Валентина Ивановна Лысенко
Леворукие дети в праворуком мире.
▼ Скачать +Заказ
Статья
Леворукие дети в праворуком мире.
Учеными доказано,что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из показателей интеллектуального развития ребенка и,следовательно,готовности его к школьному обучению. Одним из аспектов интеллектуальной готовности является умение ребенком воспроизводить по образцу. Как правило,ребенок,имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,умеет логически рассуждать,у него достаточно хорошо развиты внимание,память и связная речь. Неподготовленность же к письму,недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения к учебе,тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы,необходимые для овладения письмом,создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта,развития навыков ручной умелости.
Публикация «Леворукие дети в праворуком мире,» размещена в разделах
Проблема подготовки руки к письму является особенно актуальной для детей группы кратковременного пребывания по подготовке к школе,так как ее посещают домашние дети,не имеющие системных знаний лепки и рисования. Поэтому использование пальчиковых упражнений и игр на развитие мелкой моторики помогают решить сразу две задачи:способствуют развитию общего интеллектуального развития и готовят к овладению навыком письма,что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Но особое внимание по формированию готовности руки к письму требуют леворукие дети. А они стали в нашей жизни встречаться гораздо чаще,чем в предыдущие десятилетия. Родители,заметив,что их ребенок активнее действует левой рукой,часто испытывают волнение и чувство тревоги. И,первое,что они зачастую делают-начинают переделывать своего ребенка,усиленно развивая его правую руку. По мнению психологов этого делать не стоит. Поэтому на первое место у педагогов и воспитателей выходит задача:убедить родителей,что леворукость не патология,а индивидуальная особенность,которую надо принять и развивать своего ребенка в нужном направлении. Одно очевидно:леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Однако следует понимать и помнить,что переучивание леворуких может создать трудности у подрастающего человечка не только на сегодняшний день. но и стать проблемой на долгие годы. Такую же проблему решают родители и детей-амбидексторов,которые могут владеть одинаково как правой,так и левой рукой. Перед воспитателями постоянно встают вопросы, требующие ответа:
1. Действительно ли их дети «другие», «особенные»?
В чем проявляются эти особенности?
2. Нужно ли переучивать ребенка или стоит дать им возможность развиваться так,как они развиваются и работать той рукой,какой им удобнее и легче?
3. Правда ли,что леворукие обладают необыкновенными талантами?
4. Как определить,действительно ли ребенок леворук?
Главное в ответах родителям-убедить их в том,что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому,что он леворукий,а потому,что он,как и любой ребенок,неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире,чтобы воспринимать этот мир как свой,а не чужой.
Если пришедший в группу ребенок имеет тяготение к письму левой рукой,то воспитателю необходимо обратить особое внимание на подготовку его руки к письму. Очевидно, что необходимо строить работу с учетом его особенностей: режим должен быть щадящим,заниматься по 10-15 минут,затем перерыв и еще 10-15 минут. Не рекомендуется в этот период проводить занятия по изучению иностранного языка. Не стоит настраивать ребенка только на успехи в школе,так как проблемы могут быть и это вызовет разочарование у ребенка. Хорошим подспорьем в постановке руки к письму являются модуляторы,которые надеваются на карандаш. В них имеются пазы,в которые вставляются пальчики ребенка, и рука жестко фиксируется при письме. Практический опыт работы с такими модуляторами показал высокий уровень эффективности освоения навыков овладения письмом у леворуких детей.
Для занятий по подготовке руки к письму очень важно соблюдать регулярность. Она обеспечит ребенку непрерывность обучения. Следует начинать и заканчивать занятие заданиями,которые ребенок точно выполнит. Многократное повторение написания одного и того же элемента буквы позволяет ребенку повышать также и свою самооценку,что позволяет, в свою очередь,повышать мотивацию к школьному обучению.
Пространственное восприятие и зрительная память-необходимые компоненты подготовки руки к письму. Для развития этих психических процессов используются задания на копирование геометрических фигур,рисование по точкам,с точным соблюдением размеров,пропорций,вертикальном,горизонтальном и наклонном штриховании.
При обучении письму целесообразно использовать «Прописи»,в том числе и для леворуких детей. Следует помнить о том,что методика безотрывного письма неприемлема при обучении леворуких детей. Если вы уже определили у ребенка ведущую руку,то ее уже не стоит менять,даже если у него будет не очень хорошего качества письмо или рисование.
Чтобы научить ребенка писать красиво и грамотно, в нашей практике используются следующие упражнения:
1. Показать букву и объяснить, где в этой букве информативные места:это место сгиба,начало и конец линии.
2. Берем прописи и предлагаем ребенку во всех буквах поставить точки в информативных местах.
3. Предлагаем ребенку поставить точки на букву и обвести ее. И так подряд все буквы алфавита несколько раз. Это упражнение стимулирует развитие способности управлять своей рукой. Постепенно ребенок начинает понимать,что для того,чтобы что-нибудь сделать правильно рукой,нужно это движение мысленно представить и «расставить точки».
4. Пользуемся терминологией процесса исполнения написания букв,объясняя,что надо делать,чтобы написать ровно и правильно,а не используем фразы «пиши ровно,пиши красиво».
5. Предлагаем прочитать слово по слогам,запомнить его целиком,а потом посмотреть на тетрадь и как бы «увидеть»это слово уже написанным. Обвести рукой все буквы представляемого слова и сравнить его с оригиналом.
6. Глядя на слово в книге,ребенок должен представлять движение руки,пишущей буквы этого слова. Затем,закрыв глаза,еще раз мысленно написать,а потом,контролируя буквы,написать слово в тетрадь. После этого проверить правильность написания слова,сверив его с оригиналом.
Наш опыт работы в группах кратковременного пребывания по подготовке к школе показывает,что соблюдение режима занятий,наши рекомендации и консультации родителям,мотивация детей к написанию букв красиво и правильно дают положительные результаты по овладению детьми навыков письма леворукими детьми.
От понимания,любви,терпения,умения родителей вовремя помочь своему ребенку зависят успехи малыша, формирование его адекватной самооценки. Поэтому хотелось бы родителям леворуких детей предложить несколько советов:
1. Взрослые не должны никогда,ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком,Раздоры в семье и несогласованность требований к ребенку всегда осложняют ситуацию.
3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния,знать причины его огорчений и радостей,понимать его проблемы,помогать ему их преодолевать.
4. Помните,что леворукость -индивидуальный элемент нормы,поэтому трудности,возникающие у левши,совсем не обязательно связаны с его леворукостью,такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой,тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее.
7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом,правильно держать ручку,располагать тетрадь.
8. Помните,что свет у леворукого ребенка при работе должен падать справа.
9. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните,что методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе,но не потому,что он леворукий,а потому,что каждый ребенок уникален и неповторим.