Юлия Нарбекова
Литературный сценарий «Лесные правила»
Пояснительная записка.
Волшебный мир детства, загадочный мир детской души как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко. Ведь каждый из нас когда–то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересовали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних детей. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшебном мире детства. А в детстве самое главное это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.
Публикация «Литературный сценарий „Лесные правила“» размещена в разделах
- Дикие животные. Сценарии развлечений
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Литературные сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Для малышей сказка приобретает особую актуальность, ведь она на прямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте.
Экологическая сказка, что это такое? Это такая сказка, в которой в доступной форме детям рассказывают о живой и неживой природе, о повадках животных, насекомых, птиц, о взаимоотношениях людей к животному и растительному миру, не живой природе.
На примере экологических сказок, ребята учатся правилам поведения в лесу : не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей; беречь лягушек, так как они поедают насекомых; не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек; не разорять муравейники; не ломать на деревьях ветки; не оставлять на природе мусор. Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка.
Если с раннего детства ребята будут позитивно настроены к окружающему миру, Земля станет для них другом на всю жизнь. Для того чтобы экология для ребенка стала руководством к жизни, родители и педагоги должны рассказать о том, как важно правильно относиться к природе, беречь и охранять животных. Важно показать незащищенность, хрупкость, таинственную красоту природы.
С помощью полученных знаний, мы формируем у детей новый биоэтический взгляд: этот взгляд будет полон нежности, уважения, он обогатит нравственно малыша и поможет в воспитании человека, толерантного к миру природы.
Цель:
Формирование бережного отношения детей к окружающему природному миру через сказку.
Задачи:
Образовательные задачи:
• расширять и развивать экологические знания и умения детей через экологическую сказку; посредством экологической сказки прививать детям экологическую культуру поведения.
Развивающие задачи:
• развивать навыки свободного общения со сверстниками.
Воспитательные задачи:
• воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту окружающего мира в целом; вызвать чувство радости от просмотра.
Интеграция образовательных областей:
ОО Познавательное развитие:
обучающие:
• формировать у детей навыки по уходу за растениями;
• продолжать знакомить детей с миром природы;
• направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
развивающие:
• развивать познавательный интерес детей к миру природы;
• формирование начал экологической культуры.
воспитательные:
• воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
ОО Речевое развитие:
• способствовать развитию выразительности и эмоциональности речи.
ОО Социально – коммуникативное развитие:
• развивать навыки свободного общения со сверстниками.
ОО Физическое развитие:
• выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью.
Словарная работа активизация речи детей.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстрации с изображением леса, диких животных, птиц, насекомых и растений; дидактические игры экологического характера; пальчиковые игры: «Зайка», «Мишка», «Цветок», «Насекомые»; обсуждение проблемной ситуации: «Зачем нужны цветы?»; просмотр видеофильма «Как появляются цветы», слушание музыкальных произведений «Звуки природы». Знаки лесные правила. Разучивание стихов.
Методические приемы:
Словесный: беседа, чтение произведений художественной литературы, обсуждение, рассказ.
Наглядный: рассматривание иллюстраций альбомов, фотоальбомов, открыток.
Практический: методы организации поисковой деятельности, методы словесной передачи, методы зрительного восприятия, метод стимулирования познавательной деятельности, практическая деятельность в природе
Условия и особенности его реализации:
Постановка предназначена для детей младшего дошкольного возраста
Место проведения: музыкальный зал МАДОУ.
Аудитория, адресность: младший дошкольный возраст.
Материал, реквизиты, оборудование, костюмы:
Демонстрационный: декорации деревья, цветы, пни.
Раздаточный: корзинки с едой, мешки для мусора, шишка, семена.
Оборудование :музыкальный центр, аудиозаписи, микрофон, интерактивная доска.
Музыкальное оформление: звуки леса, голоса «цветов»
Художественное оформление и костюмы
Музыкальный зал создает иллюзию погружения в экологическую сказку. Задняя часть зала задрапирована тканью, расставлены «деревья», подготовлена лесная полянка. В качестве декорации устанавливается деревья, цветы и пни, которые в течение всей сказки выполняет свою функцию.
Костюмы:
1. Костюм для Зайца (шапка с зайчьими ушами, жилет);
2. Костюм для Медведя (коричневый плюшевый комбинезон, шапка);
3. Костюм для Птички
4. Костюм для Пчел
Мотив детской деятельности: сказочный с присутствием игровых персонажей.
«Лесные правила»
Зал украшен под лесную поляну. Выходят двое детей.
Дети:
1. Мы еще совсем малы
Но уже мы знаем
Что в природе все нужны
И большой и малый.
2. Сказку мы сейчас покажем,
А вы думайте друзья,
Как вести себя вам надо
Чтоб цветы цвели всегда!
Звучит легкая музыка (пение птиц).
Сцена «Цветочная поляна».
Ведущий:
В поле солнышко играет
Оживилось все кругом
И цветы в росе сияют
Тихим ласковым огнем.
Но однажды на полянке
Появились дети.
Появляются двое детей с корзинками еды
Дети:
1. Сегодня мы пришли гулять
Закупили все подряд.
Фрукты, соки, шоколад.
2. Все что взяли поедим
А пакеты, банки, склянки
Разбросаем на полянке.
Садятся на «пни», едят, разбрасывают мусор.
Ведущий:
Где поели там беда
Мусора теперь гора.
Дети (гуляя по поляне) :
1. Сколько здесь цветов, букашек!
Потопчу- ка я траву
И большой букет ромашек
Я домой себе сорву!
2. Ты цветочки все не рви
Остальные все мои!
Голоса цветов:
Ой, не рвите дети нас,
Пригодимся мы для вас!
Ведущая:
Дети не послушались,
Все цветы сорвали
И с охапками цветов
Быстро убежали.
Зайка это увидал
На полянку прискакал.
Зайка:
Ой, беда, беда, беда!
Нет ни одного цветка.
Все исчезли семена.
Ведущая:
Прилетела тут пчела,
Закружилась, как юла!
Пчё лка:
Я жужжу, жужжу, жужжу,
В улей мёд свой приношу,
Я трудилась, как могла,
Собирая мёд,
Нет цветочков,
И пчела тоже пропадёт.
Мёда нет и негде взять,
Полечу цветы искать.
Ведущая:
Прилетела птичка,
Птичка - невеличка.
Птичка:
Зайка, что ты нынче грустный?
Ой, как на полянке пусто!
Зайка:
Дети на полянке гуляли
И цветочки все сорвали.
Птичка:
Да в каком же я краю?
Луг родной не узнаю!
Насекомые пропали,
Чем кормить птенцов, не знаю,
Все исчезли семена.
Зайка:
Если я сорву цветы,
Если ты сорвёшь цветы,
Если мы сорвем цветы
То исчезнут все поляны,
И не будет красоты!
Ведущая:
Тут выходит на поляну
Очень добрый Мишка,
Держит Миша в своих лапах
С семенами шишку.
Мишка:
Вы, зверята, не грустите,
А поляне помогите.
Вы сейчас мешки возьмите
Мусор быстро соберите.
Собирают мусор.
Ведущий:
Прилетела тут пчела
И ребят тех привела.
На полянку возвращаются дети с пчелой
Пчелка:
Лес не засоряйте!
Лес вы охраняйте!
Дети:
Принесли вам семена
Вы простите нас друзья
Рвать цветы мы зря не будем
Это дело мы забудем.
Мишка:
Чтоб поляна ожила
Мы посеем семена.
Сеют семена.
Пусть растут на ней цветы
Небывалой красоты.
Зайка:
Не дадим мы их срывать!
Будем вместе охранять!
Мишка:
Надо всех детишек
Приучить к порядку!
Ведущая:
Думали, думали лесные жители и решили знаки повесить для людей.
Если в лес пришел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Никогда не забывай
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать!
Зря цветочки нельзя не рвать!»
Дети:
1. Сказку мы вам показали
Все нужны мы на земле.
И зайка и птичка
И пчелка и мишка.
И большой – большой медведь!
2. Берегите лес, полянку.
Даже маленький цветок!
Список литературы :
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера,2003г. ;
2. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду». // Методические рекомендации. М. :2009г. ;
3. Мерзляковой С. И. «Фольклор – музыка – театр». //Под редакцией– М. : Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с. ;
4. Михайлова А. Я. «Современный ребё нок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г. ;
5. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. : АРКТИ, 2013;
6. Улашенко Н. Б. «Организация театральной деятельности. Старшая группа»// Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г. ;
7. Ярыгина О. Г. «Мастерская сказок» М. 2010г.