Кондратьева Мария Владимировна
Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогической работы для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия количество детей с нарушениями речи неизменно растет. В литературе имеется немало исследований, посвященных анализу такого речевого расстройства, как общее недоразвитие речи. Это объясняется тяжестью, частотой возникновения и разнообразием проявления этого речевого дефекта у детей. У таких детей наблюдается :
-значительное отставание в моторном и речевом развитии;
-незрелость эмоциональной сферы;
-мелодико-интонационные расстройства;
-плохая переключаемость;
-низкая работоспособность.
Публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогической работы для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Все эти проявления позволяют сделать вывод о необходимости проведения специальных логоритмических занятий для более эффективного преодоления такого сложного речевого нарушения, как ОНР.
Логоритмика- форма своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова, которая является более эффективной и интересной для детей формой работы. Она сочетает исправление нарушения речи, а так же развитие двигательных способностей детей, включая в себя средства логопедии, музыки и физического воспитания.
Развивая двигательную систему, мы развиваем и речь ребенка. В нашем организме все подчинено определенному ритму (работа сердца, легких и пр.) и все окружающее нас тоже живет по законам ритма (смена времен года, дней недели и пр.).
Ритмические движения активизирует деятельность мозга человека, формируют пространственно-временные отношения, а также положительно влияют на речь человека. Чувство ритма помогает ребенку быстрее и легче запоминать стихотворения, запоминать слова песен.
Поэтому, с самого раннего детства необходимо заниматься с ребенком развитием чувства ритма, а доступная для дошкольников форма проведения – ритмические упражнения и игры.
-подготовительный этап,
-основной этап,
-заключительный этап.
Подготовительный этап подготавливает организм ребенка к основной речевой и моторной нагрузке и включает различные виды упражнений:
-ходьбу спокойного характера под маршевую музыку («Марш», муз. Н. Леви,
-упражнения на различные виды ходьбы и бега, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением (2В темпе марша», муз. Ф. Надененко).
Основной этап включает в себя следующие виды упражнений:
- упражнения на развитие дыхания («спокойный шаг», муз. Т. Ломовой) :
а) дифференциальное дыхание –«нос-нос», «рот-рот», «рот-нос», «нос-рот», «цветочный магазин», «погреем ручки», «упрямая свеча»;
б) диафрагмальное дыхание (муз. «Веселые утята»- «наклоны», «обними плечи», «насос»,» «маятник»;
-упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонетическая ритмика гласных звуков без музыкального сопровождения) :
«О»-движения рук снизу вверх через стороны – «комар»,
«А»-движения рук сверху вниз через стороны-«птицы летят»,
«У»-руки вытягиваются параллель но вперед,
«И»-руки от плеч вытягиваются в разные стороны –«раздвигаем стены»,
«Ы»- рывки назад согнутыми в локтях руками –«раздвигаем деревья».
-голосовые упражнения:
«ма-мо-му-мэ-мы» - пропевание любой ноты с напряжением, кулак правой руки под подбородком;
«М-бом» -откидывание головы назад, «М-пом»-бросание головы на грудь, «М-пом-пэ»- хлопки перед собой и за спиной;
-речевая игра с мячом:
а) «передай мяч»-мн. ч. им. сущ. (куст-кусты,дерево, снег, холод, мороз, снеговик, горка, каток);
б) «верни мяч» - образование ум. -ласкат. Суффикса им. сущ. (шуба-шубка, шапка, варежки, валенки, куртка, свитер,
-речевая игра на внимание, переключаемость, синхронность («белый снег пушистый в воздухе кружится»-руки подняли и покачали,
-общеразвивающие упражнения из положения стоя (для мышц шеи, рук, туловища, ног, из положения сидя и лежа (для мышц рук, живота, спины, ног,
- упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук: «корова-коза», «пальчики здороваются», «нахмурили брови»,
-песня, сопровождаемая жестами, движениями,
-задания на развитие чувства ритма и внимания.
Заключительный этап включает упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.
Логоритмическая работа с детьми с ОНР проводится поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Для развития зрительной и слуховой памяти проводятся игры и упражнения – «запомни и повтори», «делай как я».
Игры с мячом («передай мяч», «верни мяч») способствуют обогащению словарного запаса и развитию грамматически правильно оформленной речи.
Построение детей в шеренгу, колонну, круг способствует лучшей ориентировке в пространстве, лучше усваиваются определения и наречия.
Позднее уделяется большое внимание анализу звуков (гласных, затем согласных, слогов, слов – игры «эхо», «бадминтон».
На заключительном этапе проводится работа по формированию связной речи в играх-хороводах – «белый снег», «голубые облака».
Итак, логопедическая ритмика для детей с ОНР должна включать тренировку двигательных умений с полным усвоением каждого движения и плавным переходом на движение с речью, специальные упражнения со сменой темпа и ритма, на четкое и точное проговаривание речевого материала с выполнением движения в комплексе «движение-речь».
На логоритмике знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную, зрительную).
Таким образом, логоритмические занятия для детей с ОНР способствуют развитию всех компонентов речи – словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения и фразовой речи