Валентина Журавлева
Литературная викторина для детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина для детей и родителей
Составитель Журавлева Валентина Ананьевна
воспитатель структурного подразделения
«Соровская начальная школа – детский сад»
Цели
• Повышение уровня педагогической культуры родителей, мотивации к взаимодействию с ДОУ, библиотекой.
• Развитие интереса к педагогическому поиску по воспитанию юного
читателя.
Предварительная работа
• Подготовка детской концертной программы.
Публикация «Литературная викторина для детей и родителей» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
• Украшение интерьера зала детскими рисунками к литературным произведениям.
• Оформление пригласительных билетов для родителей.
• Оформление плакатов с пословицами и поговорками о книгах.
• Организация выставки книг и журналов для детей и родителей.
Звучит аудиозапись веселой музыки.
В зал входят команды, в составе каждой – ребенок и один из родителей.
(КАРТИНКА (ФОТО)
Воспитатель. Уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашей уютной музыкальной гостиной. Спасибо вам, что вы пришли на нашу встречу. Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме нашей встречи.
А. М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желания всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые бы ответили на все их «почему».
Все вы, и дети, и взрослые, любите читать. Сегодня мы проведем викторину и узнаем, какие книги вам больше всего нравятся. Знаете ли вы их содержание, помните ли имена авторов. Ваши ответы будут оценивать жюри. За правильные ответы команды получат фишки, по количеству которых в конце викторины жюри выявит победителя.
Думаю, вы все согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка, желание и умение общаться с книгой должны быть сформированы в дошкольные годы. Об этом знают наши дети.
Ребенок.
А. Кушнарев «Бедный папа».
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы ни одной.
У меня слоны, жирафы –
Звери все до одного.
И бизоны, и удавы,
А у папы - никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет?
(ФОТО)
Ребенок.
Г. Ладонщиков «Лучший друг»
Если купишь книгу,
Не бросай на полку –
От нее не будет
Никакого толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг!
Из не узнаешь
Обо всем на свете,
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи сказки…
Все к твоим услугам!
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!
Воспитатель.
Первый тур «Назови сказку по предметам».
Я буду называть предметы, а вы вспоминайте сказки, в которых о них говориться.
Стрела. («Царевна-лягушка.) Туфелька. («Золушка».) Зеркало. («Сказка о мертвой царевне…».) Умывальник. («Мойдодыр».) Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».) Горошина. («Принцесса на горошине».) Золотые орешки. («Сказка о царе Салтане…».) Скорлупа от грецкого ореха. («Дюймовочка».) Ложка. («Жихарка».)
Второй тур «Добавьте словечко».
• Книга - твой друг, без нее как без (рук).
• Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает).
• С книгой жить – век (не тужить).
• Будешь читать – будешь много (знать).
Третий тур.
Наши дети умеют не только выразительно рассказывать стихи, но и инсценировать.
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Девочка, которая не хотела кушать».
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
-Съешь яичко, Юлечка!
-Не хочу, мамулечка!
-Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
-Супик?
-Нет…
-Котлетку?
-Нет…
Стынет Юлечкин обед.
-Что с тобою, Юлечка?
-Ничего, мамулечка!
-Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
-Не могу, мамулечка!
Мама с бабушкой в слезах-
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач-
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
-Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят –
И зверь, и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом конь жует овес.
Кость грызет дворовый пес.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает слон-
Обожает фрукты он.
Бурый мишка лижет мед.
В норке ужинает крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди кабан.
Ловит мышек ловкий стриж.
Сыр швейцарский любит мышь.
Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
-Накорми меня, мамуля!
(ФОТО)
Воспитатель.
В прозвучавшем стихотворении упоминаются различные животные: зайчата, котята, конь, пес, воробей, слон, крот, обезьянка, кабан, стриж, мышь. Вспомните сказки и стихи, в которых о них говорится.
Команды поочередно называют литературные произведения.
Четвертый тур «Театрализованный»
Дети и родители должны исполнить этюды-пантомимы к предложенным сказкам («Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заячья избушка», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Царевна Несмеяна», «Колобок», «Красная шапочка».)
(ФОТО)
Музыкальная пауза. Танец «Гармонист Тимошка»
(ФОТО)
Пятый тур «Вспомните, какие числа есть в сказках»
Воспитатель.
(ФОТО)
Как замечательно танцевала эта парочка! Числа часто упоминаются в названиях детских книг. Назовите их. («Три поросенка», «Три медведя», «Два жадных медвеженка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и т. д.)
Шестой тур для взрослых членов команд.
Воспитатель.
На страницах книг, которые вы читаете детям, иногда встречаются непонятные им выражения, например: «кот наплакал», «тянуть за язык», «одна нога здесь, другая там», «попасть пальцем в небо», «ума палата», «уши вянут», «пустить пыль в глаза», «у страха глаза велики». Как вы объясните детям их значение?
Родители разъясняют смысл фразеологических оборотов. Жюри оценивает правильность толкования и его доступность для дошкольников.
Ребенок
Ю. Макаров «Неудачный полет»
Мы вечером с папой
Играли вдвоем – я был космонавтом,
А он кораблем.
Готовясь к полету, скафандр я надел
И в космос на папе
Умчаться хотел.
Хотел…
Но корабль повел себя странно –
Не смог одолеть притяженье дивана!
Ребенок
В. Берестов «Читалочка»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестричку :
«Ну, прочитай еще страничку!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Седьмой тур «Вспомни сказки»
Дети должны назвать авторов и сказки, о которых говорится в загадках.
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха та девочка спала.
Что за чудо девочка в том цветке жила?
(Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка».)
В этой книжке – именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха».)
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Р. н. с. «Лиса и Журавль».)
Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко…
(Р. н. с. «Петушок-золотой гребешок».)
Младший сын столовой ложки,
На одной стоял он ножке.
Стоек был солдат и смел,
Но в огне не уцелел.
(Г. -Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Р. н. с. «Снегурочка»).
Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается!
В чудесном наряде легка, словно перышко,
Со сказочным принцем знакомится (Золушка Ш. Перро)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
И слону, и обезьянке.
(К. И. Чуковский «Доктор Айболит».)
Жюри подводит итоги.
Восьмой тур «Музыкальная загадка»
Воспитатель
Отгадайте, кто из героев поет песенку и как называется произведение или мультфильм?
Звучат песни из фильмов и мультфильмов.
Девятый тур «Отгадайте, чей портрет»
Выставляются портреты детских поэтов и писателей, нужно их отгадать. Команды поочередно называют авторов детских книг. Побеждает команда, чей ответ был последний.
Музыкальная пауза «Оркестр»
Десятый тур «Угадай сказку по иллюстрации»
Командам раздаются иллюстрации к р. н. с. Участники должны отгадать название сказок.
Одиннадцатый тур «Буквы рассыпались»
Игроки команд должны выложить из магнитных букв названия сказок – «Дюймовочка», «Русалочка», «Колобок», «Теремок», «Жихарка», «Хаврошечка», «Морозко», «Теремок».
Музыкальная пауза Песня «Хрустальная капель»
Жюри подводит итоги викторины. Команде победителю вручается книга, остальным участникам – поощрительные призы.
Воспитатель
Уважаемые родители! Надеемся, что наша встреча была интересной, что уже с сегодняшнего дня ваше общение с книгой будет традицией, а чтение с ребенком доставит вам только радость и хорошее настроение. Надеемся, что вы станете активными читателями нашей библиотеки и поможете своему ребенку стать любознательным и эрудированным. (Родителям раздаются памятки о том, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению).
Реквизиты
-Детские рисунки
-Пригласительные билеты
-Плакаты с пословицами и поговорками
-Детские книги и журналы
-Яйцо
-Бутерброд
-Тарелка с «супом»
-Котлета
-Чашка
-Докторский халат и шапочка
-Медицинский чемодан
-Карточки с названиями сказок
-Музыкальные загадки
-Портреты детских писателей и поэтов
-Иллюстрации к сказкам
-Магнитные буквы
-Музыкальные инструменты
-Аудиозапись к музыкальным номерам
Используемая литература :
«Дошкольная педагогика» №7 2009г.
«Ребенок в детском саду» №4 2008г.