Ольга Миронова
Планы-конспекты коррекционных часов в старшей группе «Осень в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСЕНЬ В ЛЕСУ
старшая группа
Тема: «Осень в лесу»
Коррекционно – образовательные задачи
Формирование фонетической стороны речи. Обучение элементам грамоты.
Звук и буква А.
закрепить четкое произнесение и характеристику звука А.
упражнять в умении выделять начальный ударный и безударный гласный звук А.
закрепить образ буквы А.
развивать внимание и память.
воспитывать интерес к родной речи.
Грамматический строй речи.
Количественные числительные один, одна.
Публикация «Планы-конспекты коррекционных часов в старшей группе „Осень в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
продолжить учить согласованию количественных числительных ОДИН, ОДНА с существительными в роде.
развивать внимание и память (увеличение объема).
Связная речь.
продолжать учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом - фразой из 3-4 слов.
развивать внимание детей, умение пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними.
воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу.
Тема: «Осень в лесу»
Словарь
Существительные:
Туча, дождь, грязь, лужа, земля, зонт, погода, осень, ветер, деревья, листья, куртка, сапоги, шапка, небо, сырость, слякоть, листопад, запас, животные, птицы, гром, гроза, лес, сентябрь, октябрь, ноябрь, отлёт, стая, насекомые, грибы, ягода, корзина, лукошко, грусть, ливень, гусь, утка, журавль, крик, животные, спячка, юг, шёрстка, гриб, боровик, подосиновик, рыжик, подберезовик, мухомор, масленок, сыроежка, ножка, шляпка, пень, лисичка, опенок, груздь, волнушка, поганка, грибница, чаща, грибник, белый гриб.
Прилагательные:
Жёлтый, красный, зелёный, красивый, холодный, мокрый, большой, маленький, тёплый, сухой, разноцветный, чёрный, серый, ясный, солнечный, пасмурный, дождливый, сильный, ветреный, голый, пустой, осенний, сильный, страшный, алый, золотой, хмурый, косой, ненастный, перелётный, тёплый (край, ранний, поздний, резной, сырой (климат, вялый, хороший, плетёный, съедобный, несъедобный, червивый, грибной, рыхлый, ядовитый, грустный, птичий.
Глаголы:
Желтеть, краснеть, падать, кружиться, лететь, мокнуть, раскрывать, ходить, идти, дуть, собирать (листья, букет, сохнуть, опадать, шуршать, греметь, готовиться (к зиме, наступать, прятаться, светить, греть, плыть, приходить, засыхать, шелестеть, моросить, грохотать, лить, строить, замерзать, улетать, возвращаться, собирать (грибы, искать, радоваться, грустить, любить, собираться, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит, заготавливать, менять (шерсть, искать (берлогу).
Наречия:
Мокро, холодно, тепло, жарко, грязно, осенью, рано, поздно, утром, вечером, днем, ночью, сегодня, вчера, завтра, сыро, дождливо, прохладно, солнечно, красиво, ветрено, похолодало, подморозило
ПЛАНЫ – КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЧАСОВ
Тема: «Осень в лесу»
Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики
Артикуляционная гимнастика
№1 «Бегемот»
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 4-5 раз.
№2 «Заборчик»
Описание упражнения: зубы плотно сжаты, губы находятся в положении улыбки, напрягаем и поднимаем верхнюю губу, опускаем нижнюю. Удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 4-5 раз.
№3 «Лягушка» (II варианта)
I вариант Губы растянуты в виде улыбки, не обнажая сомкнутые зубы.
II вариант Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы.
Напряжение только в уголках губ.
Удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 4-5 раз.
Пальчиковая гимнастика
№1 «Меж еловых мягких лап.»
Меж еловых мягких лап (Поглаживают ладонями обеих рук колени.)
Дождик кап-кап-кап. (Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)
Где сучок давно засох — (Постукивают ребрам ладони по коленям.)
Серый мох, мох, мох. («Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.)
Где листок к листку прилип, (Хлопают ладонями.)
Вырос гриб. (Сводят руки над головой.)
№2 «Дети в лес грибной пошли.»
Дети в лес грибной пошли (дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по коленям)
И грибочки там нашли. (открытую ладонь правой руки накладывают на кулак левой (ножка гриба)
Часть из них потом сварили,
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой. (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)
Тема: «Осень в лесу»
Физминутка
№1 «Мы идём в осенний лес»
Мы идём в осенний лес. (Маршируют на месте.)
А в лесу полно чудес! (Разводят руки в стороны, «удивляются».)
Дождь вчера в лесу прошёл — (Потряхивают ладонями обеих рук.)
Это очень хорошо. (Хлопают в ладони.)
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)
И в корзинку собирать. (Сводят руки перед собой — «корзина».)
Вот сидят маслята,
На пеньке — опята,
А во мху — лисички,
Дружные сестрички. (Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.)
«Подосиновик, груздок,
Полезайте в кузовок! (Делают манящие движения руками.)
Ну, а ты, мухомор,
Украшай осенний бор».
И. Михеева (Грозят указательным пальцем правой руки.)
№2 «Грибок»
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдём. (Маршируют)
В шапочке нарядной,
Светло-шоколадной (Изображают шапочку)
Ты не прячь, грибок, (Закрывают лицо руками)
Под листок свой бок!
О. Высотская (Руки на поясе)
Развитие дыхания
Ежедневно повторять, отрабатывать правильность выполнения упражнения дыхательной гимнастики (комплекс №1).
Комплекс №1
1. Плавный вдох носом и плавный выдох ртом.
2. Краткий глубокий вдох носом и медленный выдох ртом.
3. Медленный глубокий вдох носом и краткий резкий выдох ртом.
4. Глубокий медленный вдох и выдох узкой струей (положение губ трубочкой).
Тема: «Осень в лесу» Понедельник
I. Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика.
II. Развитие правильного речевого дыхания
Дыхательная гимнастика: Комплекс №1
III. Расширение, пополнение и активизация словаря.
Д/и «Что лишнее?»
Цель: закрепление знаний признаков осени; закрепление навыка дифференцирования признаков разных времен года.
Ход игры: Воспитатель называет четыре признака разных времен года:
1. Птицы улетают на юг.
2. Расцвели ромашки.
3. Пожелтели листья на деревьях.
4. Идет уборка урожая.
Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.
Д/и «Посмотри и назови»
Цель: активизировать, расширить и пополнить словарь существительными по теме «Осень в лесу».
Оборудование: предметные картинки с изображением грибов.
Ход игры: Воспитатель зачитывает стихотворение и демонстрирует изображение гриба, о котором говорилось в стихотворении. Затем педагог читает стихотворение повторно, пропуская названия грибов, задача детей договорить слово с опорой на предметную картину.
По грибы
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
IV. Физминутка
V. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
Д/и «Поймай звук»
Цель: развитие фонематического слуха, закрепление звука А, отработка умения выделять ударный гласный звук А из ряда звуков, слогов, затем слов.
Ход игры. Педагог называет ряд звуков (например, у, и, м, ф, А, п, ы, и, А, слогов (например, уи, АУ, иэ, ИА, АМ, ум и т. д., если у детей виден успех при выполнении упражнения, то педагог предоставляет ряд слов (например, Астра, дым, сок, Август,. Во всей игре дети выполняют одно из действий (по договоренности, когда слышат звук А (хлопают, топают, вскидывают руки вверх и т. п.)
VI. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, формирование образа буквы
Игра «Мастерская букв».
Цель: формирование образа буквы А, развитие мелкой моторики.
Оборудование: бумага, трафареты, карандаши, ножницы по количеству детей.
Ход игры. Обведи букву по трафарету. Вырежи букву.
Пальчиковая гимнастика
«Работа по клеточкам» (развитие графомоторных навыков)
VIII. Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения
Тема: «Осень в лесу» Вторник
I. Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика.
II. Развитие правильного речевого дыхания
Дыхательная гимнастика: Комплекс №1
III. Расширение, пополнение и активизация словаря.
Д/и «Кто больше?»
Цель: активизировать, расширить и пополнить глагольный словарь по теме «Осень в лесу».
Оборудование: предметные картинки с признаками осени, магниты.
Ход игры: Дети делятся на 4 команды. Каждой команде выдаются магниты определенного цвета (например, 1ой – красные, 2ой – синие, 3ьей – жёлтые, 4ой – зелёные). Каждый участник команды придумывает действия к картине и крепит под нее свой магнит. Чья команда больше прикрепила магнитов, та и победила.
Например, картина с изображением дождя. Дети подбирают слова-действия: моросить, лить, идти и т. п. Картинка с листьями: желтеть, опадать, лететь и т. п. Дети могут крепить магниты к любым картинкам.
IV. Формирование лексико-грамматических категорий
Д/и «Подбери словечко»
Цель: закреплять умение согласовывать количественные числительные ОДИН, ОДНА с существительными в роде; активизировать предметный словарь по теме «Осень в лесу»; отработать умение давать полный ответ.
Оборудование: предметные или сюжетные картинки с признаками осени.
Ход игры: педагог предлагает убрать все картинки с доски, составив предложение со словами ОДИН, ОДНА.
Например, на доске висит картина с листопадом – ребенок подбирает слово ОДИН листопад и убирает картинку с доски. К картине с тучей ребёнок подбирает слово ОДНА (туча) и снимает картину. Нужно убрать все картины с доски.
V. Физминутка
VI. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
Д/и «Почтальон»
Цель: развитие фонематического восприятия и анализа, закрепление звука А, закрепление умения выделять начальный ударный и безударный гласный звук А в словах, закрепление символа гласного звука.
Оборудование: предметные картинки в названии которых есть начальный ударный и безударный гласный звук А и картинки, в которых нет нужного звука, сумка почтальона или большой конверт, символ звука.
Ход игры. На сумку или конверт прикрепляется символ звука, воспитатель объясняет цель игры: собрать все слова, которые начинаются на звук А.
Педагог раздаёт каждому ребёнку картинки в названии которой есть нужный звук и в которой его нет. Ребенок выбирает подходящую картинку, называет утрированно произнося звук, изображенный на сумке, и кладет её в сумку (конверт) почтальона.
VII. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, формирование образа буквы
Игра «Мастерская букв».
Цель: формирование образа буквы А, развитие мелкой моторики.
Оборудование: вырезанные буквы А, цветные карандаши.
Ход игры. Вырезанной раннее букве дети дорисовывают глазки, волосики, одежду, там самым оживляя ее.
Пальчиковая гимнастика
«Работа по клеточкам» (развитие графомоторных навыков)
VIII. Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения
Тема: «Осень в лесу» Среда
I. Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика.
II. Развитие правильного речевого дыхания
Дыхательная гимнастика: Комплекс №1
III. Расширение, пополнение и активизация словаря
Д/и «Словечки называй и мяч передавай»
Цель: активизировать, расширить и пополнить словарь прилагательных по теме «Осень в лесу».
Оборудование: предметные картинки с изображением грибов, мяч.
Ход игры: Педагог предлагает ответить детям на вопрос какие? грибы и передать мяч по кругу.
IV. Формирование лексико-грамматических категорий
Д/и «Перепрыгивай скорей – не задерживай детей»
Цель: закреплять умение согласовывать количественные числительные ОДИН, ОДНА с существительными в роде; активизировать предметный словарь по теме «Осень в лесу»; отработать умение давать полный ответ.
Оборудование: предметные картинки с изображением грибов, скакалка.
Ход игры. На середине группы кладется скакалка. Предметные картинки раскладываются на столе. Детям необходимо взять карточку с изображением гриба и составить предложение со словом ОДИН/ОДНА, затем перепрыгнуть через скакалку на другую сторону группы.
V. Физминутка
VI. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
Д/и «Где спрятался звук»
Цель: развитие фонематического восприятия анализа и синтеза, закрепление звука А, умение выделять его в начале слова, закрепление символа гласного.
Оборудование: предметные картинки со звуком А в начале слова, предметные картинки на другие звуки, деньги-символы или буквы.
Ход игры. Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы или буквы. Подавая педагогу символ или букву, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий, звук в названии покупаемого предмета.
VII. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, формирование образа буквы
Игра «Мастерская букв»
Цель: формирование образа буквы А, развитие мелкой моторики.
Оборудование: вырезанные буквы А, листы бумаги, клей.
Ход игры. Посели букву в свой домик
Пальчиковая гимнастика
«Работа по клеточкам» (развитие графомоторных навыков)
VIII. Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения
Тема: «Осень в лесу» Четверг
I. Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика.
II. Развитие правильного речевого дыхания
Дыхательная гимнастика: Комплекс №1
III. Расширение, пополнение и активизация словаря
Д/и «Отвечай и палочку получай»
Цель: активизировать, расширить и пополнить словарь прилагательных по теме «Осень в лесу».
Оборудование: сюжетная картина с изображением осени, счетные палочки.
Ход игры: Педагог рассматривает картину вместе с детьми и задает детям вопрос: «Осенью жарко?» Нет. Тогда КАК осенью? мокро, холодно, тепло, грязно, сыро, дождливо, прохладно и т. д.
IV. Формирование лексико-грамматических категорий
Д/и «Пропажа»
Цель: закреплять умение согласовывать количественные числительные ОДИН, ОДНА с существительными в роде; активизировать предметный словарь по теме «Осень в лесу»; отработать умение давать полный ответ.
Оборудование: предметные картинки по лексической теме с изображением одного предмета женского и мужского рода, цифра 1, счетные палочки с предыдущей игры.
Ход игры. Педагог рассказывает, что приходил Незнайка и взял у нас цифру 1. Теперь мы не сможем посчитать сколько у нас разных предметов на картинах. Но у нас есть счетные палочки и у каждого по одной. Воспитатель предлагает ответить на его вопрос и положить свою палочку на стол так, чтобы получилась одна большая цифра 1. Пример вопроса: Сколько луж? Каждый ребенок называет предметную картинку и подбирает слово ОДИН/ОДНА.
Как итог, педагог говорит, что Незнайка вернул нам цифру, давайте сравним с той, что выложили мы.
V. Физминутка
VI. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
Д/и «Волшебная палочка»
Цель: развитие фонематического восприятия анализа и синтеза, закрепление звука А, умение выделять его в начале слова, закрепление символа гласного.
Оборудование: символ гласных звуков, «волшебная» палочка.
Ход игры. Дети называют слова со звуком А в начале и передают друг другу «волшебную» палочку.
VII. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, формирование образа буквы
Игра «Мастерская букв»
Цель: формирование образа буквы А, развитие мелкой моторики.
Оборудование: листы с приклеенными буквами, вырезанные буквы А разного шрифта, клей.
Ход игры. Приведи в гости друзей буквы. Педагог объясняет ребенку о существовании разных шрифтов. Ребёнок приклеивает готовые буквы А рядом со своей буквой.
Пальчиковая гимнастика
«Работа по клеточкам» (развитие графомоторных навыков)
VIII. Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения
Тема: «Осень в лесу» Пятница
I. Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика.
II. Развитие правильного речевого дыхания
Дыхательная гимнастика: Комплекс №1
III. Расширение, пополнение и активизация словаря
Д/и «Собери предложение»
Цель: активизировать, расширить и пополнить словарь прилагательных по теме «Осень в лесу».
Оборудование: предметные и сюжетные картины по лексической теме недели.
Ход игры: Педагог называет предложение из 3-4 слов, не согласованных между собой. Детям необходимо восстановить предложение.
Например, Дуть холодная ветер. – Дует холодный ветер.
Осень на улица похолодали – Осенью на улице похолодало
В лес вырос грибы – В лесу выросли грибы
Медведь и ёж уходить спячка в – Медведь и ёж уходят в спячку.
Улетать птицы край тёплый – Птицы улетают в тёплые края.
IV. Формирование лексико-грамматических категорий
Д/и «Исправь ошибки»
Цель: закреплять умение согласовывать количественные числительные ОДИН, ОДНА с существительными в роде; активизировать предметный словарь по теме «Осень в лесу»; отработать умение давать полный ответ.
Оборудование: список предложений, сюжетные и предметные картины по лексической теме.
Ход игры. Пришло письмо от Незнайки, в котором он просит помочь исправить ему ошибки.
ОДИН туча, ОДНА дождь, ОДИН грязь, ОДИН лужа, ОДНА зонт, ОДИН осень, ОДНА лист, ОДНА листопад, ОДИН птица, ОДНА гром, ОДИН гроза, ОДНА лес, ОДНА гриб, ОДИН корзина, ОДНА боровик, ОДНА подосиновик, ОДНА мухомор, ОДИН ножка, ОДИН шляпка, ОДНА груздь и т. д.
V. Физминутка
VI. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
Д/и «Четвертый лишний»
Цель: развитие фонематического восприятия анализа и синтеза, закрепление звука А, умение выделять его в начале слова, закрепление символа гласного звука.
Оборудование: список слов, предметные картинки.
Ход игры: Педагог называет четыре слова, три из которых начинаются на звук А, одно на любой другой звук. Ребенок или дети должны определить, что лишнее слово не на звук А. Или педагог называет четыре слова, три из которых на любой звук, а одно на звук А.
Например, апельсин, артист, суп, автобус/ душ, аист, бык, доска
VII. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, формирование образа буквы
Игра «Мастерская букв»
Цель: формирование образа буквы А, развитие мелкой моторики.
Оборудование:
Ход игры. День рождения буквы.
Пальчиковая гимнастика
«Работа по клеточкам» (развитие графомоторных навыков)
VIII. Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения