Елена Какинская
Литературная викторина «По дорогам зимних сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Бойкова М. А. ; Какинская Е. Н. Возрастная группа: 5 – 7 лет.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, игровая.
Цель: выявить знания детей об авторских и народных сказках.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о народных сказках и сказках детских писателей на зимнюю тему.
Публикация «Литературная викторина „По дорогам зимних сказок“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима. Викторины, интеллектуальные игры
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2017
2. Развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать творческое воображение, речь, ассоциативную память, мышление и слуховое внимание.
3. Воспитывать дружелюбие, честность, справедливость. Воспитывать любовь к устному народному творчеству и к авторским сказкам. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего характера.
Материал: иллюстрации к сказкам, книги, предметы (ведерко, корзинка, шапка, волчий хвост, роза, горшок, печь, рукавица, видеоматериалы, маски животных, декорации, фишки.
Предварительная работа:
1. Чтение и слушание в аудиозаписи народных сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза» и авторских сказок В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
2. Беседы по их содержанию.
3. Совместные и самостоятельные игры с настольным театром.
4. Просмотр мультфильма «Мороз Иванович», «Снежная королева».
Работа с родителями: родителям рекомендуется побеседовать с детьми по содержанию сказок Г. Х. Андерсена «Снежная королева», В. Одоевского «Мороз Иванович».
Ход викторины.
- Ребята, мы много читали сказок. А вот хорошо ли вы их помните? Сегодня мы это выясним. Приглашаю вас принять участие в литературной викторине под названием «По дорогам зимних сказок».
При этом надо соблюдать определенные правила викторины:
1. Ведущий задает вопрос каждой команде по очереди.
2. Если игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде соперника.
3. За правильный ответ дается фишка.
4. В конце викторины выявляется команда-победитель, набравшая большее количество фишек.
Все участники разбиваются на 2 команды:
команда девочек – «Марьюшки» и команда мальчиков «Иванушки».
Итак, путь.
Задание № 1 «Назови сказку».
- Внимание на экран. Я показываю иллюстрации к сказкам о зиме, а вам надо правильно назвать сказку (командам предлагаются иллюстрации к сказкам: «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева»).
Задание № 2 «Загадки».
- Вы должны прослушать загадку до конца и дать ответ.
1. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»)
2. В какой сказке домашние животные жили в лесу? («Зимовье зверей»)
3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)
4. Кого в сказках величают - батюшка? (медведь)
5. Какой подарок старик хотел сделать старухи из лисьей шкуры? (воротник)
6. Кто из Морозов моложе: Мороз – Синий нос или Мороз – Багровый нос? (Мороз – Синий нос).
7. Что увидела Рукодельница под периной у Мороза Ивановича? (зеленую траву)
8. Какое слово должен был выложить Кай в замке Снежной Королевы? (вечность)
Задание № 3 «Чей предмет?».
- Ребята, в сказках все время происходят какие-то чудеса. Сегодня я в нашем садике нашла сундучок. Чей он, я не знаю? Давайте с вами откроем и посмотрим, что в нем лежит. (открывает) Смотрите, какой-то конверт. (читает)
«Здравствуйте ребята. Я нашел в лесу какие-то предметы, а вот кому они принадлежат, не знаю. Помогите вернуть вещи хозяевам. Морозко»
Поможем? (Да)
(Дети по очереди вытаскивают из сундучка предмет и называют чей это предмет или из какой сказки).
Задание № 4 «Собери сказку».
- Каждой команде я даю конверт, в нем лежит разрезанная картинка к сюжету сказки. Вам необходимо собрать ее и определить название сказки.
Задание № 5 «Найди ошибку».
- Вспомните и дайте правильное название сказки.
1. «Зимовье друзей».
2. «Перчатка».
3. Девочка – снежинка».
4. «Заюшкин теремок».
5. «Лисичка-синичка и серый бок».
6. «Песочная королева».
7. «Двенадцать дней».
8. «Мороз Петрович».
9. «Сосулечка».
10. «По щучьему хотению».
Задание № 6 «Третий лишний?».
- Угадайте, что или кто здесь лишний? И почему?
1. Месяцы, подснежники, репка.
2. Снегурочка, журавль, костер.
3. Лиса, ведро, колодец.
4. Волк, Иванушка, рыба.
5. Трава, мужик, барин.
6. Избушка, синичка, заяц.
7. Перина, рукодельница, прорубь.
8. Щука, прорубь, малина.
Задание № 7 «Угадай, кто сказал»
- Герой какой сказки говорил следующие фразы:
1. «Ловись, рыбка, больша и велика». («Лисичка-сестричка и серый волк»)
2. «Хочу, чтобы ведра сами домой пошли и вода бы не расплескалась». («По щучьему велению»).
3. «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная». («Заюшкина избушка»).
4. «Я не боюсь злых чар! Пусть она только прилетит, я посажу ее прямо на печь и она растает». («Снежная Королева»).
5. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)
6. «Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела» («Два Мороза»).
Задание № 8 «Найди пару».
- Вам надо правильно составить пару.
* Снежная Королева – ледяной дворец.
* Емеля – щука.
* Заяц – лубяная избушка.
* Девочка – подснежник.
* Звери – домик.
* Снегурочка – облако.
* Морозко – сундук.
* Лиса – рыба.
Русская народная игра «Бабушка Маланья» (см. приложение).
Задание № 9 «Покажи сказку».
Инсценировка украинской народной сказки «Рукавичка».
Задание № 10 «Кроссворд».
- У меня в руках письмо, а от кого оно вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. В клетки нужно вписать по буквам отгадку.
Загадки к кроссворду:
1. Самое хитрое животное в русских народных сказках. (лиса)
2. Она в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. (Ленивица)
3. Хочу - на печке прокачусь,
Хочу - со щукой обнимусь. (Емеля)
4. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (лягушка)
5. Ходит по двору будильник
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (петух)
6. Кто наградил старикову дочку и наказал старухину дочку? (Морозко)
7. Она – царица всех цветов,
Но погибает от мороза
И вот ответ уже готов.
Вы догадались? Это… (роза)
8. Сказочный вид транспорта с трубой. (печь)
9. Четыре копытца,
Пестры все бока,
Похож на корову,
Но нет молока. (бык)
10. Имя мальчика, которого искала Герда. (Кай)
- А теперь прочитайте слово (слева – направо, которое «спрятано» в закрашенных клетках. (Снегурочка) Молодцы, с заданием вы справились.
А сейчас волнительный момент, мы узнаем победителя этой викторины.
Награждение (в «письме от Снегурочки» лежат медали за участие в викторине).
- Наша викторина подошла к концу, спасибо вам за активное участие. Вы нас очень порадовали тем, что так хорошо знаете сказки. И в конце еще один сюрприз – мультфильм «Снегурочка».
Приложение.
Русская народная игра «Бабушка Маланья».
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.).
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели, (присаживаются на корточки)
На нее глядели,
Делали вот так (повторяют за ведущим движения)
Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.