Дубова Евгения Александровна
Лексические игры со словами для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать речевое развитие детей.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами будем играть. Но не просто играть - благодаря этим играм мы научимся грамотно говорить и узнаем много новых слов.
Сначала давайте настроимся.
Надуйте обе щёки одновременно, будто воздушный шарик. А теперь вытяните губы трубочкой и медленно выдыхайте с шумом. Надуйте правую щёку, перекатите воздух в левую щёку, как хомячок. Ещё раз перекатите воздух с одной щёчки в другую. Вытяните губы трубочкой и медленно выдыхайте с шумом. Улыбнитесь широко, не показывая зубов, вытяните губы, как хобот у слона. Ещё раз улыбнитесь и вытяните губы хоботком. Расслабьтесь. Помассируйте свои щёчки ладонями.
Публикация «Лексические игры со словами для подготовительной группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Теперь сядьте ровно на стульчиках, ножки держим ровно. Мы начинаем играть.
1. Игра «Закончи предложение»
Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы должны заканчивать за меня каждую строчку. После скажите - какое слово в стихотворении встречалось чаще всего?
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… гриб
2. Игра «Какой? Какая? Какое?»
Я буду показывать вам картинки, а вы должны не просто назвать, что изображено на ней, сказать какой изображённый предмет.
Например, портфель – школьный, коричневый, новый.
Картинки: солнце, дверь, ёлка, шапка, мяч, картина, черепаха, автобус, колесо, шишка, флаг, телевизор.
3. Игра «Назови ласково»
Я брошу мяч одному из вас, сказав какую-то фразу. Вы должны вернуть мне мяч, изменив фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Например, карандаш длинный - карандашик длинненький
Заяц белый - зайчик беленький
Лук зелёный – лучок зелёненький
Шуба теплая - шубка тепленькая
Кошка черная - Кошечка черненькая
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Ветка короткая - веточка коротенькая
Снег белый - снежок беленький.
4. Игра «Крокодил»
Я дам одному из вас картинку, не показывая другим изображение. Вы должны описать то, что изображено на картинке так, чтобы дети угадали что там. (играем 3-4 раза)
5. «Скороговорки»
Кто сможет повторить без запинки 3 раза подряд скороговорку:
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Купила бабуся бусы Марусе.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Орёл на горе, перо — на орле.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
6. Игра «Что таким бывает?»
Я брошу мяч одному из вас, задам вопрос, а поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)
- Что бывает полосатым? (зебра, тигр, свитер, кот, матрац)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)
- Что бывает острым? (нож, перец, угол, кинжал)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)
- Что бывает горьким? (шоколад, слёзы, кофе, лекарство)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
7. Игра «Весёлый счет»
А теперь давайте посчитаем. Я вам говорю «один» и какой-то предмет или живое существо, а вы мне отвечаете про это же слово, но в количестве «пять». Например, один слон - пять слонов.
Один стол – пять столов
Один таракан – пять тараканов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка – пять гаек
Одно море – пять морей
Одна ложка – пять ложек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Одно зеркало – пять зеркал
Один заяц – пять зайцев
Один карандаш – пять карандашей
Одна банка – пять банок.
А вы знаете, ребята, что в русском языке есть слова, которые мы не можем изменять? Например, пальто, кофе, такси, метро, суши, шоссе, пианино и другие слова.
Ребята, сегодня мы с вами поиграли со словами. Вы увидели, как богат наш русский язык: как изменяются слова, например, если о них говорить ласково, или во множественном числе. А ещё вы, наверно, заметили, как трудно бывает описать какое-то слово, не называя его. Изучая русский язык, больше слушая и читая, вы обогатите свою речь. Развивайтесь, запоминайте, будьте внимательны и тогда в дальнейшем вам будет легче учится и осваивать окружающий мир.