуал приветствия-прощания - это рамки занятия, граница. Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой родителей на первом тренинге. Они должны быть устойчивыми и обязательными к исполнению на каждом занятии.
1) Каждый участник называет себя по имени и говорит о себе несколько слов. Он может назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, принципы, увлечения и др.).
3) Приветствие «Колокольчик зовёт»
(Педагог приглашает всех в круг)
- Колокольчик поёт
Всех друзей в наш круг зовёт
Маму за руку бери
Поскорее в круг веди
Своё имя назови,
В колокольчик позвони.
(«Добрый день! Меня зовут Юлия Викторовна. Я рада Вас видеть. «Дин – дон»).
Слева друг и справа друг
Улыбнёмся всем вокруг!
(Все друг другу улыбаются)
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние родителей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать участников тренинга, поднять их настроение или позволяют снять эмоциональное возбуждение [1].
1) Передать мяч без рук;
2) Игра «Кто первый сядет на стул?» Стульев ставится меньше числа участников. После того, как музыка закончится, каждый участник должен успеть сесть на стул.
После разминки можно перейти к следующей части тренинга : постановка проблемы (тема и цель тренинга).
После того как я сообщу тему, познакомлю с целями и задачами предстоящего тренинга, можно перейти к обсуждению и проверке закрепленного дома навыка.
Родители рассказывают о выполнении домашнего задания с детьми: рассказывают о том, что получилось, с какими трудностями столкнулись (видеозапись).
После обсуждения переходят к основной части тренинга : практическое изучение нового навыка.
Рекомендации по закреплению навыка дома. Предлагается родителям провести дома со своим ребенком занятие, используя полученные знания и отработанные на тренинге навыки.
В конце - проводится ритуал прощания. (Его придумывают родители).
Ритуалы-прощания:
1) Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Спасибо, до свидания".
2) Каждый из участников тренинга подходит к доске и пытается выразить свои ощущения после тренинга на доске 1-2 словами.
Как Вы можете помочь своему ребёнку?
• Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
• Читайте художественные произведения.
• Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм.
• Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
• Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.
Родительские тренинги будут более успешны, если родители в них активно участвуют и регулярно их посещают.
Родители по-разному вкладываются в работу над собой на тренингах. Соответственно, успехи одних оказываются больше, чем достижения других.
Благодаря организации логопедических тренинговых занятий для родителей, у детей с нарушениями речи, отмечается повышение речевой активности; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности, а также развитие эмоционально-волевой сферы и когнитивных процессов