Наталья Урсу
Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Продолжать углублять интерес детей к творчеству детских писателей К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака.
2. Побуждать детей вспоминать названия и содержание произведений писателей, с которыми они знакомились ранее; испытывать радость от встречи с любимыми сказочными героями.
3. Формировать умение определять название произведений по содержанию отрывков из них и по иллюстрациям.
4. Добиваться от детей выразительного чтения произведений.
Публикация «Литературная викторина по произведениям К, И, Чуковского, А, Л, Барто, С, Я, Маршака для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Барто А.Л. Викторины по стихам
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Маршак С.Я. Сценарии развлечений
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Темочки
5. Систематизировать знания детей о творчестве любимых писателей.
Предварительная работа: Чтение произведений А. Л. Барто, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, беседы по ним и рассматривание иллюстраций к ним, заучивание стихотворений, инсценировка, драматизация, театрализованные игры по содержанию произведений, словесные игры «Скажи наоборот», «Узнай героя», «О ком можно так сказать?», «Какой, какая, какие?», «Хорошо, плохо».
Материал: книги и иллюстрации к произведениям, портреты К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака; иллюстрации с изображением предметов по содержанию стихотворения А. Л. Барто «Игрушки», поощрения детям за правильные ответы (ромашки-оригами).
Ход викторины:
1. Краткая беседа о творчестве К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и их биографии.
Цель: продолжать обогащать представления детей о жизни и творчестве детских писателей.
Воспитатель подводит детей к выставке иллюстраций и книг с произведениями К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто. Проводится анализ иллюстраций, показ портретов писателей и ознакомление детей с их биографией и творчеством.
Воспитатель: ребята, давайте еще раз вспомним ваших любимых писателей и начнем мы с Агнии Львовны Барто. Настоящей ее фамилией была «Волова», родилась она 17 февраля 1906 года, в Москве. Училась она в гимназии, одновременно занималась в хореографическом училище. В 1925 году вышли в свет ее первые стихотворения. В годы Великой Отечественной войны А. Барто находилась в эвакуации в г. Свердловске. Выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала по радио, писала для газет. За сборник «Стихи детям» (в 1949 году) ей была присуждена государственная премия. Стихи «Наша Таня громко плачет» были посвящены ее дочери Тане, а позднее, образ внука Володи отражен в цикле стихов «Вовка – добрая душа». У каждого из нас в детстве была книга стихов А. Барто, которые мы с удовольствием читали наизусть, почти не прилагая усилий, чтобы их запомнить. Ритм, рифмы, образы и сюжеты близки и понятны каждому ребенку. И, хотя они написаны в прошлом веке, еще не одно поколение наших ребятишек будет с выражением повторять: «Все равно его не брошу».
Также долговечна наша память о женщине-поэте, посвятившей всю свою жизнь и творчество детям.
А теперь давайте поговорим о самом дедушке Корнее – писателе, поэте и переводчике. Настоящее имя писателя – Николай Васильевич Корнейчуков. Он всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Родился он 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Ему было 3 года, когда он остался жить только с матерью. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. Из одесской гимназии его исключили по причине «низкого» происхождения, так как мать работала прачкой. Семье очень тяжело жилось на маленькую зарплату матери, но юноша не сдался, он много читал, занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.
С ранних лет К. Чуковский начал интересоваться поэзией: писал стихотворения и даже поэмы.
А вы помните, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? – Совершенно случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде домой, мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» сын затих и стал слушать папу. Через несколько дней он попросил отца повторить рассказанную сказку. Оказалось, что сынишка запомнил ее всю слово в слово. После этого случая Чуковский стал сочинять детские сказки.
Давно нет среди нас Корнея Ивановича, но книги его живут и будут жить еще долго. С ранних лет его стихи приносят всем на радость, не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».
А еще, ребята, есть у нас не менее любимый вами детский писатель С. Я. Маршак (поэт, драматург, переводчик, литературный критик). Родился он в 1887 году в семье заводского техника, талантливого изобретателя, в Воронеже. Его отец поддерживал в детях стремления к знаниям, интерес к миру, к людям. Учился Маршак в гимназии, в городе Острогожске под Воронежем. Учитель словесности привил ему любовь к классической поэзии и поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Маршак создал детский театр в городе Краснодаре, в котором началось его творчество как детского писателя.
В 1923 году в Петрограде он написал свои первые оригинальные сказки в стихах «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта». Особой популярностью пользуются его пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом», которые вам хорошо известны.
2. Речевая игра «Расскажи стихотворение»
Цель: развивать интонационную сторону речи, память; активизировать речевую деятельность детей.
Воспитатель: Ребята, вы помните ваши первые стихотворения про игрушки А. Барто?
Дети: помним.
Воспитатель: а давайте поиграем в такую игру, я разложу карточки с изображением игрушек, а вы по желанию будете подходить и рассказывать стихотворения о той игрушке, которая изображена на карточке, выбранной вами. (Дети подходят, выбирают карточку, рассказывают стихотворение, а воспитатель следит за тем, чтобы они рассказывали с выражением, и раздает поощрительные призы).
Воспитатель: молодцы, ребята, хоть эти стихотворения вы учили очень давно, но видно сразу, что они вам очень хорошо запомнились.
А теперь давайте перейдем к сказкам К. И. Чуковского. Как они называются?
Дети: «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха».
3. Игра «Назови сказку»
Цель: закреплять знания детей произведений К. И. Чуковского, подводить детей к осознанию художественных образов писателя.
Воспитатель: Ребята, названия сказок вы хорошо помните, а теперь давайте попробуем угадать их по отрывкам, зачитанным мною. (Воспитатель зачитывает отрывки из сказок К. И. Чуковского, а дети отгадывают)
1) Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Воротитесь, вы немытые домой. (Федорино горе)
2) Кому велено чирикать,
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком! (Путаница)
3) И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень, динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень! (Телефон)
4) И рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую.» (Тараканище)
5) Дорогие гости, помогите!
Паука- злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас
Не покиньте меня в мой последний час… (Муха-Цокотуха)
6) Наступила темнота
Не ходи за ворота…
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал. (Краденое солнце).
7) И прибежала зайчиха,
И закричала: Ай, Ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай! (Айболит).
8) Маленькие дети! Ни за что на свете,
Не ходите в Африку, в Африку гулять!
В Африке акулы, В Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать… (Бармалей)
9) Давайте же мыться плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, корыте, лохани,
В реке, ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане, всегда и везде – вечная слава воде! (Мойдодыр)
Воспитатель: молодцы, ребята, а слова из последней сказки, должны быть девизом для всех и всегда! Мы никогда не должны забывать о чистоте и гигиене! Если мы будем прислушиваться к советам Мойдодыра и дружить с водой, мы никогда не будем болеть!
4. Викторина по сказкам К. И. Чуковского.
Цель: закреплять знания детей произведений К. И. Чуковского, подводить детей к осознанию художественных образов писателя.
Воспитатель: а сейчас я хочу предложить вам вопросы по сказкам К. И. Чуковского. Вы, ребята, будьте внимательны. Старайтесь отвечать четко и быстро.
Вопросы Викторины.
1) На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (на трамвае)
2) Что упало на слониху в сказке «Тараканище»? (луна)
3) Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон»? (они объелись лягушками)
4) Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
5) Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать к ней соловья? (чтобы спеть с ним вместе)
6) Кто напал на Муху-Цокотуху? (паук)
7) Что нес отважный комарик, который спас Муху-Цокотуху? (фонарик и саблю).
8) Куда отправился Айболит по телеграмме? (в Африку)
9) Профессия Айболита? (доктор)
10) Усатый персонаж сказки К. И. Чуковского? (Тараканище).
11) Какая сказка начинается именинами и заканчивается свадьбой? (Муха-Цокотуха)
12) Какое грозное имя произнес Мойдодыр, после того, как ударил в медный таз? (Карабарас)
5. Игра-пантомима «Изобрази персонаж» по содержанию стихотворения С. Я. Маршака «Детки в клетке»
Цели: продолжать учить детей давать характеристики литературным персонажам; развивать образно-пластическое творчество детей.
Воспитатель зачитывает стихотворение, а дети изображают мимикой и позой характерные черты каждого животного жирафа-великана, достающего ветки высокого дерева, слона, размахивающего хоботом, и его тяжелую походку; передают движением, мимикой и позой поведение тигренка, совят, верблюда по тексту стихотворения.
Тигренок
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!
Лебеденок
Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенца!
Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Совята
Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Воспитатель хвалит детей, раздает поощрительны призы.
Итог: в конце викторины, воспитатель еще раз подводит детей к столу с книгами детских писателей и обращает внимание на те из них, которые не были предметом викторины, предлагает прочесть их дома с родителями, старшими сестрами или братьями и нарисовать наиболее понравившиеся им эпизоды из прочитанных произведений.
Список литературы :
1. Хрестоматия для детей 3-5 лет (к программе «Развитие») Н. Ф. Астаськова, О. М., Дьяченко. Москва. Новая школа. 1996,-239 с.
2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой : Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 224 с. (Серия «Программы развития»).
3. Муханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М. : ВАКО, 2005. – 228 с. (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).