Екатерина Владимировна Сиряк
Задания логопеда по лексической теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Задания логопеда по лексической теме «Осень»
Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.
Например:
— Какое сейчас время года? — Сейчас осень.
— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
Публикация «Задания логопеда по лексической теме „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.
2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода:
ранняя осень и поздняя осень.
Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.
3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы организуйте беседу.
— Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое.
— А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
— Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые.
— А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые.
— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
— Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
— Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.
— Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края.
4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги : сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.
Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.
Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.
7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья».
Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.
Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.
8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами… (осень).
9. Игра «Большой - маленький»
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка
10. Игра «Один - много»
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист – листья лужа - лужи
Дождь – дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.
11. Игра "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди. (идут)
Лист падает, листья.
Цветок вянет, цветы.
Птица улетает, птицы.
Ветер дует, ветры.
Дожди идут, дождь. (идет)
Листья падают, лист.
Цветы вянут, цветок.
Птицы улетают, птица.
Ветры дуют, ветер.
12. Игра "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой?. (дождливый)
День, когда дует ветер, какой?.
Дождик, который идет осенью, какой?.
Погода, когда часто идут дожди, какая?.
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая?.
13. Игра "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
-Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
-Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
-Набухают почки, распускаются листья.
-Люди собирают урожай овощей и фруктов.
-Дикие животные не делают запасы корма.
14. Игра "Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью.
Летом небо светлое, а осенью.
Летом день длинный, а осенью.
Летом тучи ходят высоко, а осенью.
Летом люди растят урожай, а осенью.
Летом деревья стоят одетые, а осенью.
15. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
-Лето - со снопами, осень - с пирогами.
- В ноябре зима с осенью борется.
- Холоден сентябрь, да сыт.
16. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
17. Игра «1, 2, 5»
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)
18. Игра «Наоборот»
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный
19. Игра «Подбери признак».
Осень (какая) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная…
Листья (какие) – желтые, красные, разноцветные, сухие…
20. Игра "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое) -хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое).
Ветер осенью (какой).
Дождь осенью (какой).
Листья осенью (какие).
Осенью листья (что делают) -краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает).
Осенью солнце (что делает).
Осенью птицы (что делают).
21. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику.
Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.
22. Развитие мелкой моторики
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол
23. Отгадайте загадки.
Золотые тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром
Спать ложится солнышко раньше с каждым днём. (Осенью)
Прошла по лугам, по лесам и полям.
Припасы на год заготовила нам.
Упрятала их в погреба, закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (Осень)
Вот наступила учёбы пора
С ранцами в школу спешит детвора.
У первоклассников в ранце «Букварь»
Как называется месяц? (Сентябрь)
В золоте стоят леса.
На лазурны небеса часто тучи набегают,
Скучный дождик проливают. (Октябрь)
Всё мрачней лицо природы.
Почернели огороды.
Оголились все леса.
Смолкли птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Тучка по небу гуляла,
Туча бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки. (Дождь.)
Я берёзу качну, я тебя подтолкну.
Налечу, засвищу, даже шапку утащу. (Ветер)