Стучкова
Литературный вечер «Певец богини Мельпомены»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР
«Певец богини Мельпомены»
Запах кулис манит.
Вновь режиссёр творит.
В роли героя актёр,
Радует зрителя взор.
Что такое театр?
Это Храм Мельпомены,
Где актёры дарят
Нам искусство со сцены.
(стихи читают дети)
Мельпомена муза трагедии, ставшая символом театрального искусства.
Темочки:
В переводе с греческого — «поющая». Дочь Зевса и Мнемосины. Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. От Мельпомены и Ахелоя родились сирены
Шутливо иронически: «жрецы Мельпомены» деятели театра, актеры, режиссеры и пр.
Не один театр не обходится без пьес. А создание русского театра, безусловно, заслуга великого драматурга А. Н. Островского. И мы рады вас приветствовать на литературном вечере, посвященном 200-летию этого театрального деятеля «Певец богини Мельпомены».
Слайд - 1
31 марта (12 апреля по старому стилю) исполнится 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского – великого чародея слова, знаменитого русского драматурга.
Никакими, казалось бы, примечательными событиями не отмечена история жизни и смерти А. Н. Островского. Его не высылали из столицы за вольнодумство, как Пушкина. Не приговаривали к каторге, как Достоевского. Он не участвовал в военных сражениях, подобно Л. Толстому.
Но история жизни А. Н. Островского стоит того, чтобы её изучить и рассказывать.
Слайд -2
Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве
на Малой Ордынке.
Открытие мира для Саши Островского началось с родного дома, где самым близким человеком была мать Любовь Ивановна. Она умерла, когда старшему сыну исполнилось всего 8 лет. Это стало большим несчастьем. Но мать сумела передать детям свою доброжелательность, радушие к людям, интерес к народной жизни. Именно в этом исток интереса А. Н. Островского к русским песням, сказкам и красоте природы.
Слайд - 3
Островский - величайший драматург
Слайд 4
«Вы один достроили здание, которое начали Фонвизин, Грибоедов, Гоголь – после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский, национальный театр».
И. А. Гончаров
Слайд- 5
Жизнь А. Н. Островского – писателя и театрального деятеля – это не только факты и даты. Прежде всего – это его произведения. 40 лет из 63 продолжалось творчество драматурга: 47 собственных пьес, 7 – в соавторстве с молодыми писателями, 22 переводных пьесы.
Слайд 6
комедию «Семейная картина» (1847) драматург считал началом своей литературной деятельности
пьеса «Свои люди – сочтемся!» (1849). Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года и принесла молодому автору заслуженную славу
Слайд 7
Сюжет пьесы создан под впечатлением судебных материалов, которые были знакомы А. Н. по службе. Герой произведения Самсон Силыч Большов с целью наживы, передав предварительно имущество дочери и зятю, объявляет себя банкротом. Но «любезные родственнички» и на самом деле доводят его до долговой ямы. Любопытно, что остро обличительную пьесу хотя и напечатали, и она была хорошо принята читателями, но к постановке не допустили. Сам же Островский был отдан под негласный надзор полиции.
Слайд 8
Эта пьеса неоднократно ставилась и ставится на театральных подмостках.
А сейчас посмотрите монолог Липочки из пьесы «Свои люди - сочтемся!» в исполнении Сосиной Полины
(музыка – вальс начало – выход и конец – уход)
Слайд 9
драма «Гроза» (1859) – высшее художественное достижение писателя
При создании, которой Островский использовал воспоминания детства, прошедшего в Замоскворечье, поездки по России, а также свой опыт работы в Московских судах. Получилась драма о трудной судьбе молодой женщины Катерины Кабановой, вышедшей не по любви замуж и покончившей в итоге с собой. Похожий случай произошел в Костроме, дело о самоубийстве молодой женщины разбиралось в суде, поэтому бытовало мнение, что Островский использовал при создании данной пьесы конкретный жизненный случай, хотя пьеса вышла ранее.
Слайды 10 и 11
Данная пьеса была экранизирована в 1933 и в 1977 годах.
Слайд 12
пьеса «Бесприданница» (1879) по праву считается самой совершенной из психологических драм. Это овеянная печалью история несбывшейся любви, обманутых надежд. Прекрасные качества главной героини, её красота, душа и любовь в жестоком мире денег обречены на гибель.
Слайд 13
И не случайно, наверное, известный режиссёр Э. Рязанов создал свой замечательный фильм по этой пьесе и назвал его «Жестокий романс». Вы его, надеюсь, видели.
Слайд 14
Александр Николаевич тесно связан с костромской землей. В своём любимом имении Щелыково писатель пополнил представления о мире. Щелыково - Деревня в Костромской области, в 120 км от Костромы и в 15 км от реки Волги и города Кинешмы.
Слайд 15
Здесь писателем были созданы многие драматические произведения.
Слайд 16
Удивительной пьеса-сказка «Снегурочка» так же создана на нашей костромской земле. Это мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах.
Слайд 17
В сказочной стране берендеев появляется необыкновенная девушка, мечтающая о любви. За одно мгновение счастья Снегурочка платит жизнью, но автор уверен, что любовь стоит этого.
Сюжет пьесы вдохновил на создание музыкальных произведений композиторов П. И. Чайковского и Римского-Корсакова.
Слайд 18
В 1952 году на телеэкраны СССР выходит мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца.
Слайд 19
Вскоре в свет выходит фильм-сказка с участием заслуженных артистов России
А сейчас вашему вниманию предоставляется монолог из сказки Островского «Снегурочка» в исполнении Фуряевой Софии.
Слайд 20
Среди исторических хроник сам драматург выделял «Дмитрия Самозванца и Василия Шуйского». В марте 1866 г. он писал Некрасову об этой пьесе: «Хорошо или дурно то, что я написал, я не знаю, но во всяком случае это составит эпоху в моей жизни, с которой начнется новая деятельность…»
Пьеса начинается с воцарения Самозванца, завершается воцарением Шуйского. Начинается с зыбкого, относительного, но все-таки несомненного успокоения нравственного чувства в народе (законный сын Иоанна на престоле, заканчивается страшным убийством его и Смутой, прямо ведущей к хаосу братоубийственной войны, к жестокому нравственному кризису нации. Островский знает, что нация кризис пережила, он уже сотворил «Минина», но в «Минине» искупается тот грех, о котором писал Островский в «Самозванце». Это история о том, как один собирался царить «щедротами и милостью» и был смолот в мясорубке истории, а другой развратил народ ложью и довел до преступления.
И сейчас для вас монолог Василия Шуйского из пьесы Островского прочитает Гусев Александр.
Чем так волновали и привлекали пьесы А. Н. Островского? Прежде всего, новой темой -на сцене показывались обычная жизнь, её повседневность. Но как же ярко выявлялись все красоты и недостатки современной драматургу действительности!
Для многих современников Островского было очевидно, что его пьесы создали совершенно новый театр. Писатель был счастлив не только как драматург, но и как учитель. Литература стала для А. Н. Островского делом всей его жизни. Он и умер за столом, обдумывая очередную пьесу.
Но до сих пор сохранилась народная любовь к Островскому.
Слайд 21
Московский Малый театр, на сцене которого с 1853 г. ставились пьесы драматурга,
называет себя «Домом Островского». В 1929 г. перед его зданием был открыт памятник А. Н. Островскому.
Слайд 22
В провинции первое произведение драматурга было поставлено в 1854 г., в Костроме.
Костромской государственный драматический театр ныне носит имя А. Н. Островского.
Слайд 23
Пьесы Островского до сих пор не сходят со сцены. Только в московских театрах сейчас в репертуаре 89 спектаклей по произведениям драматурга. С 1973 г. каждые пять лет проводится Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме».
Слайд 24
Около 40 его пьес экранизировано Самые популярные:
• комедия К. Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964 г.)
• кинофильм Э. Рязанова «Жестокий романс» (1984 г.)
по мотивам «Бесприданницы»
• фильм Е. Гинзбурга «Анна» (2005 г.)
по пьесе «Без вины виноватые»
Слайд 25
Вот как сам о себе сказал Александр Николаевич: «… у русского драматического театра есть один только я. Я – всё : и академия, и меценат, и защита.»
«Добра и счастья вам без края, Чтоб сердце билось без помех, Работа спорилась любая, Во всем сопутствовал успех! Наш вечер подошел к концу. И вот, что получается, Все хорошо, что хорошо кончается! До свидания!».