Ольга
Летняя прогулка во второй младшей группе с ненавязчивым математическим содержанием
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Детспорт» г. Перми
Летняя прогулка во второй младшей группе
с ненавязчивым математическим содержанием
Воспитатель: Замахаева Ольга Михайловна
Пермь, 2024
Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком ходят ножки босиком.
(В. Берестов)
Публикация «Летняя прогулка во второй младшей группе с ненавязчивым математическим содержанием» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Летний день предоставляет огромные возможности для познавательного развития детей. Летом, согласно режиму дня, вся деятельность выносится на улицу, на прогулочный участок. Дети второй младшей группы в силу своего возраста проявляют огромную потребность в познавательном общении с воспитателем. Возраст трёх-четырёх лет называется возрастом «почемучек». Каждый день дети открывают для себя что-то новое и неизведанное ранее. «Если ребенок привык к открытиям, он всегда найдет выход из положения, сумеет сам или с помощью взрослого найти верный ответ». (Е. Кравцова). Но детям запоминается только то, что было связано с деятельностью, было им интересно и вызывало положительные эмоции. Малыши ещё не способны длительное время удерживать своё внимание на чём-то одном, они быстро переключаются с одного на другое, с одной игрушки на другую, тут же забыв про первую, с одного вида деятельности на другой. Поэтому мы постарались, чтобы летние дни детей нашей группы на участке были заполнены разнообразной деятельностью. На прогулках мы изучали всё на свете, но особенное внимание уделили прогулкам с ненавязчивым математическим содержанием.
Цель: создавать условия для обеспечения разных видов деятельности на прогулке : познавательной, игровой, двигательной, творческой.
Задачи:
-развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений на прогулке;
- дать детям представления о состоянии погоды летом, о природных явлениях в летний период;
- укреплять здоровье детей;
-формировать элементарные математические представления в ходе прогулки;
-повышать уровень двигательной активности.
Гуляя и наблюдая за сезонными явлениями летом, мы совмещаем математические наблюдения с игрой и движением.
Наблюдая за небом, отмечаем: небо синее, облака белые, разной формы и величины. Глядя на небо, мы вводим слова: небо «хмурится», «прояснилось», «мрачное», «светлое», «чистое», «задумчивое». Цвет неба бывает очень красивым. Здесь сменяют друг друга почти все возможные цвета и оттенки. На что похоже облако? Много или мало облаков на небе? Небо- это высоко или низко? Что выше: деревья или небо? Как движутся облака? (Иногда плывут медленно, иногда быстро). Если облака становятся тёмными- это тучи, тогда небо хмурится и идёт дождь. Проводим с ребятами пальчиковую гимнастику «1,2,3,4,5 вышел дождик погулять.». Наблюдаем, как капли дождя падают на землю. Слушаем шум дождя, отмечая при этом количество звуков на слух (много и один). Выношу ёмкость для сбора дождевой воды, делая на ней разноцветные отметки- полоски, чтобы потом посмотреть, сколько воды набралось.
Летний дождь теплый, короткий. Он поливает растения, очищает всё вокруг от пыли и грязи, делает воздух чище и свежее. Спрашиваем детей: веселый дождик или грустный. И, конечно, играем в игру «Солнышко и дождик». После дождя на земле стоят лужи. Спрашиваем детей : лужи большие или маленькие? Много их или мало? Маленькую лужу можно перешагнуть, а большую нет. Узнаём, можно ли лужу перейти, не замочив носки даже в сандалиях, а в кроссовках? А некоторые лужи только в сапогах. Почему? Делаем вывод, что лужи бывают мелкие и глубокие. А можно ещё попытаться палочкой измерить глубину разных луж, наблюдая при этом ярко выраженные эмоции детей. А ещё в лужах можно увидеть небо, облака и себя. Лужа, как зеркальце. Меряем длину лужи шагами, отметив начало лужи камешком. Считаем, сколько шагов у Саши, а сколько у Далера. Иногда по лужам идет рябь. Смотрим с детьми, что водичка в луже движется. Нам интересно, а почему? И тогда вводим понятие «ветер». Это ветер дует и гонит водичку. Пускаем с детьми листик по воде или травинку, смотрим как качается или плывет. Как плывё т листочек: быстро или медленно? Можно ли увидеть ветер? Мы можем увидеть только, как ветер качает ветки на деревьях, гонит по небу облака, раскачивает цветы. Получается, что ветерок невидимка. Вместе с родителями смастерили игрушку «вертушку» и устроили её праздник. Дети бегали по участку с разноцветными вертушками. Вот уж где было море радости и веселья. Наблюдая за ветром в течение лета, мы узнали, что ветер может быть слабым и очень сильным, ураганным, тогда страшно оказаться на улице. Ветер бывает холодный и теплый. Если мы гуляем в футболках и шортиках, нам не холодно, хотя и дует ветер, то ветер какой? Конечно, теплый. А при холодном ветре мы надеваем курточку или кофту. А ещё подставляем ветру лицо и узнаём, теплый он или холодный.
Если на небе есть облака и дует ветер, то облако может прикрыть солнце.
При наблюдении за солнцем, закрепляем понятие «части суток» и названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это…»(утро)
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? ….(днем)
Ну, а в это время суток
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам – вкусный ужин (вечер)
Вот и на небе – луна,
Очень строгая она:
Наблюдает – все ли
Улеглись в постели? (ночь)
Очень интересно наблюдать за солнышком в разную погоду. То оно мягко греет, то печёт, то прижигает, а то и прячется. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды. Если жарко, то гуляем в шортиках, футболках и обязательно что- то на голову. Почему нельзя гулять под жарким солнцем? Летнее солнышко –горячее, высокое, яркое. Оно даёт тепло растениям, птицам, животным и людям.
Дидактическая игра: «Какое солнышко».
- Какой формы солнце, а что еще бывает круглой формы? На что похоже солнышко?
-Какого цвета солнце, а что бывает желтого цвета? Найди на своей одежде желтый цвет и покажи. Найдите на участке предметы желтого цвета.
-Какая сегодня погода? (жаркая, теплая, светлая, ясная).
Дети просто были удивлены, когда мы обратили их внимание на то, что если светит солнце, то на земле тени. Тень можно измерить шагами. Она бывает длинная и короткая. Дети очень веселились, охотно играя в игру «Догони свою тень». От чего (от какого предмета) тень может быть узкая и широкая, длинная и короткая? А еще дети догоняли солнечных зайчиков. Оказывается, что в пасмурную погоду их нет.
Расстилая покрывало на траву, мы определили, что в тени на земле прохладно, а там, где тени нет -земля теплая. Значит, на солнышке земля нагревается. Всей группой пошли проверять, нагрелся ли песок в песочнице? Открыв песочницу, выяснили, что не нагрелся, влажный. А сухой- возле песочницы нагрелся, теплый. Тут дети вспомнили, что когда ходили с мамой на Каму загорать, то там по песку ходили босиком и он был горячий. Кто же нагревает песок? (Солнышко). Почему же в песочнице песок не нагрелся? (Закрыта была крышкой).
Игры с песком способствуют развитию индивидуальных способностей у детей. Играя с песком, создавая разные фигуры из песка, дети могут выражать свои настоящие чувства и переживания. Песок – универсальный строительный материал, с помощью которого можно осуществить свою фантазию, вылепить замок, создать необычную фигуру, прорыть туннель. Из влажного песка строили башенки- большую и маленькую, а используя формочки- треугольное, круглое и квадратное печенье, тортики, пирожное. Фантазии малышей безграничны. Сухой песок хорошо сыплется через игрушку мельницу, а мокрый-нет. Сухой песок- лёгкий, а мокрый песок- тяжелый. Поэтому, колесо-шестерёнка на мельнице не крутится. Сделали вывод: сухой песок- сыпучий, а мокрый, как сказали дети, «липучий», т. е. липкий. Ещё мы увидели, что на песке можно оставить следы. Поиграли в большие и маленькие следы. Даже птицы могут оставить следы на песке и животные. А еще на песке можно рисовать, особенно на мокром. Для игры нарисовала дорожки: широкую и узкую. Игры «Перешагни, перепрыгни через широкую дорожку, через узкую», «Машины едут по широкой дорожке, а пешеходы идут по узкой».
Маленькие дети любят собирать камешки, листочки, травинки и т. д.
Мы рассматриваем их все вместе, любуемся, а затем обращаем внимание детей на то, какие они разные (большие и маленькие, кругленькие и острые, разноцветные). Камешки можно сосчитать, разложить на большие (крупные) и (мелкие) маленькие, разделить их на две части – так, чтобы одна была большей, а другая – меньшей. Показать, где много камешков, а где - мало? Побуждаем детей отвечать и на такие вопросы: сколько камней я тебе дала? (Один.) Сколько взяла себе? (Один.) Подводим итог: «У нас с тобой камней поровну – по одному». На нашем участке растет береза. На какую геометрическую фигуру похожи её листики? (на треугольник). А листики яблони на какую фигуру похожи? На клумбе вырос лопух. Поиграли: «Покажи самый большой лист лопуха, самый маленький. Разложи лопухи так: большой, поменьше, маленький.»
Мы с детьми измерили шагами расстояние между двумя яблонями, ширину асфальтовой дорожки и многое другое. Воспитатель выполнял действия вместе с детьми. Получили разное количество шагов в результате такого измерения, очень удивились и стали размышлять: почему же это так получилось? Экспериментальным путем выяснили, что у людей разная длина шага, поэтому получается разное количество шагов. Впечатлившись, дети измерили ширину и длину веранды, так как многие уже умеют считать до 10. Были попытки измерить длину участка. Эмоций хватило на весь день.
Дети очень любят рисовать цветными мелками на асфальте. Здесь нет границ, как на листе бумаги, рисовать можно долго. Вот где полёт детской фантазии. «Пусть в дошкольном возрасте ребенок будет фантазером, а уж умным он станет. Вначале сделайте его волшебником, а ум и мудрость придут к нему, как в сказке и как в жизни, с годами. Да здравствуют умные волшебники!» (Е. Кравцова). Дети рисовали предметы разной формы: круглое солнышко, воздушный шар, цветок, дом –квадрат с треугольной крышей и многое другое.
С большим удовольствием дети играют на участке в игру «Куда пойдешь и что найдешь?» Цель игры: упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, слева – справа. Материал игры : любые игрушки. Содержание игры : воспитатель раскладывает игрушки в разных местах участка: справа от ребенка воспитатель кладёт мяч, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит:
«Вперед пойдешь – машину найдешь,
Вправо пойдешь – мяч найдешь,
Влево пойдешь – матрешку найдешь,
Назад пойдешь – паровоз найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»
Большой интерес вызвала, и игра «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя». Содержание : дети выстраиваются на площадке на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
В дождливый день, гуляя на веранде, мы придумали сказку:
Жили были три брата: Круг, Квадрат и Треугольник. Круг был веселый, все время вертелся, крутился, кружился. (Покажите, как кружился Круг, а ещё он умел превращаться в колесо, руль. Что еще бывает круглым? Давайте поиграем и узнаем, во что мог превратиться Круг.
Пальчиковая игра:
Я качусь, качусь, качусь вращаем руки перед грудью
И во что-то превращусь.
Могу блинчиком я быть, делаем круг руками
Могу солнышком светить, растопыриваем пальцы над головой
могу мячиком скакать, прыгаем на месте
Могу шар я надувать. имитируем руками раздувание шара.
Треугольник же часто был недоволен и ссорился с братцем Квадратом. А спорил он из-за уголков: у кого из них их больше. Кругу надоело слушать их ссору, и он сказал: «Не ссорьтесь, братцы, ведь вы очень похожи».
«Чем же Квадрат на меня похож? -возмутился Треугольник.
-Чем, дети, они похожи? (Есть стороны и есть углы). Сколько углов у Треугольника, а у Квадрата? (У треугольника 3 уголка, у квадрата 4).
-Может ли Треугольник катиться? (Нет, мешают уголки).
-А Квадрат? (Тоже нет, мешают уголки).
-А что можно построить из квадрата и треугольника, если треугольник приложить к квадрату сверху? (Получится домик).
Треугольнику очень понравилось быть крышей домика над Квадратом, что он перестал ссориться и все братья стали дружно жить.
Вот такую сказку сочинили мы с детьми.
И, конечно же, летом мы наблюдали за деревьями, кустами, птицами и лесными дарами, насекомыми, цветами, за водой и за грозой. Дети увидели, как утром блестит роса на траве, а ещё мы заинтересовались, почему же после дождя очень приятно пахнет трава и мы её понюхали. Впереди нас ждёт много интересного. Но это уже другая история.
Литература:
Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателей детсадов и родителей. – М. : Просвещение: Учебная литература, 1996
Русаков А. С. Прогулки с детьми и изучение всего на свете. Советы воспитателям и родителям дошкольников. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011
Приложение.
Игры на участке.
«Вышел дождик погулять» - пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая — с большого пальца.)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу паль- чиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? («Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)
Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)
- Ох! (Один хлопок.)
И ушел. Газон засох. (Ритмичные хлопки по столу.)
П/ игра «Ветер и листочки». (Уже в июле на земле много листьев)
Движения выполняем после слов.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики срывал.
Мы ладошки подставляем
И листочки все поймаем.
Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся, подняв листок вверх)
Покружи ты наш листок,
Покружи, поверти
И на землю опусти. (Приседают)
Дует, дует ветерок, (качают листочками вправо-влево)
И качается листок.
Играем 1-2 раза. (Похвалить детей).
«Через ручеек»
Цель: научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Ход игры.
На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.
Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.
«Перепрыгнем через ручеек»
Цель: учить детей прыжкам, развивать мышцы ног, ловкость движений.
Ход игры.
На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см) .
Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он шире, и, наконец, где самый широкий. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке»
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.
Описание. Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:
По ровненькой дорожке, Идти шагом.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз – два, раз – два.
По камешкам, по камешкам, Прыгать на двух ногах с
продвижением вперёд.
По камешкам, по камешкам…
В ямку – бух! Присесть на корточки.
Подняться.
Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот наш дом – здесь мы живём.
По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т. п.
Подвижная игра «Найди свой цвет»
Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Описание. В разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи (изготовленные из картона) и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал : «Найди свой цвет!» - дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется.