Карина Иванова
Викторина по сказам П. Бажова
▼ Скачать + Заказать документы
Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Это мероприятие можно провести как итоговое по сказам П. Бажова.
Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова.
Задачи:
- развивать коммуникативные способности, познавательный интерес;
- приобщать детей к культуре и истории родного края;
- формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности;
- воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;
- способствовать развитию интереса к литературному чтению.
Публикация «Викторина по сказам П, Бажова» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Предварительная работа: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография. Оформление книжной выставки «Книги П. Бажова». Знакомство со сказами– чтение сказов, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Формирование двух команд, изготовление и подбор реквизита.
Ход мероприятия:
Ведущий. Сегодня мы продолжим разговор о П. П. Бажове, знаменитом уральском сказителе.
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему легенды, сказки и песни родного Урала. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе, чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
Давайте вспомним, какие сказы Павла Петровича Бажова мы читали. А помогут вам загадки.
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка
И смотрит на них из окошка ….(Даренка. «Серебряное копытце»)
В шапочке Лейко
Говорит: «Смелей-ка,
С горки катится на нас….(«Голубая змейка»)
Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой.
Появляется в огне.
Как зовут? Скажи-ка мне. (Огневушка-поскакушка)
Дети делятся на две команды. Каждая команда за правильный ответ получает в свою «малахитовую» шкатулку «драгоценный» камень.
1 тур.
Задание: из карточек составить названия сказов П. П. Бажова. Карточки: «серебряное», «голубая», «малахитовая», «копытце», «змейка», «шкатулка».
2 тур. Вопросы по сказу «Серебряное копытце».
1. Как звали деда в сказе «Серебряное копытце»?
• Кокованя
• Деда Ваня
• Ефим
• Серебряное копытце
2. Кого он взял к себе жить?
• Собачку
• Мальчика
• Девочку
• Курочку
3. Сколько ей было лет?
• 5
• 6
• 7
• 8
4. Как звали девочку?
• Машутка
• Дашутка
• Дарёнка
• Настёнка
5. Кто пришел в дом Коковани вместе с девочкой Дарёнкой?
• Собака Варёнка
• Мышка Норёнка
• Кошка Мурёнка
• Попугай Говорёнка
6. Какого цвета была кошка Мурёнка?
• Рыжая
• Белая
• Черная
• Бурая
7. Какие слова повторяла кошка Муренка? (Пр-равильно говоришь, пр-равильно)
8. С каким музыкальным инструментом сравнивал старик Кокованя кошку Мурёнку?
• С баяном
• С гармошкой
• С балалайкой
• С трубой
9. Чем занимался старик летом?
• Травы собирал и сушил
• Пески промывал, золото добывал
• Лес валил, дрова заготавливал
• Охотился, мясо и шкуры продавал
10. Куда отправились Кокованя с Дарёнкой однажды зимой?
• В горы
• В лес
• В плавание
11. Кого они мечтали встретить?
• Лису
• Козлика
• Рыбку
• Жар-птицу
12. Чем Серебряное копытце отличался от других лесных козликов?
• Он не менял свой цвет
• Он умел разговаривать
• Он всегда был с рожками
• Он не имел хвоста
13. Какие рожки были у Серебряного копытца?
• На три веточки
• На пять веточек
• Один рог на три веточки, другой – на пять
• На шесть веточек
14. О чём Дарёнка просила рассказать Кокованю после каждой сказки?
• О своих родителях
• О лесных жителях
• О его молодости
• О козлике – Серебряном копытце
15. Какие камни стали находить в лугах?
• Сапфиры
• Алмазы
• Аметисты
• Хризолиты
16. Какого цвета они были?
• Розовые
• Голубые
• Зеленые
• Фиолетовые
3 тур. Вопросы по сказу «Голубая змейка»
1. Что представляла собой Голубая змейка? …А змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, хвостиком упирается и подскакивает. Когда она бежит вправо, от неё золотая струя сыплется, а если влево – то струя чёрная становится).
2. Что случалось с теми, кто ее увидит? … это к счастью: где золотая струя прошла, там будет много золота. Только это золото с подвохом. Если лишку захватишь и потом хоть немного отсыплешь, всё в простой камень превратится. Второй раз уже сюда не сможешь прийти, потому что дорогу сразу забудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, то это к беде. Все, кто её видел, перессорятся)
3. Как звали мальчиков? (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка)
4. Какую песенку сочинил Лейко? (Эй-ка,. Голубая змейка! Объявись, покажись, колёсиком покрутись)
5. Какие желания загадали мальчики? (хоть бы поскорее прозвище «голубкова невеста» забылось и вышла бы Марьюшка замуж)
6. Почему Голубая змейка обделила Ланко? (пожадничал, сказав : «Нежирно всё-таки отвалила нам золотого песку»)
4 тур. Угадайте, кто это?
1. "У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно". (Это девочка Даренка и кошка Муренка из сказа "Серебряное копытце").
2. Она не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, хвостиком упирается и подскакивает. Когда она бежит вправо, от неё золотая струя сыплется, а если влево – то струя чёрная становится. (Голубая змейка из одноименного сказа).
3. Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней. (Серебряное копытце).
5 тур. Угадайте персонаж на иллюстрации и назовите, откуда он.
6 тур. Соберите разрезанную картинку.
7 тур. Театральная импровизация.
Дети инсценируют отрывки из сказов «Серебряное копытце» и «Голубая змейка».
Подведение итогов, награждение победителей.