Надежда Тертышная
Логопедические игры с чистоговорками
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей:
«Логопедические игры с чистоговорками»
Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых.
Поэтому необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
Публикация «Логопедические игры с чистоговорками» размещена в разделах
Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.
Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки – самые первые и близкие его наставники и воспитатели.
Для чего же нужны чистоговорки?
1. Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.
Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи.
2. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.
Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.
Виды заданий:
- Добавляем слог с определё нным звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т. д.
- Прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
- Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом) :
Са-са-са – … (каша, коза, коса? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно? Ро-ро-ро – ведро.
- Повторяем без ошибок:
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т. д.
- Поменяем звуки:
"л" на"р" : Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
"ш" на"с" : Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
Виды заданий:
- Изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы)
Сой-сой-сой – волк погнался за (лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия) :
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т. д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т. д.
- Называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т. д.
- Называем слова"ласково" :
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т. д.