Станислава Печинина
Логопедическая работа с детьми с нарушениями речи. Особенности использования дидактических и коррекционно-развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных условий готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени влияет на способность ребенка усваивать новые знания, умения и навыки. При общем недоразвитии речи нарушается формирование всех компонентов речевой системы, и, следовательно, важнейшей частью работы в детском саду для детей с нарушением речи является подготовка к школе детей с данной патологией.
Основной формой коррекционного воздействия на ребенка являются специально организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит логопеду.
Публикация «Логопедическая работа с детьми с нарушениями речи, Особенности использования дидактических и коррекционно-развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом необходимо помнить о возрастных особенностях детей, о форме ведущей деятельности, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для ребенка с общим недоразвитием речи. Этой цели служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Использование дидактических игр в логопедической практике значительно ускоряет темпы и эффективность работы логопеда, если тщательно отбирать игры по их содержанию и уметь правильно ими руководить.
Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.
При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.
2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.
3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Поэтому, в логопедической работе с детьми, организовывая дидактические игры, необходимо соблюдать и коррекционно-развивающие принципы, такие как:
1. принцип динамичности восприятия;
2. принцип развития высших психических функций;
3. принцип мотивации;
Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи: рассматривая предметы, выделяет их характерные признаки, отгадывает по описанию. На следующем занятии, играя с ребенком, мы усложняем задачу: находим сходство и различия, группируем предметы по различным свойствам.
В дальнейшем уровень сложности повышается: мы учим ребенка применять полученные знания в самостоятельной деятельности: ребенок, умея описывать знакомый предмет по определенному алгоритму, пытается описать новый незнакомый предмет, тем самым используя свои знания, умения и навыки в новой ситуации. Таким образом, от игры к игре формируется динамичность восприятия ребенка с нарушением речи.
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи в целом.
Соблюдение принципа развития высших психических функций предполагает развитие в коррекционно-развивающих играх произвольных видов деятельности, коррекцию особенностей зрительного, слухового, тактильного, двигательного восприятия, внимания, памяти, что требует от нас активизации в игре максимального количества анализаторов.
Анализ специальной литературы и опыт практической деятельности показывают, что игровая деятельность дошкольников с нарушением речи имеет ряд особенностей: у детей не сформирована структура игровой деятельности, дети не умеют разворачивать сюжет игры, их игры ограничены по содержанию, дети не умеют оречевлять свои действия. В связи с этим у детей с нарушением речи не формируется и мотивация игровой деятельности. Поэтому соблюдение принципа мотивации является важным условием успешности дидактических и коррекционно-развивающих игр. Реализация принципа мотивации возможна при соблюдении ряда условий: яркая наглядность, содержание материала, доступное пониманию и уровню речевых возможностей детей, игровое поведение педагога, демонстрирующего заинтересованность в самом процессе игры и в успехе ребенка, создание проблемной ситуации, решение которой потребует от ребенка некоторой творческой активности, знание алгоритма действия, чувство преодоления трудностей и чувства победы и эмоционального удовлетворения от игры.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово логопеда. При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений логопед направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт, обогащает словарь детей. Речь логопеда должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой; подробные и многословные объяснения недопустимы.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувства удовлетворения оттого, что они узнали что-то новое.
Эффективность логопедической работы над речью в значительной мере определяется и тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности в этом процессе. Логопед должен так направлять педагогический процесс, чтобы дети все активнее участвовали в коммуникативных операциях.
Игра для ребенка – это мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
При организации речевых дидактических игр я руководствуюсь следующими рекомендациями:
• игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);
• они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом;
• игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
• игра может быть частью логопедического занятия, может проводиться как начало или как завершение занятия;
• в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
• в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
• в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
Итак, использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, вызывает у детей интерес к изучаемому материалу, улучшает их эмоциональный настрой и психологическую готовность к усвоению новых знаний, умений и навыков, позволяет сосредоточить внимание ребенка на нужном предмете.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек, схем, панно, картинок и т. д.
Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.