Айслу Мустакова
Лекторий для родителей подготовительной группы «Обучение дошкольников грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Оказать практическую помощь родителям в их стремлении сделать ребёнка грамотным.
План работы:
1. Содержание занятий по обучению грамоте в подготовительной.
2. Практическая часть: усвоение приемов звукобуквенного анализа слогов и слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.
Материал:
Публикация «Лекторий для родителей подготовительной группы „Обучение дошкольников грамоте“» размещена в разделах
схемы звуков (красные, синие, зеленые треугольники и прямоугольники); звуковые линейки для индивидуальной работы; последовательность картинок (круг, облако, шапка, круг, апельсин); доска, мел.
1. В подготовительной к школе группе занятия по обучению грамоте начинаются с сентября и проводиться один раз в неделю. Каково же содержание и особенности этих занятий? Следует отметить, что обучение грамоте происходит на базе уже изученных, отработанных в произношении звуков. На занятиях дети овладевают понятиями “звук”, “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”. Они узнают и учатся различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости – мягкости, звонкости и глухости. Занятия проводятся с опорой на наглядный материал: это схемы слогов, слов, предложений, таблицы, разрезные азбуки, звуковые линейки. Дети учатся определять позицию звука в слове, количество в слове звуков, слогов в слове; обучаются звукобуквенному анализу сначала простых слов типа “СОК”, затем многосложных слов типа “КАПУСТА”.
К концу учебного года дети должны уметь следующее:
- составлять слова из заданных слогов, читать их и объяснять смысл прочитанного;
- уметь определять количество слогов в слове, ударный слог;
- определять количество слов в предложении и их порядок;
- знать правило заглавной буквы (имена, клички животных, названия рек, городов, стран пишутся с заглавной буквы);
- знать правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложения ставится точка).
2. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со схемами звуков, слогов, слов, предложений. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.
Мы общаемся фразами, то есть предложениями. Предложения бывают простыми и сложными, односложными и распространенными.
Пример простого предложения: Птица сидит на ветке.
Схема предложения будет такой:
Количество полосок обозначает количество слов в предложении.
Предложение, в свою очередь, состоит из слов. Слово – это единица речи, имеющая смысловое значение. Оно может обозначать предмет, действие, признак предмета и пр.
Слова состоят из слогов.
Слог – часть слова, не имеющая смыслового значения. Например, слово “ВЕТКА” обозначает часть дерева, а слоги “ВЕТ” или “КА” сами по себе не имеют смысла. Нужно знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для определения количества слогов в слове можно использовать проверочный прием прохлопывания слогов.
В работе по определению слоговой структуры слов мы используем схемы.
Например, слово “ПТИЦА” имеет такую схему:
Слова нашей речи состоят из звуков. Существует разница понятий “ЗВУК” и “БУКВА”. Здесь родители проговаривают правило вместе с воспитателем:
“Звук мы слышим и говорим,
А букву мы видим и пишем”.
Проговаривая правило, показываем на уши и рот, на глаза и ладони соответственно словам.
Звуки бывают гласные (произносятся голосом, напевно) и согласные (произносятся при помощи органов артикуляции, чаще коротко и быстро). Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкость согласного звука можно проверить приемом приложения ладони к горлу: если при произнесении звука горло вибрирует, то звук звонкий. Важно, чтобы согласные звуки произносились чисто, не как буквы, без призвуков гласных (не “МЭ” или “РЭ”, а “М и “Р”). Согласные могут быть мягкими или твердыми. Причем “Ч”, “Щ”, “Й” - всегда мягкие, а “Ж”, “Ш”, “Ц” - всегда твердые.
Существует схематичное цветовое изображение звуков. Гласные схематично изображаются красным цветом, твердые согласные синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом. С цветовыми схемами мы работаем на звуковых линейках.
Рисунок 1
Звуковая линейка представляет собой полоску белого цвета, с одной стороны расчерченную на 3 части (обозначают начало, середину или конец слова). Работая с этой стороной, дети определяют позицию звука в составе слова. Нерасчерченная сторона предназначена для выкладывания схем слогов, слов.
Работа родителей по выделению первых звуков из слов, представленных в последовательности картинок:
круг, облако, шапка, круг, апельсин = кошка
Слово “КОШКА” записывается на доске, производится анализ слова родителями :
- сколько гласных в слове, какие;
- сколько слогов в слове (прохлопывание слова);
- сколько слияний в слове (согласный + гласный звуки, какие;
- сколько согласных звуков, есть ли мягкие согласные;
- какая буква стоит первой, последней, между “О” и “К” и т. д.
Теперь родители выкладывают схему слова на звуковых линейках. Нужно знать, что слоги-слияния (согласный + гласный звуки) выкладываются треугольниками, а отдельные звуки прямоугольниками. Работа по выкладыванию схемы слова проводится по образцу на фланелеграфе.
Рисунок 2
Таким образом, родители осваивают некоторые приемы работы с детьми на занятиях по обучению грамоте.
В III периоде обучения (апрель, май, июнь) работа постепенно усложняется. Дети читают, анализируют и пишут слова, более сложные по структуре. Кроме того, для чтения и письма добавляется работа с предложениями.
Итак, занятия по обучению грамоте – одна из важных сторон работы с детьми в логопедической группе. На занятиях дети овладевают навыками чтения, звукобуквенного анализа слов, анализа предложений. Это поможет им избегать ошибок при чтении и на письме в школе, сформирует навык речевого самоконтроля, что позволит благоприятно адаптироваться к школьной жизни. Кроме того, обучение грамоте носит общеразвивающий характер: развивает мышление детей, способствует развитию работоспособности и нравственно-волевых качеств.
Литература по обучению грамоте :
Е. О. Астафьева Играем, читаем, пишем. Методическое пособие-конспект Санкт- Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
О. С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. Москва, Сфера, 2011
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте. – М. : Просвещение, 1982.
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М. : Просвещение, 1996.
Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте. – М. : Школа-пресс, 1998.