Елена Давидко
Лексико — грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Дикие животные и их детеныши.
Выучить стих
Белка, еж, медведь и заяц,
Волк, лиса, лось и барсук –
Это дикие животные,
Все они живут в лесу.
Составь семью
Лис – лисица, лиса – лисята.
Заяц - …. ….…. ….
Лось - ….….…
Олень - …. ….…
Еж - ….….….
Волк - ….
Медведь - …
Какой, какая? (подобрать 3-5 определений)
Медведь – большой, бурый, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.
Заяц - ….
Лиса - ….….…. …. …
Скажи наоборот
Лось большой, а еж. …
У зайца уши длинные, а у медведя ….
У лисы хвост длинный, а у зайца …
Публикация «Лексико — грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям, Часть 3» размещена в разделах
Белка слабая, а медведь …
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
хвост голова ухо ноги (лапы)
Лиса - ….
Волк - ….
Заяц - ….
Белка - ….
Медведь - …
ТЕМА: Рыбы.
Выучить стих «Пруд»
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуёй на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух –
Все равно что нам нырнуть.
Один - много
Судак – судаки – много судаков.
Щука - …. ….…. ….
Лещ - ….….…
Рыба- ….
Что лишнее?
• Жабры, чешуя, руки, плавники.
• Акула, дельфин, паук, щука.
• Река, море, озеро, небо.
Подобрать родственные слова
Рыба - ….
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
хвост голова туловище плавники
Рыба - ….
Щука - ….
Акула - …
Объясни, почему так говорят:
Молчит как рыба …
Наклеить картинки рыб.
ТЕМА: Защитники Отечества.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы - молодцы»
Пальцы эти – все бойцы, Показать раскрытые ладони.
Удалые молодцы. Сжимать пальцы в кулаки и поочередно
Два – больших и крепких малых разжимать пальцы на обеих
И солдат в боях удалых. руках одновременно, начиная
Два – гвардейца-храбреца, с больших.
Два сметливых молодца.
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца-коротышки –
Очень славные мальчишки! Сжимать и разжимать кулаки.
Один - много
Смелый летчик – смелые летчики.
Боевой корабль - …. ….….
Железная каска - ….…
Военный самолет- ….
Скажи какой
Защитник Отечества (какой) – смелый, храбрый, отважный,
…
Посчитайте боевую технику:
Один танк, два танка,, пять танков.
Один самолет, два самолета,, пять самолетов…и т. п.
Что лишнее?
• Пистолет, лопата, пулемет, винтовка.
• Летчик, моряк, продавец, разведчик.
Кому что нужно?
Что нужно танкисту? – Танкисту нужен танк.
Чем управляет летчик? – Летчик управляет самолетом.
Что нужно солдату? - ….
Чем управляет моряк? - ….
ТЕМА: Дом. Наш город.
Пальчиковая гимнастика
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу
дома – пальцы левой и правой рук
соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты
ладонями к себе, средние пальцы
соприкасаются друг с другом, большие
пальцы – вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно
друг другу.
В этот домик приглашаем. «Дом»
Дети должны знать:
• Выучите с детьми домашний адрес, объяснить ребенку, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер;
• Помогите ребенку запомнить название главной улицы города, главной площади, моря, реки;
• Во время прогулки по городу обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, деревянные).
Без чего не бывает дома?
Не бывает дома без …. …
….
…
…
Один - много
Дом – дома – много домов.
Дверь - …
Окно - ….
Забор - …
Потолок - …
ТЕМА: 8 Марта.
Подбери признак
Мама (какая) - ….
….
Бабушка (какая) - …
….
Сестра (какая) - ….
….
Мама умеет (закончи предложение)
Мама квартиру ….
Мама обед. …. ….
Мама белье. ….…
Мама пыль. ….
А вы маме должны ….
Запомни, повтори (развитие слуховой памяти)
• Мама, бабушка, дочка, сестра, тетя.
• Солнце, мимоза, цифра восемь, торт.
• Сосулька, подснежник, ручей, теплый, почки.
Придумать рассказ на тему «Мамин праздник» и нарисовать сюжет.
• Какого числа отмечается этот праздник?
• Кого поздравляют в этот день?
• Какие подарки ты приготовил (а) маме и бабушке?
• Как Вы отмечаете этот праздник?
Как помогал (а) в этот день маме и бабушке?
ТЕМА: Весна.
Выучить стих
Ушла зима, пришла весна,
Нас очень радует она!
Небо синеет и солнышко греет.
Подснежник цветет
И трава зеленеет.
Дети должны знать:
• названия весенних месяцев;
• о сезонных изменениях, связанных с приходом весны;
• что весной бывает женский праздник – 8 Марта и День Победы.
Без чего не бывает весны?
Не бывает весны без …
….
…
…
Что делает? Что делают?
Солнце весной (что делает) - припекает, ласкает, …
Листья на деревьях (что делают) - ….
…
Травка (что делает) - ….….
Ручьи (что делают) - ….
Скажи правильно (развитие слухового внимания)
Порхают птички или лисички?. …
Тает снежинка или слезинка….
Журчат ручьи или грачи? …
Набухают листочки или почки?.….
Прилетают птички или насекомые? ….
Подбирай, называй
Весна (какая) – ранняя, долгожданная, ….
….….
Солнце (какое) - …
….….
Какой день?
Март – мартовский день.
Апрель - …. ….
Май - …. …. ….
Солнце - ….
Ветер - …. ….
Весна - ….
Дождь - ….
Тепло - ….
Облако - ….
Что лишнее? Почему?
Март, апрель, декабрь, май.
Капель, солнце, мороз, проталины.
Составьте рассказ про весну по плану.
• После какого времени года наступает весна?
• Назовите весенние месяцы.
• Что происходит весной в природе, в жизни зверей и птиц?
• Какую одежду и обувь носят весной? Почему?
• Какой праздник отмечают весной?
ТЕМА: Перелетные птицы.
Выучить стих
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей …
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Один – много (кого)
Грач – грачи много – грачей.
Аист - …. …
Скворец - ….…
Журавль - ….
Утка - …. ….
Ласточка - ….….
Лебедь - …. ….
Кукушка - …
Птица - ….
Гнездо - ….
Птенец - …
Назови птенца
Грач – грачонок – грачата.
Журавль - …
Лебедь - ….….
Утка - ….….
Аист - …. ….
Кукушка - .….….
Скворец - ….
Скажи наоборот
Аист большой, а скворец ….
У аиста шея длинная, а у кукушки. ….…
У скворца грудка черная, а у ласточки …. ….
Аист белый, а грач ….
У аиста перья крупные, а у ласточки …
Исправь ошибки
Птенцы высиживают яйца. -. ….
Из яиц птиц вылупились крокодильчики. - ….…
Дети сделали для аистов скворечники. - ….
Тело птицы покрыто шерстью. - ….
Скворец живет в будке. - ….
Скажи по-другому.
У утки короткий хвост, значит она (какая) – короткохвостая.
У грача острый клюв, значит он (какой) - ….
У ласточки длинный хвост, значит она (какая) - ….
У соловья звонкий голос, значит он (какой) - ….
Отгадать загадки
Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. ….
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку. ….
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли не на нос садится? …
На шесте – дворец,
Во дворце – певец. ….
ТЕМА: Транспорт
Выучить стих
Нажал водитель на педаль,
И побежал автобус вдаль.
Автобус набирает ход.
Водитель песенку поет.
Родителям рекомендуется
• Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;
• Побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофера (водителя);
• На какие виды делится транспорт: наземный, водный, воздушный;
• Назвать наземный транспорт, водный и воздушный; закреплять названия частей.
Один – много (кого)
Машина – машины – много машин.
Поезд - …. …
Автобус - ….…
Велосипед - ….
Самолет - ….
Вертолет - ….….
Ракета - …. ….
Лодка - ….…
Пароход - ….
Кто чем управляет?
Автомобилем - …
Поездом - …
Самолетом - …. ….….
Пароходом - …. ….….
Скажи наоборот
Теплоход большой, а катер …. ….
Поезд длинный, а автобус ….…
Трамвай тяжелый, а велосипед …. ….
Самолет быстрый, а лодка ….
Назови одним словом
Если у мотоцикла два колеса, то он …. двухколесный.
Если у велосипеда три колеса, то он ….….…
Если у машины четыре колеса, то она. ….
Если у корабля две палубы, то он ….
Если у парохода три трубы, то он ….
Если у самолета четыре мотора, то он ….
Из чего – какой?
Корпус самолета из металла – металлический корпус.
Палуба из дерева - ….
Руль из пластмассы - …. Сиденье, обшитое кожей -. ….
Фара из стекла - ….
Колесо из резины - …
Что лишнее? Почему?
• Пароход, лодка, самолет, парусник.
• Самолет, вертолет, ракета, велосипед.
• Автомобиль, корабль, автобус, поезд.
ТЕМА: Профессии
Выучить стих
Чтоб здоровыми мы были,
Звуки все произносили,
Кто заботится о нас?
Логопеды – это раз,
Воспитатель, медсестра,
И, конечно, повара.
Кто что делает?
Учитель – учит читать, писать, считать
Строитель - ….….
Повар - ….….
Парикмахер - …
Врач - …
Водитель - …
Фотограф - …
Портной - ….
Писатель -….
Продавец - …
Кому что нужно для работы?
Парикмахеру – ножницы, расческа, фен, бигуди.
Врачу - …. …
Художнику - ….…
Маляру - …. ….
Продавцу - …
Плотнику - …
Исправь ошибки
Сапожник шьет одежду, а портной шьет обувь.
….
Продавец выдает книги, а библиотекарь продает книги. …
Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы. ….
Учитель лечит больного, а врач учит учеников.
…
Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.
….
Назови профессию
Кто носит багаж?- носильщик.
Кто сваривает трубы? - …. ….
Кто вставляет стекла? - …. …
Кто работает на кране? -. …
Кто чинит часы? - …. ….
Кто водит транспорт?
Трактор водит – тракторист.
Поезд водит - ….…
Машину водит - …. …. ….
Самолет водит - …. …
Ракету водит - ….….
Танк водит - …. …
Доскажи словечко
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет …
У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет …
У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут ….
ТЕМА: Космос.
Выучить стих
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Родителям рекомендуется :
• Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;
• Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов, космической техники;
• Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю. Гагарине.
Один – много
Спутник – спутники.
Космонавт - …
Звезда - …
Планета - ….
Ракета - …
Луноход - …
Есть - нет
Космонавт – нет космонавта
Звезда - ….…
Планета - …. ….
Спутник - …. ….
Добавь нужное слово
Юрий Гагарин на ракете в космос ….
Вокруг Земли …
Обратно на Землю …