нелли попова
Литературная гостиная по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной к школе группе воспитателя высшей квалификационной категории Н. Р. Поповой
Тема: Литературная гостиная по сказкам А. С. Пушкина
«Что за прелесть, эти сказки!»
Цель: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина через театрализованную деятельность. Создать условия для активного использования литературного опыта детей в театрализованной деятельности.
Публикация «Литературная гостиная по сказкам А, С, Пушкина „Что за прелесть, эти сказки!“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Литературные гостиные, конкурсы чтецов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Образовательные задачи:
- способствовать формированию интереса к творчеству А. С. Пушкина;
- в игровой форме закрепить знания детей о сказках Пушкина.
Развивающие задачи:
-развивать умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, пантомимику, выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- способствовать самореализации каждого ребенка;
- воспитывать способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок А. С. Пушкина
2. Беседы по содержанию.
3. Заучивание стихотворения «У Лукоморья». Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде».
4. Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.
5. Выставки: книг, рисунков, аппликации по сюжетам сказок.
6. Дидактические игры: «Назови сказку правильно», «Сказочный порядок», «Объясни слово», «Собери картинку».
7. Прослушивание музыки Римского-Корсакого «Три чуда»
8. Разучивание народной песенки «Во саду ли, в огороде», игра на металлофоне.
8. Театрализация отрывков из сказок А. С. Пушкина.
9. Пошив костюмов, оформление театрального уголка «Лукоморье».
Оборудование:
1. Сундучок с предметами: рыбка, орешек, зеркальце, восточные ткани.
2. Голубая ткань, игрушка-гапит Рыбка, игрушка би-ба-бо Петушок.
3. Костюмы ученого кота, Белочки, русские платки, кокошники
4. Мелаллофон.
5. Пальчиковый театр: Мудрец, петушок.
6. Диваны, столы, свечи.
7. Дид. игры «Сказочный порядок», «Разрезные картинки».
8. Яблоки, корзинки, страницы с иллюстрациями, книга А. С. Пушкина «Сказки».
9. Телевизор, флешка с презентацией, музыкальный центр.
Ход образовательной деятельности:
Вос-ль:
1. Вот и сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица :
Чуть спугнёшь – и не найти.
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди.
- Дети, может кто-нибудь знает, чей портрет сегодня в нашей литературной гостиной? (ответы детей)
- Как вы догадались? (Стоит взглянуть на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках и понятно, что это Пушкин).
- Правильно, это А. С. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Все его знают, его книги очень любят читать и взрослые, и дети.
(Дети рассаживаются на диваны)
Вос-ль: А теперь зажигайте свечи, устраивайтесь поудобнее. Дети, а что вы знаете о Пушкине? Расскажите.
Дети рассказывают интересные факты из жизни А. С. Пушкина.
С раннего детства Саша был окружен заботой и вниманием своих родителей.
Арину Родионовну Сашенька называл «мамушкой».
У Пушкина была большая семья : красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей.
А. С. Пушкин очень любил своих детей, часто проводил с ними свое время (читал, играл, нежно называл «детушки»).
Пушкин знал много языков : французский, греческий, латинский, немецкий и др.
Маленький Саша начал рано сочинять стихи, но первую поэму постигла печальная учесть: один мальчик увидел тетрадку, в которой Саша записывал свои стихи и стал смеяться над ним. Тогда маленький автор обиделся и бросил свою тетрадь со стихами в печку.
Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов.
А. С. Пушкин не мог прощать и терпеть обиды, однажды он стрелялся на дуэли. Что бы защитить свою честь и своей жены. Во время этого поединка Пушкин был тяжело ранен и умер (21 дуэль).
Его имя не забыто: его именем названы города, площади, улицы, станции метро, установлены памятники. Его произведения читают не только в России, но и за границей.
Вос - ль: Когда А. С. Пушкин был маленький, его звали Сашенькой.
Включить презентацию «Викторина по сказкам А. С. Пушкина»
По вечерам этот кудрявый малыш в длинной до пят рубашке ложился в свою кроватку, сворачивался калачиком и замирал, с восторгом вслушиваясь в старческий голос, говорящий складные, напевные, таинственные слова своей любимой няни Арины Родионовны. Арина Родионовна была простая деревенская женщина (показать портрет). Она очень любила Сашеньку. Она спешила утешить его и приласкать. Она рассказывала ему сказки, познакомила с Кощеем и Змеем Горынычем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром народного творчества. В праздничные дни на площадях показывали кукольные спектакли, Саше очень нравились эти сказки. И когда он вырос, он тоже стал сочинять сказки, да не простые, а в стихах. Давайте вспомним эти сказки.
2. Вос – ль: Отправляемся друзья
В чудо сказку, вы и я.
Там книга волшебная есть.
Сказок в ней не перечесть.
(включить видео волшебной книги).
Заходит учёный Кот.
Кот: Мяу! Сказки читаете? Молодцы! А у нас в Лукоморье беда. Злой Черномор украл волшебную книгу. Как я теперь сказки детям рассказывать буду?
Вос – ль: А где же этот Черномор?
( Включить видео Черномора: «Я здесь у-гу-гу, книгу вашу я забрал, все листочки разорвал, по Лукоморью раскидал. Никто теперь сказки Пушкина не прочитает, никто про них не узнает ха-ха-ха» – разлетаются страницы).
Вос – ль: Что же теперь делать?
Кот: Надо срочно найти детей, которые сказки Пушкина уже прочитали, из сказок писателя много узнали, чтобы героев не перепутали и всю книгу по страничкам собрали.
Вос – ль: Ребята, что же делать? Где нам найти таких детей?
Дети: Мы поможем. Мы знаем сказки Пушкина.
Кот (подозрительно) : А я сейчас вас проверю.
Видео- презентация «Викторина по сказкам А. С. Пушкина».
Кот: Ну, молодцы, а теперь отправимся в Лукоморье, будем страницы всех сказок искать. Сказку придётся оживить, а как это сделать?
Вос – ль: Наши дети настоящие артисты. Дети, какими средствами можно оживить задуманный образ?
Дети: Надеть костюм, мимикой, пантомимикой, выразительной речью.
Игра «Пантомима»
• Изобразите «настроение моря» : море слегка разыгралось, помутилося синее море, неспокойное синее море, почернело синее море, на море чёрная буря.
• «Взлёт петушка со спицы» : в миг тогда мой петушок приподымет гребешок, закричит и встрепенётся.
• «Ветер по морю гуляет».
• «Полёт шмеля», «полёт камора», «полёт мухи».
• «Движения лебедя и коршуна» : бьётся лебедь сквозь зыбей, коршун носиться над ней.
Кот: Вот какие молодцы, вот вы - то мне и нужны. «Вокруг себя ты обернись и в Лукоморье очутись» (Звук металлофона).
Кот: Вот мы и в Лукоморье. И первая страница вернётся, если вы знаете стихотворение о Лукоморье.
Дети: читают стихотворение «У Лукоморья» (Включить видео мультфильма).
(Воспитатель находит первую страницу.)
Кот: А теперь по сказкам пройдём, все страницы соберём. А поможет нам в этом волшебный сундучок. Где же он?
Дети: На дубе.
Кот (открывает сундучок, достаёт рыбку) : Из какой сказки?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вос-ль: Ребята давайте оживим сказку, распределяйте роли. Кто будет дед, бабка, рыбка? С помощью какого вида театра мы это сделаем? (куклы на гапите).
3. Игра – драматизация «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вос – ль: Уважаемый Кот, а хочешь тоже рыбку золотую поймать? Давайте попробуем поймать золотую рыбку.
Игра «Поймай рыбку».
(Все дети берут удочку- катушку, на конце которой прикреплена рыбка. По команде все начинают закручивать удочку. У одного ребёнка рыбка золотая, он загадывает желание).
Просим рыбку дать нам страничку из книги.
Кот: Вот, и вторая страничка в книги появилась! Ура! Мур-р-р!
Вос – ль: Давайте в другую сказку попадём.
(Кот достаёт из сундучка орешек).
Вос-ль: В какой сказке Пушкина встречается орешек?
Дети: В «Сказке о Царе Салтане».
Вос-ль: Дети, а кто знает полное название этой сказки?
Дети: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».
Вос-ль: Эту сказку мы оживим игрой детей. А пока наши актёры будут готовиться, мы поиграем в игру «Где чьи вещи»
Игра «Где чьи вещи»
Воспитатель задаё т вопросы детям:
- Разбитое корыто (Старуха)
-Невод (Старик)
-Орешек (белка)
-Говорящее зеркало (злая Царица мачеха)
-Дубовый лук (Князь Гвидон)
-Прялка (девицы – «Сказка о царе Салтане» или старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»)
- Варёная полба (Балда)
Вос-ль: Наши актёры готовы (за ширмой актеры одевают элементы костюмов)
Выходят три девицы в кокошниках, садятся на лавочку.
Автор: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 дев: Кабы я была царица
Автор: Говорит одна девица.
1 дев: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 дев: Кабы я была царица,
Автор: Молвила её сестрица.
2 дев: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
3 дев: Кабы я была царица,
Автор: Третья молвила сестрица.
3 дев: То для батюшки царя
Родила б богатыря!
Автор: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь-
Стороны той государь.
(Девицы встают, восхищаются, удивляются)
Царь: Здравствуй, красная девица,
Автор: Говорит он,
Царь: Будь царица!
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки – сестрицы
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой!
(Актеры встают в один ряд и кланяются)
Вос-ль: В этой сказке есть три чуда, назовите, какие.
Дети: - Белочка
- 33 богатыря
- Царевна Лебедь
Вос-ль: Давайте оживим оно из них.
Реб. 1: Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка в нём живёт ручная,
Да затейница какая!
Реб. 2: Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
Реб. 3: А орешки не простые,
У них скорлупки золотые.
Реб. 4: Ядра чистый изумруд,
Белку холят, берегут (гладит её)
Девочка играет на металлофоне «Во саду ли, в огороде».
Белочка с платочком танцует.
Вос-ль: Ребята, вы очень артистично оживили эту сказку.
Белочка: Ребята, ко мне попались страницы из разных сказок. Помогите их разложить по порядку.
Игра «Сказочный порядок»
(Иллюстрации из сказок разложить по порядку).
(Белочка отдает еще одну страницу)
Кот: в моем сундучке появилось золотое перышко. В какую сказку оно должно вернуться?
Дети: «Сказка о золотом Петушке»
Вос-ль: Актеры готовятся, а мы пока поиграем.
Игра «Разрезные картинки»
(Части иллюстраций из разных сказок в разных конвертах. Разделить детей на подгруппы, собрать картинки)
Драматизация «Сказки о Золотом Петушке»
Автор: Вот царь с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
звездочету и скопцу.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Мудрец: Посади ты эту птицу
Автор: Молвил он царю
Мудрец: На спицу.
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной.
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
Автор: Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
Царь: За такое одолженье,-
Автор: Говорит он в восхищенье,-
Царь: Волю первую твою
Я исполню, как мою.
Автор: Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
(Актеры кланяются, зрители аплодируют)
Мальчик Мудрец выносит из-за ширмы ещё одну страницу.
Кот: Вот четвертая страница-
Всем нам очень пригодится!
Вос-ль: Что в твоем сундучке осталось?
Кот (достает из сундучка зеркальце) : Из какой сказки это зеркальце?
Дети: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Вос-ль: Давайте выберем себе роли с помощью карточек (дети выбирают себе роли и разыгрывают сцену из сказки)
Автор: Царь женился на другой
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела.
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
Царица: Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Автор: И ей зеркальце в ответ:
Зеркальце: Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
Автор: И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами.
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Вос-ль: А какой фрукт принес горе в этой сказке? Что случилось?
Конкурс «Наливное яблочко»
(Перенести все яблочки из корзины на стол. На дне находим страницу)
4. Кот: Мир Пушкина чудесных полон красок
Давайте же вернем станицы сказок.
Вос-ль: Вокруг себя ты повернись,
И в группу «Звездочка» вернись.
(Дети проходят на диваны)
Вос-ль: Люблю я Пушкина творенье,
И это вовсе не секрет
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было, и нет!
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух,
В них Русью пахнет!
(Кот собирает все страницы в папку и кладет на стол, накрывает тканью).
Включить видео – презентацию – все страницы соединяются в книгу
Кот берет книгу «Сказки А. С. Пушкина»
Кот: Спасибо вам, ребята, за то, что вы так хорошо изучили творчество А. С. Пушкина. Я за это вам дарю эту книгу сказок Пушкина. А мне пора в Лукоморье возвращаться (уходит).
Вос-ль: Ветер по морю гуляет, дует в паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса!
Ну что ж, ребята, сегодня мы с вами вспомнили сказки А. С. Пушкина. Наша литературная гостиная закрывается. Затушим наши свечи. Давайте нашу новую книгу поместим в уголок книги.