Марина Брылунова
Лепка в художественном развитии детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка в художественном развитие детей среднего дошкольного
возраста.
Выполнила: воспитатель МАДОУ
«ЦРР- Детский сад № 210»г. Перми
Брылунова Марина Николаевна
Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления у детей опорой для зрения является осязание предмета.
И. М. Сеченов отмечал, что форму предметов, руки определяют иначе, чем глаза, и определяют её полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и задним, которые глазам уже совершенно не доступны.
В лепке ребёнок должен отразить материальные свойства - их объём, форму, плотность и фактуру.
Активное обследование перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычислить 4 этапа:
1. Организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
2. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом составных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорция и так далее); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.
3. Выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
4. Повторное, целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено на анализ (ощупывания) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.
Внимание детей сосредотачивается на некоторых сторонах предмета и направляется на анализ (расчленение целого) и синтез (объединение отдельных свойств в целостный облик предмета). Обеспечить правильное соотношение этих двух процессов – основная задача педагога при обследовании предмета перед его изображением. Движение, обрисовывающее предмет, включенное в обследование, по своей направленности сходно с тем движением, которое впоследствии ребенок будет совершать при изображении предмета, оно как бы лежит в основе будущего способа действия при изображении. Постепенно у детей складываются обобщенные способы обследования предметов, а, следовательно, формируются и обобщенные способы их изображения. Халезова Н. Б. считает, что обучение следует начинать уже с двух лет, т. к. у маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь, тем самым, формируя у детей эстетическое чувство и бережное отношение к искусству.
Особенности видов лепки в дошкольном возрасте
Халезова Н. Б., исследования которой занимают особое место в области развития художественного творчества детей, определяет следующие виды лепки дошкольников :
2. Сюжетная лепка.
3. Декоративная лепка.
Изображение предметов в лепке для ребенка являются более простым заданием, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями – изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.
Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного. Дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы педагог учил детей видеть основные формы предметов, выделять их яркие, характерные признаки.
На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар); для средней группы – уточнять представление о форме предметов, и их строении, овладевать определенными техническими умениями. Для старших групп – видеть сходство и различие предметов, и их положение в пространстве, замечать характерные признаки. Постепенно дети учатся создавать выразительные образы.
2. Сюжетная лепка
Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображении сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не сможет. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе. Однако этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно изображать наиболее выразительные предметы.
Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа к этому виду лепки начинается в предшествующих группах, где дети получили первоначальные навыки изображения разных предметов.
В средней группе сюжетная лепка, совмещена с предметной, то есть - это объединение вылепленных изображений единой темой.
Каждый ребёнок лепит один предмет, а затем все предметы объединяются на специальной плоскости.
3. Декоративная лепка
Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки (собака, гусь, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.
Знакомство детей 4-5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом - на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво.
Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок, лепку. В этом возрасте они с удовольствием украшают изделие способом налепа - шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы.
Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество.
Постепенно в результате обучения дети начинают смелее по своему желанию вводить элементы декоративного оформления в лепку : украшают посуду, корзину для ягод, воротник и опушку шубки девочки, подставку у птички и другие предметы. Все это оживляет детские работы, делает их более законченными и выразительными. Ребенок, увлекаясь украшением своей работы, с желанием лепит, что также помогает процессу обучения и развитию творчества.
Список литературы
1. Балтун П. К. Изобразительное искусство, М; 1974.
2. Волков Н. Н. Восприятие живописи и скульптуры // Художественное восприятие. – Л. : 1971.
3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
4. Гинцбург И. Я. Воспоминания, статьи, письма. М., 1969.
5. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников со скульптурой. М. :Педагогическое общество России 2006.
6. Доронова Т. Н. ,Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М. : Просвещение 1992.
7. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969.
8. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М. : Просвещение, 1980.
9. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985.
10. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Книга для воспитателя дет. сада. – М., Мозаика – Синтез, 2005.