Вера Кареева
Конспект занятия по лепке торжокской народной игрушки «Уточка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коллективного просмотра художественно – эстетической деятельности:
лепка Торжокской народной игрушки «Уточка» детей средней группы
Воспитатель 2 категории: Кареева Вера Дорофеевна,
МБДОУ детский сад №17 п. Де-Кастри,
Ульчского района, Хабаровского края, 2015г.
Цель: Продолжать создавать условия для развития художественных, творческих способностей детей.
Публикация «Конспект занятия по лепке торжокской народной игрушки „Уточка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Средняя группа
- Утки, утята
- Уточка, утята. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
Задачи: 1. Расширять представления детей о традиционных художественных особенностях и средствах выразительности Торжокской игрушки.
2. Продолжать учить детей лепить игрушку - уточку пластическим способом, создавая из целого кусочка пластилина основу игрушки - овоид (грушевидной формы); вытягивая шейку, головку и хвостик. Оказать помощь в создании художественного образа «Утицы». Учить приглаживать вытянутые части туловища «Утицы» большим и указательным пальцами от туловища игрушки к голове и хвосту; украшать игрушку налепами разнообразной формы: «хохолок» на головке, крылышки с перышками на туловище и груди (капельками, горошинками, бусинками); раскатывать горошинки указательным и большим пальцами с одной стороны шарика, превращая шарик в маленький конус (капельку).
3. Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного, желание создавать это прекрасное своими руками. Доставить детям удовольствие от общения со своими игрушками.
Предварительная работа: Совместная образовательная художественная деятельность воспитателя и детей: создание композиции «Лесное озеро» из природного и бросового материала: веточек березы и ольхи, плодов ольхи и березы, сухих цветов «ирисов», сухой травки (гнездо для «хроменькой уточки», красивых камешек, собранных детьми на прогулке; бутылочек из - под канцелярского клея «стволы березки», отростки комнатных растений, имитирующих растительный мир около озера, живые цветы «Незабудки» и «Герани» Пение песенок «Ай, да березка!», песенки-считалки «Мы уточки» музыка П. Синявского.
Материал и оборудование: Композиция на тему: «Лесное озеро», досточки и кусочки пластилина для лепки по количеству детей, розеточки с шариками из пластилина для украшения налепами, приготовленными заранее. Образец «уточки», кусочки пластилина для педагога и розеточки с шариками (горошинками) большего размера, чем у детей, бубен, таблички с подписями: имя ребенка; аудиозапись песни «Просто я работаю волшебником» слова Л. И. Ошанина, музыка Э. С. Колмановского, (смотреть приложение 1).
1 часть: а). Вступительная беседа с детьми «Вызов – пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации»
- Дети, вспомните, как называется кукольный спектакль? Какой конец у этой сказки? Дети, вам понравилось другое счастливое окончание сказки, которое мы придумали? (Когда «хроменькая уточка» прилетает к дедушке и бабушке и остается с ними жить).
- Дети, мы уже совершили прекрасный поступок «Добрых волшебников», придумали счастливое окончание сказки. Теперь дело осталось за малым: воплотить все это в жизнь, помочь уточкам вернуться в родные края. А как это можно сделать? (предположения детей). Я, кажется, знаю, как можно помочь уточкам вернуться на Родину. Нужно слепить много птичек как «Хроменькая уточка».
б). Основная - (осмысление содержания получения новой информации)
-Дети, вы хотите научиться лепить таких красивых уточек? Вспомним, как лепили маленькую Торжокскую птичку—невеличку? Что делаем в самом начале?
1. комочек пластилина размять, разогреть в руках;
2. раскатать из него округлую форму, как яйцо;
3. вытянуть шейку и головку уточке, собрав пальцы правой руки в щепоть, вот так (показывает) и вытягиваем шейку и головку уточке, одновременно поворачивая левой рукой туловище уточки, чтобы равномерно вытянуть эту часть игрушки. По величине она может быть немного короче туловища. Вот так (показывает) приглаживаем большим пальцем шейку от туловища к головке и хвостику. Приглаживаем все бугорочки, все ямочки пальцами, слегка поворачивая «уточку» левой рукой. Можно пойти более легким путем, вместо сглаживания, можно шейку и головку немного раскатать ладошкой на досточке, вот так (показывает);
4. вытягиваем таким же способом хвостик, как и шейку. Хвостик вытягиваем долотцом так же, собирая пальцы щепоткой (в кучку);
5. придаем игрушке художественный образ, поворачивая шейку - прямо перед собой, можно повернуть ее слегка в сторону; вверх или вниз (показывает). Что такое движение означает?
В). Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей.
- Дети, вы поняли, как лепить уточку? Тогда начинаем наши добрые дела, лепим уточек. (Воспитатель помогает детям советом, напоминанием, показом. А так же педагог оказывает помощь затрудняющимся детям в создании художественного образа. По окончании выполнения основной части игрушки, воспитатель обращается к детям) :
- Дети, если мы добрые волшебники, чему еще мы должны научить «своих уточек», чтобы они смогли прилететь в родные края, чтобы они смогли стать сильными, умелыми, закаленными? (надо научить их бегать, летать, плавать, умываться холодной водой). Так мы сейчас и поступим. Я, буду, ваша мама уточка, а вы будете мои утятки – малые ребятки. Друг за другом станьте в ряд! Получается отряд! (дети строятся в колонну по одному).
4часть: Подвижная игра: Дети выполняют движения согласно тексту потешки «Рано, рано утречком…» А. Барто, идут за педагогом змейкой, выполняя движения по тексту:
Рано, рано утречком, вышла мама – уточка
Вышла мама уточка поучить утят.
Уж она их учит, учит:
Вы идите ути, ути, все за мною в ряд!
Рано, рано утречком, вышла мама – уточка,
Поучить утят, уж она их учит, учит:
Вы плывите ути, ути, все за мною в ряд!
Все за мною в ряд!
(дети выполняют движения по тексту, сделав ладошки «утиным носиком»)
В воде не страшно уточке,
Ни капельки, ничуточки!
Ныряют наши носики,
Как умные матросики!
Раз, два, три, четыре, пять!
Запевать нам песню нужно,
Весело и дружно!
Далее исполняется песенка - считалка «Мы уточки» музыка П. Синявского (дети усаживаются на стульчики)
- Дети, мы слепили уточек? Мы научили их быть сильными, смелыми, умелыми, закаленными? Что нам еще нужно сделать? (украсить уточек). А для чего нам это нужно сделать? (чтобы уточки стали красивыми и не перепутались, и все вместе смогли вернуться в родные края). Украшая уточку, подумайте, как будут расположены перышки и другие налепы: на груди, на головке, на туловище. (Воспитатель показывает вновь прибывшим и затрудняющимся детям, как раскатать «бусинки», «капельки», сделать из них перышки, создать художественный образ игрушке). По ходу выполнения работы, на каждую игрушку педагог укрепляет табличку с именем ребенка и по возможности оценивает их, уточняет художественный образ)
5 часть: Заключительная (рефлексия)
- Дети, как называются игрушки, которые мы сегодня учились лепить? Чему мы научили своих уточек? Наши уточки теперь могут вернуться домой? К кому вернется «Хроменькая уточка»? Дети, вам понравилось быть добрыми волшебниками? А, что больше всего понравилось делать сегодня? Поможем каждой уточке найти себе укромный уголок: на озере, на бережку, в лесочке или в деревне на улочке, которые мы с такой любовью приготовили для них.
На фоне игры детей со своими поделками - уточками звучит песенка «Просто я работаю волшебником» в исполнении Марка Бернеса, музыка Э. С. Колмановского, слова Л И. Ошанина.