Екатерина Курдюкова
Литературное образование дошкольников. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация культурно-гуманистических функций дошкольного образования как условие модернизации педагогического процесса в ДОУ.
Литературное образование дошкольников. Роль книжной иллюстрации в формировании юного читателя. Мастерская добрых сказок».
Цель: углубить знания слушателей по проблеме литературного воспитания и образования детей дошкольного возраста как основе для формирования личностных качеств ребенка, а как следствие, и грамотного самообразования в будущем.
Публикация «Литературное образование дошкольников, 2 часть» размещена в разделах
Задача: познакомить слушателей с методами, способствующими формированию и развитию литературного вкуса, интереса к чтению в дошкольном возрасте.
Имеются три основные формы такого воздействия художественной литературы на людей, преобладающая форма – наслоение эмоционально-волевых импульсов от различных прочитанных книг, суммирование этих импульсов в итоговое воздействие литературы на людей, причем сами они не могут выделить, как каждая книга на них повлияла. Другая, менее частая, форма влияния литературы состоит в том, что герой определенного произведения, формируя идеал и основные личностные установки того или иного читателя, становиться для него конкретным воплощением этого идеала и этих основных личностных установок, конденсирует его жизненных опыт и мировоззрение. Воздействие такого героя может продолжаться очень долго, иногда всю жизнь. Книг, которые бы оказывали такого рода воздействие на людей, очень немного. Анализ их и высказываний о них читателей показал, что условием такого воздействия книг являются некоторые определенные их особенности. Прежде всего, герой книги должен резко отличаться от героев других произведений, он должен поражать читателей своим своеобразием. Только при этом условии он не сольется с образами других героев, может надолго сохраниться в памяти читателей и воздействовать на них самостоятельно, персонально. Далее он должен обладать особенными для данных читателей свойствами и жизненными целями, притом теми, которых не хватает этим читателям или они у героя даны в высшей степени. Но в тоже время читатель должен думать, что достоинства героя могут быть в той или иной мере им приобретены, что он может и должен поступать так же.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста особенно подвержены влиянию художественных образов, их гибкая психика впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, перерабатывая ее в соответствии и небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности.
Дети дошкольного периода по своему физическому и умственному развитию еще не способны ни к труду, ни к систематическому учению, ни к самостоятельной жизни. Они целиком зависят от родителей, которые и направляют их жизнь и обеспечивают ее. Главенствующая их деятельность – игра, ситуационная по своему характеру деятельность, возникающая под влиянием какого-нибудь временного стимула-желания или предложения поиграть и т. д. Характерные особенности их психики – непосредственное отношение к деятельности, ситуационность их целей и поведения, недостаточная заторможенность их рефлексов, конкретность мышления и очень небольшие жизненный опыт и знания.
Такие особенности жизни и психики детей – дошкольников обусловливают наивное, непосредственное отношение к художественной литературе и стремление немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства в действиях. Они стремятся восхитившие их поступки героя воспроизводить в своей жизни и избегать поступков персонажей им не понравившихся. При этом, поскольку они еще мало способны к обобщению, они могут воспроизводить в своей жизни поступки героев только в том случае, когда в их жизни имеется такая же ситуация и можно повторить поступок героя в той же самой форме. Если же такой подходящей ситуации в их жизни нет, и прямо поступок героев не может быть ими воспроизведен, тогда они стремятся осуществить его в игре. Однако воспитательное воздействие литературы на них этим не ограничивается. Она является для них в то же время школой чувств и познания действительности и формирует у них представление об идеальных поступках людей. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Основное отличие младших школьников от дошкольников состоит в том, что они уже могут сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками; могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они поступили на месте данного персонажа. Благодаря этому, чтение литературы в этом возрасте становится средством осознания себя, своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. Отличает этих детей от дошкольников и то, что они уже могут, хотя далеко не все, еще в узких пределах, обобщать поступки персонажей. В отличие от дошкольников, младшие школьники уже могут как-то осознавать, что им дала та или иная книга, чему их научила, однако их понятия наиболее обобщены.
Жизненная позиция учащихся младших классов (1-4) отличается от позиции маленьких детей тем, что они уже занимаются систематической и ответственной деятельностью – учением, всегда оцениваемой другими людьми. Эта новая деятельность, а так же жизнь в школьном коллективе формирует у них более сознательное отношение к себе, своему поведению, заставляет их осознавать некоторые свои особенности и их оценивать, вырабатывает сознательную установку на познание действительности. Однако во многом они еще сходны с маленькими детьми. У них все еще преобладает непосредственное отношение к жизни, сохраняется стремление непосредственно проявлять свои чувства в действиях.
Преобладающей тематикой книг для дошкольников являются сказки (70%, тогда как у младших школьников на первой позиции уже рассказы (33,3%) и появляются новые интересы – приключения, детективы и комиксы в незначительном процентном соотношении. Но следует заметить, что сказка по-прежнему является одной из ведущих тематик чтения.
Чем объясняются такие литературные предпочтения?
Сказка – любимый литературный жанр детей всех возрастов. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло. Сказка ценна хотя бы за то, что формирует эти базовые понятия, основу структуры личности. Кстати, ребенок всегда проецирует на себя образ главного героя любимой сказки и, находясь под этим влиянием, строит свою самооценку, в зависимости от того, каким он видит себя через этот образ. Этим во многом можно объяснить завышенную самооценку дошкольников, которые не видят себя самыми хорошими, как и их любимые герои, не умея в силу возрастных особенностей видеть их недостатки.
Рассказ – это уже более реалистичный жанр, основанный на реальных событиях или возможности этих событий. Поэтому не удивительно, что свое место в интересах детей рассказ начинает занимать ближе к школьному возрасту, с 6 – 7 лет. В это время интересы ребенка направлены на предстоящее или настоящее обучение в школе и познавательную деятельность, связанную с ним. Все больше ребенка начинают волновать реальные, а не вымышленные истории, подтверждение которых он нередко пытается найти в своей жизни. Поэтому часто детей интересуют рассказы о своих сверстниках. И снова тут можно сказать, что ребенок пытается проецировать на себя поступки и действия героев книги, только теперь они более реальны, хотя все же не отказываются от помощи волшебства, как было в сказке. Однако тем самым можно объяснить все более и более адекватную самооценку у младших школьников. Они уже пытаются сопоставлять свои возможности и желания, оценивать недостатки и искать пути их исправления. И здесь им помогает книга, как транслятор культуры и опыта автора.
Перспектива дальнейшего развития данной темы очень велика, поскольку не так много исследователей, всерьез занимающихся проблемой детского чтения с точки зрения психологии. Необходимо проводить регулярные исследования, направленные на выявление и диагностику детского психического развития, развития личности. А литература, в свою очередь, являясь направляющим фактором этого развития должна соответствовать гуманитарным и познавательным потребностям ребенка. К сожалению, на качество литературы для детей рядовому гражданину сегодня повлиять сложно, но наших силах способствовать грамотному литературному воспитанию ребенка через своевременное приучение к чтению и обучение правильному восприятию прочитанного. Литература не просто стихийный фактор, наличие которого уже говорит о том, что личность ребенка развивается в лучшую сторону. Этим фактором можно и нужно управлять, своевременно координируя его с психологическими особенностями возрастной группы или личностными свойствами конкретного ребенка. Эта важная и интересная проблема исследована еще недостаточно глубоко и поэтому оставляет широкие возможности для исследовательского поиска.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.
Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке книги, происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.
Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников — И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и других.
Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги.» (Франс А. Собр. соч.). Любовное, бережное отношение к книге — одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголке книги.
Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?
- Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.
Существуют различные варианты оформления уголка книги:
- это книжные полки;
- открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
- специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество — главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу, выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там. Сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4 - 5) книг, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг, т. к. маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
В средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, организовывает починку книг, создает «Книжнику больницу» и определяет с детьми её постоянное место.
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир. Дошкольникам младшего и среднего возраста для полного осмысления произведения необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот.
При оформлении книжного уголка для этих группы особое предпочтение отдается книжкам-картинкам, таким, как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова… Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.
Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).
Малыши любят подолгу «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Рассматривая картинки, дети нередко шепчут или выкрикивают, сами того не замечая, непроизвольно возникающие стихи. Такие стихи очень ценил и любил К. Чуковский, называя их экстатическими.
Таким образом, многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоко-личностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях; ребята начинают интересоваться букварем и азбукой. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений для уголка книги — удовлетворение этих многообразных интересов. Каждый из детей должен найти в уголке книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжную витрину помещают одновременно до 10 разных книг.
Как отобрать книги, чтобы учесть разные вкусы и интересы детей?
Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно поместите в уголок книги 2 - 3 сказочных произведения.
Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью.
Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголке всегда должны находиться 2 - 3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.
На витрине книжного уголка какой-то период должны находиться издания произведений или иллюстрации, которые в данное время используются на занятиях. Их рассматривание дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, внимательнее их рассмотреть.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность — способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Кроме того, в уголок можно иногда помещать:
- интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома;
- «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
Главный принцип организации уголка книги — удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребывания в уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке 2 -2,5 недели.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться и разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы; книжки - малышки, составленные детьми вместе с воспитателем или с родителями из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, своей семье…
Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников, книг Л. Толстого, тематические выставки, посвященные календарным праздникам…
Существует несколько правил, которые важно соблюдать при организации выставки:
- тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей;
- необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
- выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в выборе книг, умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.