Солынина Татьяна Павловна
Логопедические игры и упражнения в коррекционной работе с использованием визуально-ритмического круга
▼ Скачать + Заказать документы
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИЗУАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО КРУГА
Существует определенная зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка; а также по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико – пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно - последовательной обработке информации.
Публикация «Логопедические игры и упражнения в коррекционной работе с использованием визуально-ритмического круга» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Из ходя из этого, мы используем в коррекционной работе визуально-ритмический круг. Этот многофукциональный логопедический тренажер предназначен для занятий с детьми всех возрастных групп.
Конструкция «Ритмического круга» представляет собои : деревянныи круг, разделенныи деревянным трафаретом контрастного цвета на 12 сегментов. Диаметр круга 30 см.
Дополнительно используются : камушки «марблс» (большие и маленькие кружки, квадратики, звездочки, разныи мелкии конструктор, деревянные фишки с артикуляционнои гимнастикои. Также могут применятся любые мелкие фигурки, пуговицы, карточки, природныи материал (шишки, орехи, камни и т. д.).
С помощью данного круга отрабатывается и мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, автоматизируем и дифференцируем звуки, слоговая структура, связная речь и многое другое.
Использовать визуально-ритмические ряды нужно по усложнению. Так, следует начать с визуального соотнесения и выкладывания рядов, а затем подключения отхлопывания, отстукивания рядов и постепенно усложняя перейти к проговариваю слогов и слов. Рассмотрим некоторые игры, используемые мной в коррекционной работе с детьми с ТНР.
Одна из первых игры при знакомстве с визуально-ритмическими рядами игра :
«Воспроизведи заданную последовательность».
Цель: Развитие сенсорной сферы у детей через развитие чувства ритма, слухового и зрительно-пространственного восприятия.
Ребенку предлагается перенести предложенную на карточке (образце) последовательность на игровое поле «Ритмического круга».
Другой вариант игры. Логопед выкладывает на 2-3 ячейки фишки разных цветов, задача ребенка, продолжить ряд согласно представленной закономерности.
«Артикуляционная гимнастика на колесе»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Правила игры : заранее разложите на круге фишки с упражнениями артикуляционной гимнастики, картинкой вниз. Предложите ребенку узнать, что скрывается под фишками. В направлении слева направо, по одной открывайте фишки и выполняйте упражнения до тех пор, пока все фишки не будут открыты.
Второй вариант игры : сложите фишки артикуляционной гимнастики стопочкой. Предложите ребенку украсить круг фишками, а для этого ему необходимо ставить фишку и выполнять упражнение. Игра продолжается пока не закончатся фишки с гимнастикой.
«Слоговые ритмы»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие фонематического анализа и синтеза, развитие мелкой и общей моторики.
Перед началом игры разложить в ячейки по 1, 2, 3 камни «марблс», фишки и др. Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камешков. Или крутить круг и определить количество слогов (звуков) в выпавшем слове.
Другой вариант игры, необходимо выложить картинки в ритмический круг, попросить ребенка определить количество слогов в словах и выложить нужное количество фишек в ячейку.
«Разноцветные дорожки»
Цель: развитие чувства ритма, формирование слоговой структуры слова, автоматизация и дифференциация звуков.
Ребенку предлагают выложить визуально-ритмическии ряд (для этого можно использовать камешки, разноцветные кубиков, пуговицы, карандаши, природный материал) : синии, красныи, синии – продолжи ряд. Если последовательность составлена верно, нажимаем указательным пальцем на камешек. Например, синии – слог «са», красныи – «ша». Выбираются те слоги, которые дифференцируем или отрабатываем.
Другой вариант игры, выкладываем картинки «лицом вниз», просим ребенка переворачивать картинку и называть что там нарисовано, четко произнося отрабатываемый звук.
«Украшаем пирог»
Цель: развитие грамматического строя речи, образование относительных прилагательных.
Оборудование: «Ритмический круг», камешки Марблс, природный материал, фишки, пуговицы и др.
Правила игры : предложите детям украсить круг различными фигурками (яблоками, грибами, сливами и т. д.) и спросить: «Какой получится пирог с яблоками? Яблочный и т. д.
Это далеко не полныи перечень упражнении, которые можно использовать в работе над ритмом. Все эти задания с использованием визуально-ритмических рядов позволяют наиболее интересно и эффективно работать над ритмом и всеми компонентами речи. Любой логопед найдет применение этому чудо тренажеру!
Таким образом, включение в структуру занятий визуально-ритмических рядов делает процесс усвоения ритма более увлекательным и результативным.