Ирина Назарова
Лепка как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика»
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики, зрительно-двигательной координации, совершенствованию движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Цель работы: создание условий для развития мелкой моторики руки у детей раннего возраста через лепку.
Задачи:
совершенствовать развивающую предметно- пространственную среду в группе для развития мелкой моторики через лепку.
учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.
знакомить с техникой «тестопластики» и «пластилинографии»
способствовать творческому и сенсомоторному развитию :
развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала,
развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук,
развивать фантазию, воображение, пространственное мышление,
воспитывать желание самостоятельно создавать красивые поделки, использовать их в игровой деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;
воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение, эстетический вкус.
«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках…
…Лепка- это первое чтение, изложение предмета…».
(И. Я. Гинцбург).
В своей работе я использую следующие техники лепки :
Лепка из пластилина и пластической массы
Лепка из солёного теста (тестопластика);
Пластилинография;
Следующих авторов:
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.
Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста»
Е. В. Данкевич «Лепим из соленого теста»
Г. И. Давыдова «Пластинография для малышей»
Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения»
Условия реализации технологий :
Материально–технические (пластилин, тесто, пластическая масса, формочки, лопатки, скалки, цветной картон и бумага, доски для лепки, клеенки, нетрадиционный материал для пальчиковых гимнастик)
дидактические (демонстрационный материал, мастерилки «я леплю из пластилина» «жил был пластилин», рисунки для пластинографии, картинки, работы детей)
методические (методическая литература)
техника безопасности
Формы работы с детьми
ОД
в режимных моментах
Самостоятельная детская деятельность
Методы и приемы
Игровой
Эмоциональный настрой
Наглядный (Показ)
Информационный-рецептивный (рассматривание, наблюдение, ощупывание)
Словесный (рассказ, художественное слово)
Репродуктивный
Эвристический
Исследовательский метод
Формирование простейших приёмов лепки и составление простых композиции.
Формирование приемов в технике «тестопластики» и «пластинографии»
Развитие восприятия формы, фактуры, цвета и пластичности материала
Развитие мелкой моторики кисти руки.
Формирование желания самостоятельно делать красивые поделки.
Повышение уровня знаний родителей о значении лепки для развития мелкой моторики кисти руки.
1этап подготовительный
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы для развития мелкой моторики руки через лепку (Дидактические игры, материалы и оборудование для занятий, игр с пластилином, тестом и пластической массой)
2 этап: реализация
Обучение детей приемам лепкиот простого к сложному :
Обучение детей формообразующему движению — отщипыванию
Обучение детей формообразующему движению — раскатыванию
Лепка из «колбасок»
Обучение преобразованию цилиндра – из палочки в кольцо
Обучение изображению конуса или пирамидки (из «колбаски», колец)
Обучение формообразующему движению - круговые движения ладоней для изображения предметов округлой формы
Обучение формообразующему движению – сплющивание
Обучение формообразующему движению – надавливание
Обучение формообразующему движению - примазывание
Обучение детей выполнению изобразительных работ с помощью приема «отпечаток»
Знакомство детей с технологией «пластинография
3 этап: Закрепление
Закрепление разнообразных приемов лепки детьми в самостоятельной деятельности.
Использование продуктов лепки в сюжетно-ролевых ситуациях.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
1. Созданы условия для развития мелкой моторики руки через лепку.
2. Воспитанники овладели простейшими приемами лепки, научились составлять простые композиции.
3. Увеличился процент детей с удовлетворительной динамикой развития мелкой моторики руки.
4. Воспитанники проявляют инициативу и самостоятельность в использовании в самостоятельной деятельности технологий «тестопластики» и «пластинографии».
5. Родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Литература
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа.
Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста».
Е. В. Данкевич «Лепим из соленого теста».
Г. Н. Давыдова «Пластинография для малышей.
Данилова Е. А. «Методика обучения лепке в детском саду.»
Жукова О. Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста»
Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду»
Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения»