Светлана Янтудинова
Логопедическая работа по формированию моторного праксиса у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической практике наиболее часто встречается данная форма дизартрии. С неврологической точки зрения детская псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило, экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы и другие двигательные расстройства. Псевдобульбарная дизартрия может наблюдаться у детей без выраженных двигательных расстройств, испытавших воздействие различных неблагоприятных факторов пренатального, натального и раннего постнатального развития, таких как токсикоз беременности, легкая асфиксия, родовые травмы, резус-конфликтные ситуации, острые инфекционные заболевания детей в самом раннем возрасте и т. д. В этих случаях говорят о легкой степени псевдобульбарной дизартрии.
Публикация «Логопедическая работа по формированию моторного праксиса у детей с дизартрией» размещена в разделах
Опираясь на исследования Л. В. Лопатиной [12] и других специалистов, мы можем, ознакомится с общей психолого-клинической характеристикой участников эксперимента. У детей с дизартрией наблюдаются нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этими характерными симптомами для детей с дизартрией являются : трудности переключения с одного движения на другое, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечаются: избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей - замедление темпа движений при повторном выполнении задания.
У многих детей наблюдается быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях наблюдается отклонение языка (девиация).
Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей с дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. При более углубленном неврологическом исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей.
Фонетические и просодические нарушения при дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата. Вариативность и мозаичность этих нарушений обуславливают разнообразие фонетических и просодических нарушений:
межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [ р];
боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;
свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;
шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;
дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.
Все перечисленные нарушения сочетаются с разнообразными фонационными, просодическими и дыхательными нарушениями.
Дети дошкольного возраста с дизартрией представляют полиморфную группу.
Они характеризуются наличием психоорганического синдрома, который проявляется разной симптоматикой. Для многих из них характерной является гиперактивность, которую следует рассматривать в рамках синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или гипердинамического синдрома, церебрастеническом синдроме и гипертензионно-гидроцефальном синдроме.
Церебрастенический синдром проявляется в виде нервно-психической истощаемости. У одних детей он проявляется в виде общего эмоционального и двигательного беспокойства, у других в преобладании вялости и пассивности.
Наличие гипертензионно-гидроцефального синдрома характеризуется нарушением умственной работоспособности в виде быстрой истощаемости. Эта симптоматика проявляется у детей с дизартрией на фоне изменения мышечного тонуса, нарушений координации движений, недостаточности дифференцированной моторики пальцев рук и артикуляционной моторики. Гипердинамическая симптоматика проявляется в невнимательности, отвлекаемости, импульсивности и гиперактивности.
Дошкольники с дизартрией отличаются высоким уровнем тревожности, которая наиболее выражена у детей с меланхолической и холерической структурой личности. Наименее выражена тревожность при сочетании с сангвиническим и флегматическим темпераментом. Отражая тенденцию к аномально психотипологической изменчивости, у детей с дизартрией отмечается усиление тревожности в условиях рустрации. Выявляется стереотипность в игре, примитивность узоров и сюжетов в рисунках, неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях, неумение объяснить причины неудач.
Наблюдения за детьми с дизартрией в процессе общения показывают, что ограниченные возможности речевой коммуникации сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых средств, невыразительностью мимики лица и движений рук, что объясняется структурой дефекта при дизартрии.
Психолого-педагогическое обследование таких детей выявляет нарушение у них познавательной деятельности, а также недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса, что проявляется дисграфиями и дислексиями [9].
Широко представлены в медицинской литературе вопросы лечения данного контингента детей. Самые тяжелые степени дизартрии встречаются у детей с ДЦП. Менее выраженные степени дизартрии наблюдаются у детей с ЗПР, умственно отсталых. Легкие степени дизартрии (МДР - минимальные дизартрические расстройства) встречаются очень часто у детей с ОНР (50 - 80%); у детей с ФФНР (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом "сложная дислалия" в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия (10 %).
Учитывая особенности артикуляционной моторики детей с дизартрией, и опираясь на методики известных авторов, работавших по проблеме исследования (Е. Н. Винарская [15], Л. В Лопатина и Н. В. Серебрякова [32, 35], Т. Б. Филичева [55], Е. Ф. Соботович, Г. В. Гуровец [19] и С. И. Маевская, М. Ф. Филичева, М. Е. Хватцев и др.) проводится следующая работа.
Упражнения по автоматизации звуков начинается с уточнения произношения гласных, так как на их базе легче всего координировать работу всех частей артикуляционного аппарата и именно гласные дают лучшую разборчивость при произношении, чем согласные.
Нужно попросить ребенка произнести гласные в следующей последовательности [а, о, у, и, ы, э], добиваясь четкой артикуляции.
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, мы переходили к автоматизации поставленного звука в следующей последовательности:
модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С - согласный который автоматизируем, Г - гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: "С - А, С - О, С - У, С - И, С -Ы".
модуль. Слитное произнесение СГ (С - согласный, Г- гласный). Прямой слог. Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а, о, у, и, ы, э].
модуль. Г…С (С- согласный, который автоматизируем, Г - гласный звук). Утрированно с интервалом артикулируются и длинно произносятся "А-С, О-С, У-С, И-С, Ы-С, Э-С".
модуль. Обратный слог. ГС слитно (С - автоматизируемый согласный звук, Г - гласный звук). Слитно и утрированно произносится гласный звук с поставленным согласным звуком. Варьируем упражнения, меняя не только силу голоса, но и акценты на отдельных слогах. Напоминают ребенку, что при произнесении гласных должны активно работать губы.
Автоматизация звука в обратных слогах ГС в сочетании с гласным [а] : в словах, содержащих обратный слог ГС с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. Со следующими гласными звуками [о, у, и, ы, э]. Интервокальная позиция ГСГ. (Г - гласные, С - автоматизируемый звук). Утрированно артикулируются гласные и поставленный и автоматизируемый звук. Внимание обращаем на переключения артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.
В последующем автоматизируют это звукосочетание в словах, где С - любой автоматизируемый звук.
На звук [с] - ОСА, УСЫ, ОСИНА и др.
На звук [л] - УЛЫБКА, УЛИТКА и др.
На звук [р] - АРОМАТ, ОРУЖИЕ, УРАГАН и тд.
Затем включают отработанные звукосочетания в словосочетания, в предложениях, в спонтанную речь.
модуль. СГСN. (С - автоматизируемый звук, Г - гласный звук, СN - согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГСN, среди которых могут быть и слова (например, СОМ, СОН, СУК и т. д.). Внимание обращаем на четкость артикуляционных движений при переключении с одной артикуляции на другую.
Далее возможно закрепление звука в структуре слога СГС в словах. Например, автоматизируем звук [c] - САБЛЯ, СУМКА, СИГНАЛ и т. д. ; автоматизируем звук [ш] - ШУБА, ШАГНУЛ, ШУТКА и т. д. ; автоматизируем звук [л] - ЛАВКА, ЛОДКА,ЛАМПА и тд.
модуль. СNГС. (СN - согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно; Г - гласный звук, С - автоматизируемый звук).
Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СNГС. Внимание обращают на четкость (утрированность) артикуляционных движений при произнесении всех звуков и при переключении с одной артикуляции на другую.
Далее возможно закрепление звука в структуре слога СNГС в словах. Например, закрепляем звук [с] в словах БАСНЯ, ВОСТОК, ГОСТИ и тд.
В ходе занятия объясняем детям значение слов, которые включают в лексический материал.
модуль. ССNГ. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, СN - звук, который ребенок произносит правильно, Г - гласный звук).
Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога ССNГ. Внимание ребенка обращаем на четкий переход от одного звука к другому. Напоминаем, что активно работают губы.
Далее можно закреплять продуктивные модули слогов структуры - ССNГ в словах, словосочетаниях, предложениях. Сначала используем этот слог в начале слова, а затем и в середине слова.
Например при закреплении звука [с] : СВОБОДА, СКАЛА, СНЫ и т. д. При закреплении звука [ш] : ШВЫ, ШКАФЫ, ШКОЛА и т. д.
модуль. ССNГ - слог со стечением согласных, где автоматизируемый звук С стоит в середине.
Требование утрированности артикуляции звуков сохраняется. Напоминаем об активной работе губ при артикуляции гласных и согласных звуков. Вариант слога ССNГ - трудный, так как автоматизируемый звук стоит в середине и ребенок должен успеть перестроится на правильную артикуляцию звука, который еще не устойчив и требует высокой степени самоконтроля. Поэтому мы показывали замедленную артикуляцию отдельных слогов. Начинали отрабатывать слоги конструкции ССNГ в замедленном темпе. Объясняли и показывали перед зеркалом, как меняется положение губ на каждый звук. Четкая, утрированная артикуляция необходима и при произнесении согласных при их стечении.
У каждого ребенка может быть индивидуальный набор этих слогов с одним гласным звуком. Это зависит от того, какие слоги мы пропустим, т. к. у ребенка этот звук еще не исправлен. Мы тренируем переключение верно произносимого звука на звук, который автоматизируем. Например, возьмем звук [с], но знаем, что у ребенка еще не исправлены звуки [л, р, ш, ч]. Предлагаем ребенку по подражанию, а затем самостоятельно произносить цепочку слогов : БСА, ВСА, ГСА, ДСА, КСА и тд. (пропускаем слоги, начинающиеся на звуки, которые у ребенка еще не исправлены). Отработав в умеренном темпе произнесение слогов и автоматизировав переключения, предлагаем для автоматизации слова, словосочетания, где слог конструкции ССNГ встречается в середине, вначале, в конце слова.
Например, при автоматизации звука [л] в словах со слогом ССNГ : ВЛАДИК, БЛАГО, ГЛАЗА и тд. Значение незнакомых слов объясняют, предлагают составить предложение с некоторыми из этих слов.
модуль. ГСNС. (Г - гласный, СN - согласный, который ребенок произносит правильно, С - автоматизируемый звук). Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГСNС. Напоминаем, что губы активно работают, что и обеспечивает утрированное произнесение звуков.
Так как в конструкции ГСNС последний согласный является начальным согласным следующего слога в слове, то для автоматизации в словах и словосочетаниях подбирается определенный лексический материал. Например, для автоматизации звуков [л] и [р] предлагаем слова: ОБЛАКО, УВЛЕКАТЬ, УЗЛЫ, ОБРАЗЕЦ, УБРАТЬ, ОГРАДА и др.
модуль. ГСNС. (Г - гласный, С - согласный, который закрепляем, СN - согласный, который ребенок произносит правильно). Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГСNС.
После тренировки на произнесение звукосочетаний можно перейти к автоматизации звука в словах, содержащих аналогичные звукосочетания.
Например, при автоматизации звука [с] рекомендуются слова: ОСВОИТЬ, УСВОИТЬ, УСЛЫШАТЬ и т. д. При автоматизации звука [р] рекомендуются слова: АРБУЗ, АРКА, ОРЛЫ, АРТИСТ и т. д.
Последующее закрепление звука в предложениях и спонтанной речи укладывается в классическую схему.
Коррекция моторных и речевых функций у детей с дизартрией производится во взаимодействии с развитием их познавательной деятельности: операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умозаключения, классификации и с опорой на компенсаторные возможности.
Анализ литературных данных позволяет сделать следующее заключение:
• развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка;
• речь – это, прежде всего мышечные ощущения, поступающие от речевых органов в кору головного мозга;
• уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук;
• речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук;
• динамика речевого развития зависит от тяжести и характера поражения моторных функций.
Система коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции позволяет сократить сроки коррекционного обучения.