Получи документы

Программа занятий по развитию мыслительных операций с использованием средств наглядного моделирования

Елена Щербакова
Программа занятий по развитию мыслительных операций с использованием средств наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

Программа занятий по развитию мыслительных операций с использованием средств наглядного моделирования

Пояснительная записка

Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т. д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового, пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности : стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

Публикация «Программа занятий по развитию мыслительных операций с использованием средств наглядного моделирования» размещена в разделах

Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка, разработанной ПМПк образовательного учреждения. Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной деятельности и ее саморегуляции.

Основная цель реализации программы : коррекция и развитие познавательной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

психологическое изучение готовности ребенка к школе; создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе; развитие интеллектуальных способностей (мышление); развитие памяти, внимания, воображения; развитие познавательной активности; развитие мелкой и крупной моторики; сформировать внутреннюю позицию школьника; создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов

Структура программы

Данная программа предусмотрена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного учреждения.

Диагностический этап

1. Групповые занятия.

2. Индивидуальная работа.

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов.

3. Работа с родителями, воспитателями.

• Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни;

• Просветительская работа с родителями и воспитателями в форме консультаций, выступлений на родительских собраниях.

Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Всего 16 занятий при частоте встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – от 25 до 30 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия:

Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.

Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка, показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.

Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

2. «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.

Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

3. «Запоминай порядок»

Цель: развитие памяти.

Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

4. «Попугай»

Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.

5. Итог занятия :

- Чем мы сегодня занимались?

- Что понравилось больше всего?

6. «Ритуал прощания»

Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Настроение в цвете»

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.

3. «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе»

Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

4. «Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

5. Физминутка «Ванька-встанька»

Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.

Ход: Отдых наш физкультминутка

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

6. «Зеркало»

Цель: развитие навыка работы в парах

Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.

7. Итог занятия.

8. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 3.

Цель: познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо плохо».

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Помоги дождику узнать – хороший он или плохой?»

Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал-из земли его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и понял, что его зовет из-под земли зернышко. Полил его дождик и выросло дерево. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказало дерево. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказало дерево. Запрыгал дождик от удовольствия по кустам и…облил птичку. Заплакала птичка: «Плохой дождик: намочил все мои перья, мне теперь никак не взлететь, лиса меня поймает!» Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему очень обрадовались лягушки: «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем – болото совсем пересыхает». Припустил дождик что было силы и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым!» Испугался дождик, хотел на тучке спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик! Полей подольше и посильней – мне надо кораблики в лужах пускать!» Снова припустил дождик.

А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой?» А вы, ребята, как думаете?

Предложить нарисовать один из эпизодов рассказа. Поощрить олицетворение дождика.

3. Обсуждение рисунков, подведение итогов занятия.

4. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 4.

Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Пары слов»

Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.

Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.

Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Психолог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

3. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

Психолог показывает пример, дети повторяют.

«Шалтай-болтай

сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне»

4. «Собери картинку»

Цель: развитие мышления.

Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, психолог при необходимости помогает.

Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки.

5. «Путаница»

Цель: развитие навыка совместной деятельности.

Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.

6. Итог занятия.

7. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 5.

Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Ищи безостановочно».

Цель: развитие внимания.

Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы).

3. «Волшебное яйцо».

Цель: развитие воображения.

Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку рисунков.

Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.

4. «Маленькие обезьянки»

Цель: развитие внимания, навыков общения.

Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно.

5. «Бывает - не бывает»

Цель: развитие воображения, внимания.

Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».

6. «Бип».

Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.

Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип».

7. Итог занятия.

8. «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ 6.

Цель: развитие внимания.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Незнайкины небылицы».

Незнайка сочинял истории, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуйте отгадать, что напутал Незнайка.

- Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.

- Весной все звери готовятся к долгой спячке.

- Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.

- Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды.

3. «Цветик - семицветик»

Психолог рисует цветок с семью лепестками: красным, желтым, голубым, розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина цветка - зеленая. Детям предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же.

4. «Невнимательный садовник»

Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду, но он был очень невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами. Помоги садовнику найти лишние пакетики, если на них написано: «Яблоня», «Груша», «Вишня», «Роза», «Слива», «Береза», «Персик».

5. «Паровозик с клоунами»

Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончики» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача - при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонтируют, игра продолжается.

6. «Летает - не летает».

Дети садятся или становятся полукругом. Психолог называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Психолог может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

7. Итог занятия.

8. «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ 7.

Цель: развитие мышления.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Разрезные картинки» (складывание рисунка из его частей)

Берется любая открытка (лучше использовать изображении неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребенка просят составить ее. Другая на четыре части и так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на рисунок изображенный на открытке.

3. «Придумаем загадку».

Логика придумывания загадок сложна для дошкольников, поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих предметов. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавляются функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает» (пылесос).

Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «Крашено Коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.

4. «Что лишнее?»

Психолог называет три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (овощи - фрукты); стул, стол, шкаф, платье (мебель - одежда). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору - картинки и предметы.

5. Пантомима.

Я – комнатный цветок в детском саду. Мне хорошо, когда меня поливают, рыхлят землю, моют листья. Мне не нравится, когда ребята громко кричат. Мне скучно, когда ребята уходят домой и я остаюсь один.

Выразить телом и мимикой радость, удовольствие, скуку, раздражение.

6. Итог занятия.

7 «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ 8.

Цель: развитие памяти.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Телефон»

В игре участвуют не менее трех игроков. Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение.

3 «Рассказы по картинкам»

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке. Используются смешные сюжеты, можно из комиксов.

4. «Рассказы по памяти»

Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мультфильм.

5. «Слова»

Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус.»

6. Итог занятия.

7 «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ 9.

Цель: Развитие речи учащихся, фонематического слуха.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Полслова за вами».

Ход: Психолог произносит начало слова, дети заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам. Работа может проводиться в парах и фронтально.

3. «Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Ход: психолог задумывает предмет, дети задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

4. «Я знаю»

Цели: Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Ход: дети, используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т. д.).

5 «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Ход: Желающий изображает предмет (живой или неживой, не произнося никаких звуков. Остальные пытаются угадать, что изображается.

6 «Сочини сказку о предмете».

Цель: Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Ход: Психолог и дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

7 «День - ночь»

Цель: Развитие речи, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Ход: Психолог называет слово, дети – противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.

8 Итог занятия.

9 «Ритуал прощания».

ЗАНЯТИЕ 10.

Цель: развитие воображения

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия».

2. «Какая бывает собака?»

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и уши, какой у нее характер и т. д.

3. «Нарисуй по описанию».

Психолог читает текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

4. «Желания»

Представьте себе, у нас в группе появился настоящий волшебник. Он говорит, что может исполнить 5 любых желаний для каждого. Что бы вы у него попросили? Этот старец очень мудрый. Он может ответить на любые вопросы. О чем бы вы его спросили?

5. Итог занятия.

6. Ритуал прощания».

Публикации по теме:

Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений Фамилия: Семёнова Имя: Елена Отчество: Викторовна Образование: высшее Должность: воспитатель Тема самообразования: «Развитие мыслительных.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование метода наглядного моделирования при освоении букв русского алфавитаИспользование метода наглядного моделирования при освоении букв русского алфавита В норме, в возрасте до шести лет доминирует правое, образное, полушарие головного мозга. И лишь к семи годам начинает активно включаться.

Использование наглядного моделирования при организации познавательной деятельности Актуальным направлением в области формирования предпосылок учебной деятельности считаю, овладение действиями наглядного моделирования..

Методы наглядного моделирования в детском саду Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного,.

НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования «Путешествие в волшебную страну» НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и схематизации на тему «Путешествие в волшебную страну». Воспитатель:.

Открытое занятие «Составление описательного рассказа по игрушке с использованием метода наглядного моделирования» «Составление описательно рассказа по игрушке «зайчик» с использованием метода наглядного моделирования» (младший возраст). Программное содержание:.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Система занятий по развитию представлений детей о животном мире с использованием моделирования воспитателя МБДОУ Починковский Занятие №1. Тема: Шестиногие малыши. Цель: Формировать у детей представление о насекомых: их строении, среде обитания, потребностях. Задачи:.

Система занятий по развитию представлений детей о животном мире с использованием моделирования Занятие №1. Тема: Шестиногие малыши. Цель: Формировать у детей представление о насекомых: их строении, среде обитания, потребностях. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа занятий по развитию мыслительных операций с использованием средств наглядного моделирования
Опубликовано: 6 января 2017 в 20:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа занятий по развитию мыслительных операций с использованием средств наглядного моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Щербакова (УИ 994411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД