Эльвира Андрюнина
Логические игры и упражнения как средство формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Значение и актуальность
3. Цель и задачи
4. Тематическое планирование
5. Развивающая среда
6. Список используемой литературы
7. Приложение
Проект по ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Мы идём в школу»
Конспекты занятий
Картотека дидактических игр
Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами
Стихи математического содержания
Картотека физкультминуток
Публикация «Логические игры и упражнения как средство формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Работа с родителями: консультации для родителей, викторины, анкеты
ВВЕДЕНИЕ
Трудно представить какой-либо вид деятельности без подключения мышления. В дошкольном возрасте дети oсваивают знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного возраста является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами.
В пять – семь лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также к самостоятельным действиям, чтобы открыть новые знания. Виды мышления, характерные для детей до школы : наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3-4 лет; образное – становится активным у детей старше 4 лет; логическое – осваивается детьми в возрасте 5-6 лет.
В структуре логического мышления можно выделить следующие лoгические операции как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.
А бoлее глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств.
Оно выполняется при помощи синтеза и анализа.
Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности. Абстракция – это выделение какoй-либо существенной стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Обобщение выступает как сoединение существенного и связывание его с классом явлений и предметов.
Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль.
Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений, выдающая наиболее общие их признаки.
Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений. Отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.
На основе всех операций и процессов изменяются образы, которыми старший дошкольник оперирует, изменяются и действия, которыми пользуется ребенок.
Таким образом, логическое мышление – это умение понимать логику рассуждение и оперировать словами, выполнять такие операции как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Дoшкольный ребёнок – челoвек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Мы должны обогащать ребенка знаниями, способствовать развитию умственной деятельности.
Актуальность
Рассматриваемая проблема связана с тем, что один из ценнейших показателей социально-экономического благополучия любого общества представлен состоянием развития мыслительных операций человека, начиная с детского возраста.
Это связано с тем, что именно дети считаются главнейшим и значимым резервом каждого государства, который станет определять в будущем уровень экономического и духовного развития страны, её состояние науки и культуры.
В виду этого проблема формирования мыслительных операций дошкольников занимает сегодня ведущее место, как в психологической, так и в педагогической науках.
Жизнь с каждым годом все более высокие требования предъявляет к человеку и, особенно – к детям: растет неуклонно объем знаний, которые им нужны для приобретения опыта. Педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний не представляло механический характер, а было осмысленным, чтобы интеллект ребёнка динамично эволюционизировался. Вот из чего и вытекает злободневность данного вопроса о формировании мыслительных операций, которое приобретается в детском возрасте и на протяжении всей последующей жизни человека растёт, увеличивается, пополняется.
И это очень важно – обладать высоким уровнем сформированных мыслительных операций, что помогает в жизни самому человеку, а также выводит его к принятию решения – эффективно и деятельно оказывать содействие всем окружающим, обществу и даже государству.
И в осуществлении этой существенной задачи человеку может помочь его высокий уровень сформированных мыслительных операций.
Актуальность данной темы также заключается в том, что развитие мыслительных операций активно происходит именно в дошкольном возрасте, который является сенситивным периодом для развития данных психических функций.
Дошкольный возраст – яркая страница в жизни каждого человека.
В данный возрастной период берёт начало процесс социализации ребёнка, формируются его эмоционально-личностная и волевая сферы, развиваются коммуникативные навыки и познавательные процессы.
Значение общего развития ребенка дошкольного возраста можно назвать бесценным. И это обусловлено тем, что именно на этом возрастном этапе, если сравнивать со всеми последующими возрастными периодами, закладывают основу для отношения дошкольника к окружающему миру, для любых его специальных знаний и умений.
И эффективными помощниками в усвоении ребёнком окружающего мира, в развитии его мыслительных операций и интеллекта выступают логические игры и упражнения.
В настоящее время существует очень много известных и опытных психологов, изучающих и исследовавших выбранную нами тему, поэтому, сколько психологов, столько и мнений, взглядов на роль логических игр в формировании мыслительных операций дошкольника. И перед нами встаёт важная задача ознакомиться с материалом по данной теме, проанализировав его и сделав определённые выводы. Данную тему требуется тщательно исследовать, выяснять особенности и активно внедрять их в свою деятельность.
Все эти факты способствуют сохранению актуальности использования логических игр и упражнений, как средства формирования мыслительных операций и на сегодняшний день.
Развитие мыслительных процессов и операций, мыслительной активности и, особенно, творческого мышления, изучалось таким учеными, (Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Д. Б. Эльконин и пр., считающими эти операции важнейшими факторами, которые обусловливают всестороннее развитие личности. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина, Л. С. Георгиева, А. М. Леушиной, А. И. Маркушевич, Е. В. Проскура, Д. Б. Эльконина и др.) исследуются возможности детей дошкольного возраста в области усвоении новых математических понятий, проводится разработка новых методов обучения, формирующих у дошкольников понятий о множестве и числе, ознакомливающих их с величинами и измерением, пространственными отношениями, временными представлениями и так далее.
Логические игры и упражнения
по формированию элементарных математических представлений
как средство мыслительных операций
у детей дошкольного возраста
Цель: Введение ребёнка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта.
Задачи:
1. Развивать потребность активно мыслить;
2. Создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
3. Приобрести знания о множестве, числе величине, пространстве и времени как основах математического развития детей;
4. Развивать логическое мышление;
5. Формировать инициативность и самостоятельность
6. Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и так далее);
7. Формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструктивные умения (плоскостное моделирование);
8. Формировать простейшие графические умения и навыки;
9. Обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребёнка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия Тема Задачи Формы организации образовательного процесса
1. Развитие произвольного внимания
Развивать произвольность действий за счет выполнения правил, а также слухового, зрительного, двигательного видов внимания
Упражнение
«Нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между часами»
«Нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько найдёшь различий между двумя картинками»
2. Развитие избирательности зрительного внимания
Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания
Упражнение
«Раскрась две одинаковые матрёшки»
«Раскрась двух одинаковых зайчиков»
«Раскрась два одинаковых шарика»
3. Развитие концентрации зрительного внимания
Развивать умение сосредотачивать внимание
Упражнение
«Закрась внизу только те игрушки, которые есть в путанице»
«Закрась внизу только те цифры, которые есть в путанице»
«Закрась внизу только те геометрические фигуры, которые есть в путанице»
4. Анализ и синтез предметов сложной формы
Обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию
Упражнение
«Напиши сколько геометрических фигур в нарисованном паровозе»
«Напиши сколько геометрических фигур в нарисованном Петрушке»
«Напиши сколько геометрических фигур в нарисованной лодке»
5. Анализ и синтез предметов сложной формы
Способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения
Упражнение
«Закрась только тот предмет, который состоит из геометрических фигур справа»
«Закрась справа только те геометрические фигуры, из которых нарисована кошка»
6. Поиск недостающей фигуры. Количество и счёт
Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность
Упражнение
«Дорисуй в пустых квадратах недостающую карточку»
«Напиши в пустых квадратах недостающую цифру»
«Дорисуй в пустых квадратах недостающий домик»
7. Поиск недостающего предмета. Величина
Учить детей доказывать своё решение
Упражнение
«Дорисуй в пустых квадратах недостающий мяч»
«Дорисуй в пустых квадратах недостающий карандаш»
«Дорисуй в пустых квадратах недостающее полотенце»
8. Поиск недостающего предмета. Геометрические фигуры.
Вызвать у детей интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа Упражнение
«Дорисуй в пустых квадратах недостающую геометрическую фигуру»
«Дорисуй в пустых квадратах недостающую лодочку»
9. Поиск недостающей фигуры. Ориентировка в пространстве.
Учить детей осваивать последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве
Упражнение
«Дорисуй в пустых квадратах недостающую чашку»
«Дорисуй в пустых квадратах недостающий самолёт»
10. Поиск недостающей фигуры. По нескольким признакам.
Учит детей анализировать и выделять признаки отличия
Упражнение
«Дорисуй в пустых квадратах недостающую кошку»
«Дорисуй в пустых квадратах недостающий цветок»
«Дорисуй в пустых квадратах недостающего человечка»
11. Продолжение ряда. Количество и счёт.
Развивать у детей логико-математические представления (представления о числах)
Упражнение
«Нарисуй круги в последнем квадрате, используя соответствующую закономерность»
«Нарисуй яблоки на последней яблоне, используя соответствующую закономерность»
«Нарисуй рыбок в последнем аквариуме, используя соответствующую закономерность»
12. Продолжение ряда. Величина.
Развивать у детей логико-математические представления (представления о величине)
Упражнение
«Нарисуй пятый шарик, используя соответствующую закономерность»
«Нарисуй пятый грибок, используя соответствующую закономерность»
13. Продолжение ряда. Геометрические фигуры.
Развивать у детей логико-математические представления (представления о геометрических фигурах)
Упражнение
«Раздели четвёртый квадрат, используя соответствующую закономерность»
«Раздели четвёртый круг, используя соответствующую закономерность»
14. Продолжение ряда. Ориентировка во времени.
Развивать у детей логико-математические представления (представления о закономерностях);
Упражнение
«Нарисуй стрелки в четвёртых часах, используя соответствующую закономерность»
«Нарисуй последний листок
календаря, используя соответствующую закономерность»
15. Продолжение ряда. По нескольким признакам
Развивать у детей логико-математические представления (представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях)
Упражнение
«Нарисуй четвёртое дерево, используя соответствующую закономерность»
«Нарисуй четвёртую неваляшку, используя соответствующую закономерность»
16. Нахождение ошибки. Количество и счёт.
Развивать умение видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнение
«Обведи лишнюю карточку»
«Закрась лишнюю цифру»
«Закрась лишнюю веточку»
17. Дидактическая игра
Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры «Путаница»
Развивать внимание, воображение
17. Нахождение ошибки. Величина.
Формировать представление о величине, развивать наглядно-образное и логическое мышление
Упражнение
«Закрась лишний кубик»
«Закрась лишнюю ёлочку»
«Закрась лишнюю ленточку»
18. Нахождение ошибки. Геометрические фигуры.
Учить детей анализировать, концентрировать внимание и делать выводы
Упражнение
«Закрась лишнюю фигуру»
19. Нахождение ошибки. Ориентировка во времени.
Учить детей анализировать, концентрировать внимание и делать выводы
Упражнение
«Обведи лишние часы»
«Обведи лишний листок календаря»
20. Нахождение ошибки. Ориентировка в пространстве.
Развивать пространственное мышление, внимание, наблюдательность.
Упражнение
«Закрась лишнего мишку»
«Закрась лишний самолёт»
21. Дидактическая игра
Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры «Сложи квадраты»
21. Умозаключения
Формировать у детей мыслительные процессы, умение строить суждение и умозаключение
Упражнение
«Обведи ёлочку за которой спрятался мальчик, если это не самая высокая и не низкая ёлочка»
«Закрась шарик, который купит Незнайка, если это не самый маленький и не шарик овальной формы»
22. Умозаключения
Формировать у детей мыслительные процессы, умение строить суждение и умозаключение
Упражнение
«Проведи стрелочку от зайчика к примеру, который он решал, если у белочки получился ответ 9, а у мишки ответ 8»
«Посчитай и напиши сколько лет Диме, если он на один год старше восьмилетнего Кости и на один год младше десятилетнего Андрея»
23. Умозаключения
Формировать у детей логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения, умение решать логические задачи в уме, не выполняя практических действий Упражнение
«Покажи стрелочкой в какое время года у Наташи день рождения, если он ни когда тает снег, ни когда с деревьев опадают листья, ни когда вся земля покрыта снегом»
«Закрась дорожку, по которой Иван Царевич пойдёт найдёт Сивку Бурку. Сивка Бурка находится в конюшне не справа и не посередине»
24. Дидактическая игра
Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой «Найдём соседей числа»
25. Дидактическая игра
Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины «Танграм»