Валентина Дмитриева
Литотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Вспоминая своё детство, я задумалась, а во что мы тогда играли. Игрушек было мало, купить было не на что. Мы уходили с подружками в сад, на луг, собирали там гладкие красивые камешки, кусочки битых тарелок, разноцветные стеклышки, листочки, веточки, цветочки и в них играли, подключая воображение.
Совсем недавно я узнала, что игры с камнями – это нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста (литотерапия).
Литотерапия - использование натуральных природных камней с целью их воздействия на организм человека.
Камень - это лекарство, которое ощущают и чувствуют, играют, удивляются и восхищаются.
Совершая с детьми летние прогулки на берег реки, на луг, я обращала внимание детей на камешки, какие они гладкие, разноцветные, разнообразной формы.
Мы любовались ими, играли и собирали для занятий.
А теперь я нашла им применение.
Коррекционная работа с применением нетрадиционных методов становится эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Занятия становятся более интересными для детей, помогают в речевом высказывании.
Использование литотерапии улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи.
В своей работе я использую различные элементы литотерапии:
1) Игры для развития мелкой моторики:
- перебирание камешков, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек и узоров. Потом мы фантазируем на что похож камешек.
- массаж пальчиков рук (сжимание камней в кулачок, перекатывание их по рукам, ладошкам, массаж пальчиков).
- пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии.
- речевые игры с использованием камешков.
2) Речевые игры для развития фонематического слуха:
- Детям предлагаю слушать в словах заданный звук (например [р]). Если они его услышат, то кладут синий камешек на карточку, если такого звука нет, то кладут белый камешек.
3) Игры для развития связной речи:
- Детям выдаю листы бумаги с разным фоном, они из камешков выкладывают различные предметы, потом придумывают рассказ по этой картинке.
- Камешки заготовила по многим лексическим темам:
овощи и фрукты, зимующие и перелетные птицы, домашние птицы, домашние и дикие животные, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, транспорт, насекомые, игрушки.
С помощью таких камешков обогащаю и активизирую словарь детей. Учу классифицировать эти предметы. Совершенствую грамматический строй речи, развиваю навыки звукового и слогового анализа слов, где синим камешком дети обозначают твердые согласные, зеленым- мягкие согласные, а красным- гласные.
На занятиях по обучению грамоте из камешков выкладываем буквы.
Организую дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Отгадай загадки», «Кто где живет?», «Чей это хвост?», «Мой, моя, моё, мои», «Назови одним словом».
Совершенствую навыки связной диалогической речи ребенка:
Дикие животные водятся в лесу,
Здесь увидеть можно волка и лису,
Зайца и медведя,
Белку, кабана.
Спрячет всех надежно лесная тишина.
Литотерапия повлияла и на меня. Мой кабинет пополнился наборами из камней, дидактическими играми с камнями.
Результатом работы по этому направлению считаю то, что мои воспитанники стали более активны, наблюдательны и общительны. У них значительно возрос интерес к логопедическим занятиям, обогатился словарный запас, более грамотной стала речь, улучшилась связная диалогическая речь, развилась мелкая моторика детей, автоматизация и дифференциация поставленных звуков, повысилась работоспособность. Во время таких занятий происходит снятие усталости, напряжения, разрешения негативных, эмоциональных переживаний. Формируется навык совместной деятельности.