Елена Кеплин
Лэпбук «Зимующие птицы» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт интерактивной папки - лэпбука
Дидактическое пособие «Зимующие птицы» изготовлено
для детей младшего дошкольного возраста.
Авторы: Кеплин Елена Михайловна
Кулиш Вероника Михайловна
Публикация «Лэпбук „Зимующие птицы“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Лэпбуки на тему «Зима»
- Птицы. Лэпбук на тему птиц
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» ноябрь 2021
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э. Н. Голованова
Цель: Систематизация и обобщение у детей представлений о зимующих птицах, их внешнего вида, об условиях обитания; закрепление знаний детей о зимующих птицах, развитие наблюдательности, любознательности, внимания, памяти, речи, эмоционального отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
Пробудить интерес детей к зимующим птицам.
Систематизировать знания детей о внешнем виде птиц, их строении, среде обитания.
Обобщать знания детей о птицах.
Закрепить знания детей о роли человека в жизни зимующих птиц.
Развивающие:
Развивать у детей познавательную активность, через ознакомление с окружающим миром.
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
Развивать умение узнавать птиц в природе.
Развивать разные виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
Стимулировать речевую активность детей. Развивать навыки диалогической речи.
Воспитательные:
Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе (птицам)
Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Формировать чувство ответственности и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Актуальность дидактического пособия.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время, т. к. в последние годы наблюдается значительное снижение познавательной активности у детей. У них недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности.
Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).
Лэпбук - интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Данное игровое пособие представляет собой тематическую игровую папку, в которой собраны различные игры на тему «Зимующие птицы», при этом игры помещаются в разного рода кармашки, рамки имеют подвижные элементы, карточки, задания и упражнения.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к оснащению предметно-пространственной развивающей среде:
o информативен;
o полифункционален;
o обладает дидактическими свойствами;
o является средством художественно-эстетического развития ребенка;
o вариативен;
o доступен детям дошкольного возраста;
o обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук помогает систематизировать информацию по изучаемой теме, закрепить пройденный материал. Он эффективно используется для коллективной, групповой, подгрупповой, индивидуальной работы, а так же для самостоятельной игровой деятельности детей. Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Поэтому мной было решено сделать дидактическое пособие лэпбук : «Зимующие птицы».
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
С помощью лэпбука мы систематизировали и обновили материалы по теме «Зимующие птицы»; обеспечиваем игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; формируем ст интерес к природе родного края, продолжаем знакомство с зимующими птицами, воспитываем у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах; представили пройденный материал в новом, более интересном для детей виде; пополнили предметно-развивающую среду в группе.
Содержание дидактического материала:
1. Дидактический материал «Загадки о птицах».
Цель: развитие познавательной активности, любознательности и интереса к изучению окружающего мира в целом и птиц в частности.
2. Дидактический материал «Пальчиковые гимнастики о птицах».
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений.
3. Дидактическая игра «Один - много».
Цель: закрепление названий птиц в единственном и множественном числе; закрепление понятия "один-много. "
Развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности.
Воспитание познавательного интереса.
4. Дидактический материал «Зимующие птицы».
Цель: Расширение и систематизация знаний воспитанников о зимующих птицах, раскрытие связей между внешнем видом птиц, их питанием, движением и образом жизни.
Развиватие интереса к наблюдению за птицами, связной речи.
Воспитание любови к птицам, заботливого к ним отношения.
5. Дидактический материал «Чистоговорки о птицах».
Цель: закрепление правильного произношения звуков у детей, развитие у них чувства рифмы, внимания, памяти, запоминание некоторых грамматических норм русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок.
6. Дидактическая игра «Сложи птичку» разрезные картинки.
Цель: учить различать птиц по внешнему виду, научить складывать целое изображение из нескольких частей, развитие зрительного восприятия, мелку. Моторику рук и координацию движений.
Правила игры. Разрезать на отдельные карточки и
разрезать по волнистой линии. Предложить детям найти
половинки. Это упражнение начальный уровень пазлов.
7. Дидактический материал «Стихи о птицах».
Цель: развитие познавательного интереса к миру природы; развитие памяти и связной грамматически правильной монологической речи детей посредством художественной литературы; активизация словаря детей по теме : «Зимующие птицы»
8. Дидактическая игра - пластилинография «Покормите птиц зимой».
Цель: создание условий для творческого развития воспитанников, их самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.
9. Дидактическая игра «Теневой театр».
Цель: развитие творческих способностей, средствами театрализованной деятельности
10. Дидактический материал «Сюжетные картинки».
Цель: понимание жизненно близкого сюжета, изображенного на картинках, развитие умения слушать пояснения, : развитие познавательного интереса, внимания, памяти, логического мышления.
11. Дидактическая игра «Накорми птичку».
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений, пространственной ориентации.
12. Дидактический материал «Пальчиковые раскраски»
Цель: развитие сенсорного восприятия, активизация движения пальчиков рук, формирование тактильных ощущений, развиватие цветового восприятия ребенка.
13. Дидактический материал «Раскраски зимующих птиц».
Цель: закрашивание листа не выходя за его пределы, развиватие восприятия цвета, создание эмоционального настроения.
14. Дидактический материал «Брошюры – памятки для родителей».
В центральной части лэпбука изображено дерево с кормушкой, на которое можно сажать птичек (крепление – липучки). А так же натуральные корма для птиц и карточки того, чем кормить птичек категорически запрещается.
Результат:
Новизна и оригинальность игрового дидактического пособия состоит в его многофункциональности. Это уникальный материал для совместной деятельности ребенка и взрослого. Удовлетворяет потребность в эмоционально насыщенных переживаниях, поддерживает самостоятельность, вовлекает детей в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками.
При знакомстве с лэпбуком «Зимующие птицы» были реализованы поставленные педагогами цели и задачи.
Таким образом, дидактическое пособие лэпбук «Зимующие птицы» может быть полезно педагогам в организации игровой деятельности с детьми: в утренние и вечерние часы, в индивидуальной и подгрупповой формах, совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Можно рекомендовать родителям для совместного времяпровождения и общения, повышения эмоционального контакта с ребёнком.