Галина Александровна Мелешко
Литературная гостиная «В гости к осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелешко Галина Александровна
Литературная гостиная «В гости к осени»
Цель: эстетическое воспитание учащихся через восприятие произведений изобразительного искусства и литературы.
Задачи:
развивать умение выразить впечатления о стихотворении, картине в форме высказывания; помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов, художников; расширить знания учащихся о творчестве поэтов, художников по теме занятия.
Публикация «Литературная гостиная „В гости к осени“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
формировать коммуникативные навыки; развивать интерес к искусству.
формировать глубокого уважения к природе.
Оформление группы:
• Детские рисунки на тему “Осень”.
• Дети приносят с собой один самый-самый красивый осенний лист для оформления букета.
• На доске размещается большой лист бумаги, на котором нарисована голая ветка в вазе, которую дети оформят по ходу мероприятия.
• Подготовлены музыкальные отрывки, вызывающие разное “настроение”.
• Презентация «В гости к осени».
Под музыку Вивальди «Осень» дети занимают свои места.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Рада приветствовать вас
в музыкальной гостиной!
Музыкальные нотки:
1. Осень нас к себе на бал
Нынче пригласила,
Чтоб никто не опоздал,
Очень попросила.
2. И вот мы здесь. Сверкает зал,
Теплом согреты лица,
Пришла пора открыть наш бал
И в танце закружиться!
Танец под песню Т. Морозовой «Разноцветная осень»
Осень : Здравствуйте, ребята!Здравствуйте, друзья!
В день осенний рада вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей,
С вами познакомитьсяхочу я поскорей,
Осенью меня зовут. Люблю я шутки, смех,
А ваши имена узнаю сразу все.
Ну-ка, вместе: раз - два - три, свое имя назови.
Музыкальные нотки:
Осень, осень за окошком :
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша…
Как ты осень хороша!
Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы,
Все, нам, осень, даришь ты!
Листья в небе кружатся,
Капают дождинки.
Мы бежим по лужицам,
По лесной тропинке.
Солнце улыбается,
Золотом сверкая.
Всем нам очень нравится
Осень золотая!
Воспитатель:
- Проходи, дорогая Осень. Сегодня мы приготовили тебе подарки. Наши первоклассники дарят "Песню об осеннем солнышке".
(Осень и музыкальные нотки занимает почетные места в зале, выступают первоклассники)
Воспитатель:
- Каждое время года приносит что-то своё, новое, другое. Осень - это время для творческой работы художников, музыкантов, поэтов, писателей. Вряд ли найдется человек, который не слышал хотя бы раз в жизни «Времена года» Чайковского или музыку Антонио Вивальди, не читал стихов Есенина, Пушкина, Бунина. По-разному поэты рассказывают об осени, и сегодня ученики 2 класса прочтут стихотворения великих поэтов. (стихи сопровождаются слайдами с портретами поэтов)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
(Н. Некрасов)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
(Ф. Тютчев)
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
(Иван Бунин)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
(А. Пушкин)
Колдует волшебница Осень,
Взмахнув золотым рукавом,
А ветер осенний несносен,
Не ценит её волшебство.
Срывает с деревьев наряды
И к людям цепляется зло,
Предвестник он зимнего хлада.
Уходит земное тепло.
Но Осень щедра бесконечно,
Мы золотом окружены,
Картины её безупречны,
Они не имеют цены!
Божественной гаммою красок
Сияют живые холсты.
Червонная Осень прекрасна,
Нет ярче её красоты!
Воспитатель:
Во всём угадывается дыхание осени. Солнце не печёт, а греет, деревья не так свежи, и сам воздух пахнет по-особенному. Прохлада ночей, свежесть утра и запах спелых яблок.
Осень - это не просто день в календаре… Это пора особой красоты, мечтаний и легкой грусти. Каждый раз осень новая, и каждый раз она волнуетчеловеческое сердце.
Осень :
(слова сопровождаются соответствующими действиями Солнышка, Тучки, Дождика и Радуги)
- А вы знаете, ребята, что в палитре семь цветов радуги, а у музыки семь нот (И красками, и нотами можно передать любое настроение. Однажды я увидела на небе яркое Солнышко. Вдруг набежала Тучка, нахмурилась, и пошел Дождик. Тучка хотела всем испортить настроение, но Солнышко и Дождик протянули друг другу ладошки, и в них засияла Радуга. Ах, какая она была красивая! Да не простая, а музыкальная.
( уч-ся 2 класса исполняют музыкальную распевку:
До - воробышко гнездо,
Ре - деревья во дворе,
Ми - котенка покорми,
Фа - в лесу кричит сова,
Соль- играет детвора,
Ля - запела вся земля,
Си - поем мы для того, чтоб опять вернуться в «ДО»)
Чтец:
Тихо, тихо рядом сядем -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся стены-
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной.
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные троки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что в России есть удивительный человек, который умел слышать музыку осени. Это - Чайковский. Он родился очень давно, более 170 лет назад, 25 апреля на Урале в небольшом городке - Воткинске и звали его Петр. В семье детей было много, Петя был младшим. Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру на инструменте, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему- то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него. Он не знал, что из них складывается мелодия. Мелодии внутри него так громко звучали, что порой сильно мешали, он не знал куда от них деваться.
Петр Ильич за свою жизнь создал много великолепной музыки для взрослых и для детей. Есть у Петра Чайковского удивительная «Осенняя песня» - одна из лучших пьес из цикла «Времена года». Ее мелодия самая проникновенная. В этой пьесе Чайковский наслаждается увядающей красотой осенней русской природы. Я предлагаю и вам, ребята, насладиться негромкой красотой осени.
(презентация «В гости к осени» под «Осеннюю песню» Чайковского, одновременно ученик читает стихотворение Ольги Севастьяновой)
Утро осеннее, зябкое, ясное,
Но небу недолго быть голубым.
Горит настроение желто-красным,
И в воздухе листьев сожженных дым.
Плавает резкий осенний запах.
Кто-то стучится в окошко - пусти! -
Осень заходит на мокрых лапах
И заставляет меня грустить.
Только пришла, а уже в ре-миноре,
Музыка осени - клавиши, бас,
Не про печаль, не про грусть, не про горе,
Музыка осени - это про нас.
Дождик аккордом ударил по крышам,
Звоном в ушах беспокойный оркестр.
Люди почувствуют пусть, и услышат
Осень - бессменный маэстро!
Шепчет на ушко шум листопада,
Музыка осени - флейта, гобой,
Нотки дождя тихо падают рядом,
Музыка осени - наша с тобой.
Осень : А знаете ли вы, ребята, что бывает три осени?
Первая приходится на сентябрь и называется первоосенье.
Вторая приходится на октябрь - глубокая осень.
И третья приходится на ноябрь - предзимняя осень.
Воспитатель:
Сентябрь - период золотой осени и самый грибной месяц года. Есть такая поговорка: кто пораньше встает, тот грибов наберет, а сонливый, да ленивый идут после за крапивой.
Осень :
А когда собирают грибы, приговаривают: «Гриб-грибок, выставь лобок!
На тебя погляжу, в кузовок положу!
Гриб на грибу, а мой наверху!».
Воспитатель: Но не всякий гриб в лукошко кладут.
О том, какие горе-грибники бывают, споют нам ребята из 2 класса.
Частушки
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споём частушки
Очень замечательно.
Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
Я на дереве сидела,
С высоты грибы глядела,
Как подуло ветерком,
Я с березы кувырком.
По лесочку шла я, шла
Много я грибов нашла
Вдруг увидела медведя
Еле ноги унесла.
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
«Возраст мой всего два дня».
Мы с подружкой в лес ходили,
Там огромный гриб нашли,
Мы вдвоём его тащили,
Домой еле донесли.
Петя рано, рано встал,
Все грибы в лесу собрал,
Хвалится грибочками
С беленькими точками.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Воспитатель:
Октябрь - золотятся березы, раскалились докрасна рябины и дубы, зардели клёны. Настал карнавал листвы, или листопад.
Осень :
Солнышко бледнее, небо холоднее,
день короче, ночь длиннее.
Листья желтеют и опадают, а птицы собираются в стаи и прощаются с нами, улетая в теплые края.
Учитель:
«Скворушка прощается» - так называется песня, которую сейчас нам исполнят ученики 3 класса.
(3 класс - "Скворушка прощается")
(на слайде - картина И. Левитана «Золотая осень»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какого цвета осень? (ответы детей)
- Давайте спросим у Осени об этом.
- Ты какого цвета, осень?
Осень :
- Цвета грусти - неба просинь.
Цвета слез - большие лужи,
А позёмка - цвета стужи.
Листья - солнечного цвета
Затерявшегося лета.
Иней - цвета серебра,
Цвета "блюз" - моя звезда.
Цвета "хаки"- настроенье,
Цвета "темень"- вдохновенье.
Воспитатель:
- Нам подарит осень вновь
Краски, ноты и любовь.
(на фоне картины художника И. Левитана «Поздняя осень»)
Чтец:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. С. Пушкин)
Воспитатель.
Ноябрь - предзимье. Деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег.
(Дети рассматривают картину И. Левитана «Первый снег»)
Осень : А теперь давайте «войдем» в эту картину. Возьмите снег, который лежит на перилах. Какой снег? (Холодный, мокрый.) Давайте поиграем в снежки.
(Дети «лепят» воображаемые снежки и кидают в друг друга - физкультминутка.)
Воспитатель:
Я думаю, ребята, что осень - это сказка, потому что каждый месяц приносит нам волшебные превращения природы. Но не все люди умеют видеть это волшебство. Часто слышатся недовольные голоса:
- Ах, какая жалость, лето красное кончилось…
- Опять задули холодные ветры…
- Вот опять это противный дождь…
Осень :
- Чем же я не хороша? Чем не пригожа? И богата, и щедра, и красива - только живи, да радуйся!
За лето реки да озера обмелели. Я их до бережков водой налила.
На полях, на лугах трава за лето выгорела. Я их росой да инеем покрыла.
Были леса темные. Я их раскрасила разными красками …
Воспитатель.
Давайте, ребята, поблагодарим Осень за щедрость и красоту бурными аплодисментами.
Игра «Узнай овощи».
(Дети смотрят на слайд делают хлопок и называют овощи.
Оформление настенного “осеннего букета” в вазе
Воспитатель.
И вы теперь можете прикрепить свои самые красивые листья на нашу ветку, чтобы у нас появился свой осенний букет.
(Под музыку дети подходят к ветке и прикрепляют свои листья)
Воспитатель.
Да, за окнами сейчас осень. По-разному мы называем её : холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной. Но, что бы не говорили, осень - прекрасно время года. Родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в эти октябрьские дни в ваших домах и сердцах звучит прекрасная музыка, льётся весёлый смех, а ваши глаза видят красоту осени!
До свидания! До новых встреч!