Наташа Долгая
Лэпбук «Забавные животные» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Амвросиевское дошкольное образовательное
учреждение №2 «Светлячок»
Методическое пособие
Лепбук «Забавные животные»
Автор:
Долгая Н. В. – воспитатель ДОУ №2 «Светлячок»
Рецензенты:
Мореквас Т. И. – главный специалист управления образования администрации Амвросиевского райо-на
Руденко Т. В. – заведующая ДОУ №2 «Светлячок»
Введение
Публикация «Лэпбук „Забавные животные“ (младшая группа)» размещена в разделах
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научно-го познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жиз-ненной позиции в области охраны природа, рацио-нального использования и воспроизводства при-родных ресурсов, является объективной необходи-мостью для всего человечества.
Живая природа — это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным : они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. «Животный мир является од-ним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Первые элементарные представле-ния о животных, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целе-направленной педагогической работой.
Ознакомление с природой — одна из составных ча-стей этого процесса — предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определен-ных программой. Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачи-тельного отношения к фауне; во-вторых, для разви-тия высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие ак-тивную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позабо-титься и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с живот-ными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Цель: Формирование знаний детей о животных.
Задачи:
- Узнавание и правильное называние животных и их детенышей;
- Закрепление обобщающих понятий «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними);
- Закрепление обобщающих понятий «дикие живот-ные» (живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят норы);
- Расширение словарного запаса словами, обозна-чающих названия действий и признаков;
- Формирование двигательной сферы на основе опе-раций с общей и мелкой моторикой;
- Развитие психических процессов (внимания, логи-ческого мышления) через подобранные игры;
- Развитие у детей интерес к живой природе, эмоци-ональную отзывчивость.
- Воспитание у детей доброго отношения к живот-ным, желание помогать им.
Ожидаемые результаты: расширение кругозора детей по ознакомлению с окружающим миром, обо-гащение словарного запаса, воспитание любви к животным, приобщение родителей и детей к сов-местной деятельности, установить с ними довери-тельные и партнёрские отношения.
Научная новизна: заключается в объединении решения нескольких программных задач в одной плоскости, развитие и воспитание любви к живот-ным, умений и способностей в соответствии с со-временными требованиями.
Теоретические основы
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством экологического образования. Важно закладывать основы экологического воспи-тания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести де-тей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и при-емам, которые обеспечивают непосредственное вос-приятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюде-ние, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широ-ко применяются методы, основанные на слове вос-питателя, — рассказ, чтение художественных произ-ведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.
Методы и приемы, используемые педагогом в рабо-те, соединяются, например, наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель исполь-зует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравни-вает с уже известным, вводит элементы игры, при-меняет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в раз-ных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюде-ниях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.
Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор ме-тодов и приемов определяется содержанием про-граммы и зависит от природного окружения до-школьного учреждения, места и объекта наблюде-ний, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
Методическое пособие «Забавные животные»
Пособие «Забавные животные» представляют собой лепбук, внутри которого расположены конверты с дидактическими и пальчиковыми играми, загадками и стихами о диких и домашних животных направ-ленных на развитие познания о мире животных. Пособие изготовлено из картона, конвертов. В каж-дом конверте разные игры: дидактические и паль-чиковые, стихи, загадки, речевой материал.
Дидактическая игра: «Чей детеныш?» (домашние и дикие животные)
Конверт содержит изображение животных больших и маленьких.
Стихи о диких и домашних животных
Конверты содержат разновидности стихотворений о животных.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Конверт содержит карточки с изображением живот-ных.
Загадки о домашних и диких животных
Конверты содержат разновидности загадок о жи-вотных.
«Дидактическая игра: Кто чем питается?»
Конверт содержит карточки с животными и их пи-щей.
Пальчиковые игры домашних и диких животных
Конверты содержат разновидности пальчиковых игр о животных.
Дидактическая игра: «Один-много (у мамы де-тей)»
Конверт содержит карточки с изображением живот-ных и их детенышами.
Дидактическая игра: «Чье жилье?»
Конверт содержит изображение животных и их жи-лья.
Дидактическая игра: «Найди такого животного»
Конверт содержит карточки по два вида одного и того же животного.
Практические рекомендации по организации и проведению работы
Варианты дидактических игр
1. «Чей детеныш?» (Домашние и дикие живот-ные)
Задачи: Закрепить знания детей о диких и домаш-них животных : внешний вид, повадки, место обита-ния. Формировать умение соотносить слова обозна-чающие названия животных с названиями их дете-нышей. Развивать зрительную память, внимание. Расширять представления детей об окружающем мире, поддерживать интерес к живой природе.
2. «Четвёртый лишний»
Увлекательная и развивающая игра. Способствует развитию у ребенка внимания, логического мышле-ния, обобщения и повышает словарный запас.
Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Ход игры: Демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая?
3. Кто чем питается?
Задачи: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, мелкую мо-торику рук.
Ход игры: В игре могут 2 и более игрока участво-вать или по количеству животных. Возьмите в руки, например, кость, и спросите: «Кто любит кушать кость? Кого мы угостим если ребенок затрудняется с ответом, скажите, что кость очень любит кушать со-бачка. Пусть ребенок сам «угостит» собачку. Давай-те скорее, зверят угостим, уже сильно проголода-лись онПри этом проговаривайте название животно-го и название пищи, можно спросить какие звуки издает животное.
4. Дидактическая игра «Один-много» (у мамы де-тей)
ЦЕЛЬ: закрепить название домашних животных и диких животных, их детёнышей, в единственном и множественном числе; закрепить понятия "один-много. " Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность. Воспитывать познавательный интерес.
ХОДИГРЫ: перед детьми разложены карты с изоб-ражением домашних и диких животных. Малыши должны найти и подобрать картинки с изображени-ем детёнышей домашних диких животных в един-ственном и множественном числе и собрать их. А дети более старшие, определить по счёту один, два. много.
5. «Чье жилье?»
Цель: углубить и расширить знания детей о различ-ных видах животных и их жилищах; закреплять умения детей соотносить изображение живого суще-ства с его местом обитания, правильно называя его; развивать познавательный интерес, слуховое вос-приятие и фразовую речь; развивать воображение.
6. «Найди такого животного»
Цель: развивать концентрацию, объем и устойчи-вость зрительного внимания.
Ход игры: Для игры требуются одинаковые наборы предметных картинок по числу игроков. Взрослый помогает детям разложить все картинки перед со-бой, после чего показывает одну картинку из своего набора и предлагает найти такую же. Если ребенок нашел и показал правильно, игра продолжается.
Заключение
Методическое пособие «Забавные животные» воспи-тывает интерес к животным, развивает умение раз-мышлять, способствует развитию умственной актив-ности детей, активизирует психические процессы (внимание, воображение, мышление, память) Вызы-вает интерес к процессу познания окружающего. Воспитывает любовь к животным, бережное отно-шение к ним.
Автор выражает надежду, что данное пособие будет способствовать оживлению интереса педагогов к по-искам новых решений в организации работы по формированию представлений о живой природе у детей.
Список использованной литературы
1. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольни-ков с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г.
2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.
3. Лыкова И. А. : Дидактические игры и занятия. - М. : Карапуз : Сфера, 2009.
4. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое по-собие / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. - М. : Сфера, 2013. - 176 c
5. Играем, развиваемся, растем. Дидактические иг-ры для детей дошкольного возраста. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 368 c
Содержание
Введение …3
Теоретические основы…. 7
Методическое пособие
«Забавные животные»…9
Практические рекомендации
по организации и проведению работы,
варианты дидактических игр … …19
Заключение….22
Список использованной литературы…. 23