Нина Копысова
Литературный конкурс чтецов среди детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Дружат дети всей земли».
▼ Скачать + Заказать документы
Литературный конкурс чтецов среди детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Дружат дети всей Земли».
Цель:
воспитание толерантного отношения к людям разной национальности, развитие духовных качеств дошкольников посредством поэзии.
Задачи:
образовательные:
- расширять словарный запас;
- расширять кругозор;
- закреплять произношение поставленных звуков в связной речи;
Публикация «Литературный конкурс чтецов среди детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Дружат дети всей земли“,» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературная деятельность
- Литературные викторины и конкурсы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- упражнять детей в выразительном исполнении стихотворений;
- учить элементам исполнительского искусства;
развивающие:
- развивать чувство ритма и рифмы;
- развивать память;
воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к поэтическим произведениям;
- формировать культурный уровень детей;
- формировать уверенность в собственных силах.
(Слайд 1).
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на ежегодном детском литературном конкурсе чтецов «Дружат дети всей Земли».
(Слайд 2)
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит,
Другой – надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой - готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна.
Нашу страну – Россию населяют народы разных национальностей. Ребята, а какие национальности знаете вы? (ответы детей). Да, действительно очень много национальностей. Поэтому можно сказать, что наше государство многонациональное. Люди разных национальностей живут не только в нашей стране, но и в нашем Ханты-мансийском округе, в нашем городе, и даже в нашем детском саду. Приезжая к нам в город из разных уголков России и других стран, они сохраняют особенности своей национальной культуры. А хотели бы вы узнать о том, как живут люди других национальностей, познакомиться с их обычаями и послушать стихи детских поэтов разных народов? (Да). Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие. Помогать нам в путешествии будут наши гости, а оценивать ваше умение выразительно рассказывать стихи будут члены жюри.
Представление жюри.
А в какой уголок нашей Родины мы отправимся, нам подскажет глобус. (Слайд 3)
(Вращают глобус, на экране появляется карта, на которой выделен Ханты-мансийский автономный округ). (Слайд 4)
Мы начинаем путешествие с Ханты-мансийского автономного округа – округа, в котором мы с вами живем. Пока ещё не растаял снег, я предлагаю отправиться в путешествие на оленях. Согласны? (Да). (Слайд 5)
(Звучит музыка «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним». Дети первого ряда поднимают руки над головой, изображая оленей, остальные дети изображают погонщиков оленей).
(Слайд 6). (Звучит хантыйская музыка).
На сотни километров раскинулись бескрайние, вечнозеленые, хвойные леса Ханты-мансийской земли. Зимой они прячутся под огромными снежными шапками, а летом открывают нашему взгляду голубые просторы рек и озер. (Слайд 7). В наших лесах водится много зверей и птиц. Каких зверей и птиц нашего края вы знаете? (Медведь, волк, соболь, лисица, белка, глухарь, тетерев, рябчик). На территории Ханты-мансийского округа проживают люди разных национальностей, но коренными народами являются ханты и манси. (Слайд 8). Основным занятием этих народов является охота, оленеводство и рыболовство. (Слайд 9). Хантыйские семьи живут вот в таких жилищах, которые называются чумы. (Слайд10). В центре чума стоит печь, на которой ханты готовят пищу. (Слайд) Долгими зимними вечерами хантыйские дети очень любят слушать сказки, отгадывать загадки. (Слайд 11).
Я предлагаю вам тоже отгадать загадки мансийского поэта Ювана Шесталова. Отгадать их вам помогут картинки-подсказки. Послушайте загадки и выберите нужную картинку. (Слайд 12).
Сколько ни мотай клубок,
А нитки не кончаются. (Дорога.)
Без рук, без ног,
А на небо лезет. (Дым.)
На земле родится,
В небе умирает. (Огонь.)
Сам деревянный,
Голова железная. (Топор.)
А сейчас я предлагаю послушать стихотворение хантыйского поэта Романа Ругина «Белый снег» в исполнении … (Слайд 13).
Напоследок давайте выучим, как звучит на языке ханты «до свидания» - «паяма у латы».
Отправляемся дальше.
(Вращают глобус). (Слайд 14). (На экране появляется карта, на которой выделена Башкирия). (Слайд 15)
Башкирия находится далеко от нашего округа, поэтому туда я предлагаю поехать на поезде. (Звучит музыка, дети имитируют движение поезда). (Слайд 16).
(Звучит башкирская мелодия). (Слайд 17). Башкирия – прекрасный край, который украшают удивительные леса, реки, озера и горы. Здесь водятся самые разные животные и птицы, растет много ягод, целебных трав и цветов. (Слайд 18). С цветов пчелы собирают нектар, и делают из него мёд. Башкирский мед славится особым вкусом. Ни одно чаепитие в Башкирии не обходится без настоящего башкирского мёда. (Слайд 19). Башкирские дети воспитываются в уважении и почтении к старшим – родителям, дедушкам и бабушкам. Мальчики помогают по хозяйству отцу, а девочки учатся у мамы вести домашнее хозяйство. В башкирских семьях с самого раннего возраста детям прививают любовь к чтению. (Слайд 20).
Послушайте стихотворение башкирской поэтессы Рашиды Бикметовой «Буква Р» в исполнении …
Стихотворение Рашиды Бикметовой «Лесные слухи» читает …
Давайте выучим, как звучит «до свидания» на башкирском языке – «Хау булыгыз».
Нам пора отправляться дальше.
(Вращают глобус). (Слайд 21).
(На экране появляется карта, на которой выделена республика Татарстан). (Слайд 22).
Республика Татарстан расположена рядом с Башкирией, поэтому я предлагаю отправиться туда на автобусе. (Звучит веселая музыка, дети имитируют поездку в автобусе). (Слайд 23).
(Звучит татарская мелодия). (Слайд 24). Татарстан – край добрых и гостеприимных людей. (Слайд 25). Чтобы почувствовать себя настоящим татарином можно примерить национальный головной убор — татарскую тюбетейку. А девочкам - женский головной убор - калфак (вышитую бархатную шапочку). Традиционным татарским лакомством является чак-чак (сладость из теста и мёда). (Слайд 26). Чак-чак всегда украшает праздничный стол татар. На протяжении многих лет в татарских семьях малыши засыпают под колыбельную песню "Аллюки", написанную великим татарским поэтом Габдуллой Тукаем. (Слайд 27).
Послушайте стихотворение Габдуллы Тукая «Сон земли» в исполнении …
Татарские ребятишки очень любят слушать и смотреть сказки и мультфильмы. Я предлагаю вам посмотреть татарскую народную сказку «Лиса и гусь». (Слайд 28).
Давайте выучим, как звучит «до свидания» на татарском языке - «Сау булыгыз».
А нам пора отправляться дальше.
(Вращают глобус). (Слайд 29).
(На экране появляется карта, на которой выделена Белоруссия). (Слайд 30).
Следующая страна, в которую мы отправимся – Белоруссия. Белоруссия расположена на западной границе России, поэтому туда мы полетим на самолете. Вы согласны? (Да).
Приготовиться к полету! Дети встают по стойке «смирно».
Надеть шлемы! Дети имитируют надевание шлема.
Пристегнуть ремни! Имитируют пристегивание ремня.
Завести моторы! Делают вращательные движения руками перед грудью, произносят «дррр».
Полетели! Разводят руки в стороны, произносят «у-у-у».
(Слайд 31).
(Звучит белорусская мелодия). (Слайд 32). Белоруссия – живописное место.
Русь Белая — чистая, нежная:
Лес, озеро, поле безбрежное…
Журчание чистой кринички,
Негромкое пение птички… Именно так описывают свою родину белорусские ребятишки.
(Слайд 33). Белорусы – гостеприимный и хлебосольный народ. Главным блюдом белорусского стола считается картошка, которую белорусы называют «бульба».
(Слайд 34). Белорусские дети очень весёлые, любят петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Давайте сыграем на клавесах под белорусскую польку «Янку» нашу веселую песенку.
Игра на клавесах.
Молодцы, ребята. А сейчас стихотворение белорусского поэта Андрея Сметанина «Автобус-гармошка» расскажет… (Слайд 35).
Давайте выучим, как звучит «до свидания» на белорусском языке - «до пабачэння».
Прекрасна республика Беларусь! Но нам пора отправляться дальше.
(Вращают глобус). (Слайд 36). (На экране появляется карта, на которой выделена Украина). (Слайд 37).
Украина расположена рядом с Белоруссией, поэтому предлагаю полететь на воздушном шаре. Не боитесь? (Нет). Держитесь крепче. (Дети имитируют полет на воздушном шаре). (Слайд 38).
(Звучит украинская мелодия). (Слайд 39). Украина – прекрасная, цветущая страна.
Украина песнями славится
Городами светлыми, новыми.
А какие сады вишнёвые!
А пшеница в поле - красавица.
Здесь можно увидеть огромные поля подсолнухов, их так много, что подсолнух стал символом Украины. Ребята, вы знаете, что готовят из подсолнухов? (Подсолнечное масло). На Украине говорят на украинском языке, который близок и понятен нам. (Слайд 40). Украинские дети, как и все дети, любят играть, петь, смеяться, гулять на свежем воздухе, читать книги.
Игра с колокольчиком под украинскую народную музыку.
Дети под музыку передают колокольчик, когда музыка останавливается, ребенок, у которого в руках колокольчик, выходит в круг. Игра продолжается. Следующий игрок, у которого остался колокольчик, тоже выходит в круг и танцует в паре с первым ребенком.
Стихотворение украинского поэта Авдеенко Кирилла «Настюшка и мобильничек» прочтет … (Слайд 41).
Давайте выучим, как звучит «до свидания» на украинском языке - «до побаченя».
Погостили на украинской земле, пора отправляться дальше.
(Вращают глобус). (Слайд 42). (На экране появляется карта, на которой выделена Молдавия). (Слайд 43).
В Молдавию мы отправимся на автобусе. (Звучит музыка, дети имитируют поездку в автобусе). (Слайд 44).
(Звучит молдавская мелодия). (Слайд 45). Молдавия – прекрасная страна, которая утопает в зелени. Она славится своими виноградниками и кукурузными полями. Из кукурузы готовят национальное молдавское блюдо – мамалыгу. Это нежная и приятная на вкус каша. А из винограда жмут сок. (Слайд 46). Подскажите мне, какой сок получается из винограда? (Виноградный). Чтобы получить сок, виноград сначала собирают. При сборе урожая старшим помогают дети. Я предлагаю поиграть в игру «Сбор винограда».
Игра «Сбор винограда»
Дети делятся на две команды. Игрок каждой команды «срывает веточку винограда с лазы» и несет её в корзину. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Молдавские дети не только помогают старшим по хозяйству, но и играют в свои любимые игры, очень любят слушать и читать стихи. Одним из самых известных молдавских поэтов является Григоре Виеру. Его стихи любят все дети планеты.
Стихотворение Григоре Виеру «Подснежник» прочитает. (Слайд 47).
Замечательные стихи! Давайте выучим, как звучит «до свидания» на молдавском языке - «лареведере».
А нам пора возвращаться в Россию. (Слайд 48). Предлагаю полететь на самолете, чтобы полюбоваться красотой родной земли.
Приготовиться к полету! Дети встают по стойке «смирно».
Надеть шлемы! Дети имитируют надевание шлема.
Пристегнуть ремни! Имитируют пристегивание ремня.
Завести моторы! Делают вращательные движения руками перед грудью, произносят «дррр»
Полетели! Разводят руки в стороны, произносят «у-у-у».
(Слайд 49).
(Звучит русская народная мелодия). (Слайд 50). Россия - самое большое государство.
Наш любимый край Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России, (Слайд 51).
Реки синие в России.
Васильки и незабудки (Слайд 52).
Не растут нигде красивей.
Есть и клены, и дубы, (Слайд 53).
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи (Слайд 54).
Вот такие калачи!
Прекрасна русская земля! (Слайд 55). Славится она не только природой, но и замечательными людьми: добрыми, мужественными, гостеприимными, трудолюбивыми. Среди них очень много народных умельцев. (Слайд 56). Русские мастера – знаменитые на весь мир мастера по обработке дерева, которые изготавливают прекрасные сувениры из бересты, деревянную посуду, игрушки. Самая любимая национальная игрушка русского народа – матрешка. (Слайд 57). Хорошо известны на весь мир имена русских поэтов – А. С. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова, а также детских поэтов – Агнии Барто, Бориса Заходера.
Стихотворение «Никто?» Бориса Владимировича Заходера прочитает … (Слайд 58).
Русские дети любят слушать и читать стихи поэтов разных национальностей. Послушайте стихотворение узбекского поэта Раима Фархади «Дверь» в исполнении …. (Слайд 59).
Стихотворение узбекского поэта Раима Фархади «Сандалеты» расскажет…. (Слайд 60).
Стихотворение «Дикарка» Агнии Львовны Барто прочитает …. (Слайд 61).
Ребята, стихи Агнии Барто вам знакомы с самого раннего детства. Я предлагаю поиграть в игру «Узнай стихотворение».
Игра «Узнай стихотворение».
(На экране появляются картинки с сюжетом стихотворения, дети говорят название стихотворения). (Слайды 62 – 66).
Молодцы, ребята! (Слайд 67). Мы с вами заглянули в разные уголки нашей необъятной Родины, узнали, как живут и во что играют дети разных национальностей, научились говорить «До свидания» на разных языках, а значит, желали ещё раз встретиться. Мы поняли, что все мы разные, отличаемся цветом волос, глаз, обычаями, говорим на разных языках. Но что же нас объединяет? (Мы все любим играть, петь, танцевать, читать книги и очень любим свою родину).
(Слайд 68).
Что нам родина дала?
Золотистые хлеба,
Птиц поющих голоса,
Голубые небеса.
А еще – поля и горы,
Необъятные просторы,
Верных преданных друзей –
Самых лучших на Земле!
Дети встают в хоровод под музыку «Дружат дети всей Земли».
Подведение итогов конкурса. Награждение.