Анна Носова
Планирование по лексической теме недели «Транспорт» в ясельной группе
Лексическая тема недели : Транспорт
Задачи:
1. Формировать обобщающее понятие «Транспорт»; познакомить с его видами (водный, наземный, воздушный, подземный); учить классифицировать транспорт по его назначению (грузовой, пассажирский, специальный).
2. Развитие умение различать транспортные средства на картинках, называть их (машина, самолет, кораблик, различать и называть по внешнему виду грузовые, легковые автомобили.
Публикация «Планирование по лексической теме недели „Транспорт“ в ясельной группе» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
3. Расширять и активизировать словарный запас по темам за счё т слов:
Существительные: транспорт, троллейбус, автобус, трамвай, самолёт, вертолет, метро, корабль, поезд, пароход, лодка, такси, мотоцикл, велосипед, самокат, скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина, грузовик.
Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, плавучий, космический, межпланетный, быстрый, медленный, подземный, наземный, специальный, строительный и т. д
Глаголы: строить, перевозить, возить, спешить, открывать, закрывать, взлететь, добираться, запускать, осваивать, стартовать и т. д.
Трудовая деятельность
Продолжать учить детей правильно пользоваться мылом, отряхивать руки после мытья над умывальником; насухо вытирать руки индивидуальным полотенцем, пользоваться расчёской и носовым платком;
Закреплять простейшие навыки поведения за столом: правильно держать ложку, не крошить хлеб, не разговаривать, пережёвывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой; умываться после приёма пищи;
Продолжать учить детей поддерживать порядок в комнате: убирать на своё место игру/игрушку, с которой ребёнок поиграл, прежде чем взять другую;
4. Упражнять в умении правильно держать карандаш/кисть, аккуратно раскрашивать изображение, не выходя за контуры.
Комплекс утренней гимнастики «Самолеты»
Бумажный легкий самолет сейчас отправится в полет.
На крыльях звездочки блестят,
В кабине огоньки горят.
Его мы сами сделали из бумаги белой.
Его мы в небо запускаем. Высоко самолет летает!
1.«Крепкие крылья самолета»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны; сделать несколько подниманий и опусканий; опуская, сказать «крепкие». Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
2.«Заводим мотор самолета»
И. п. : ноги врозь, кулачки у плеч. Поворот вправо; руки вперед, показать кулачки; повращать обоими кулачками в произвольных направлениях, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3 раза.
3.«Самолет взлетает высоко»
И. п. : ноги слегка расставить, колени обхватить руками, голову наклонить к коленям. Встать, выпрямиться; подняться на носки; руки вверх, сказать «высоко». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
4. «Прыгаем, играем, как самолеты мы летаем»
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки в стороны; помахать. Вернуться в и. п. 4—6 подпрыгиваний, 4—6 шагов. Повторить 3 раза. Дыхание произвольное.
5.«Самолеты на посадку»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., выдох через рот. Повторить 3—4 раза.
Понедельник
Утро
РАССМАТРИВАНИЕ картинок по теме «Транспорт». Цели: познакомить детей с разнообразием «транспорта», видами (водный, воздушный, наземный, подземный); активизировать словарный запас по теме.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА комплекс ОРУ «Самолеты»
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (повторить на обеих руках)
Транспорт
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать :
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт (загибают пальчики)
БЕСЕДА «Гараж». На столе стоят легковая и грузовая машины и читаем стихотворение-загадку:
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
Что это?
Машина!
- Что это? (Машины)
- А как они называются? Правильно, легковая машина и грузовая машина.
-Давайте сравним машины по величине. Одна машина какая? (Большая) А какая другая (Маленькая).
- Давай рассмотрим легковую машину.
– Что есть у машины? (колеса, руль, кабина). Покажи пальчиком, какой формы у машины колеса? У машины круглые колеса.
– Кто водит машину? (Водитель (шофёр)
- Кого возит шофер? (Пассажиров).
-Давай рассмотрим грузовую машину.
- Скажи, кто водит грузовую машину? (Водитель)
– Где он сидит? (В кабине)
-Что еще есть у грузовика? (Колеса, кузов)
- Что можно перевозить в грузовой машине? (Песок, кирпичи, доски, снег и т. д.)
- А можно перевозить в кузове людей? (нет) Почему? (опасно, для перевозки людей созданы легковые машины).
Рассматриваем иллюстрацию с изображением автобуса.
- А как называется эта машина? Правильно, это автобус.
– Что есть у автобуса (колеса, окна, двери, много сидений.)
– Водитель автобуса находится в кабине, а люди в салоне, где можно сидеть и стоять, крепко держась за поручни.
– Скажи, как называют людей, которые едут в автобусе? (Пассажиры)
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Светофор». (использовать красную и зеленую сигнальную карточку) А сейчас давай поиграем! Ты будешь машиной, а я светофором. На зеленый сигнал светофора машины едут, а на красный- останавливаются. Бери руль, поехали!
Вечер
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Назови ласково» (использовать картинки по теме)
Самолет - самолетик, вертолет - вертолетик, машина - …
Велосипед -, паровоз -, лодка - …
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. Тема: А. Барто «Грузовик». Цели: познакомить детей с новым стихотворением; учить детей отвечать на вопросы по содержанию; обогащать словарный запас; помочь ребенку заучить стихотворение наизусть.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
РАСКРАСКА «Кот и грузовик»
Вторник
Утро
РАЗГАДЫВАНИЕ загадок по теме «Транспорт». Цели: Цели: расширять представление детей о транспорте; развивать сосредоточенность, сообразительность; обогащать и активизировать словарь ребенка, развивать связную речь; развивать наглядно-образное мышление.
Загадки.
— Я похож на стрекозу,
Вечно что-нибудь везу!
Я кружу под облаками,
Над лесами и горами
Совершая перелёт.
Называюсь… (Вертолёт)
— Я стучу, стучу, стучу,
Далеко тебя качу!
А над речкой, на мосту
Просигналю всем «Ту-ту!»
На вокзал тебя привёз.
Знаешь, кто я… (Паровоз)
— Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали.
Порт остался за кормой,
Долгим будет путь домой.
Гордо я плыву вперёд!
Моё имя – … (Пароход)
— Я, как птица, вверх взмываю,
Океан перелетаю!
Облака плывут кругом,
Крылья блещут серебром –Кто, скажи, я? … (Самолёт)
— Отвезу, куда хотите,
Только вы билет купите!
За рулём сидит шофёр,
И гудит во мне мотор,
Фары круглые, как глобус –
Называюсь я… (Автобус)
— Я рабочая машина –
Вот мой кузов и кабина.
Я тяжёлый, я большой,
Знаешь, мощный я какой!
Грузы я возить привык.
Кто, скажи, я… (Грузовик)
Там, где был большой курган,
Нужно вырыть котлован!
Да! Работы многовато…
Тут поможет… (Экскаватор)
— Я блестящая такая
И, конечно, легковая.
По дороге мчусь стрелой –
Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины,
Как зовут меня… (Машина)
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА комплекс ОРУ «Самолеты»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО РЭМП «Поезд»
- Какие транспортные средства ты знаешь?
- Какой ты молодец, как много ты знаешь. А вот поезд. (показываем картинку)
- Может ли он ехать? Почему? (Нет колес.)
- Правильно, мы сейчас будем его ремонтировать. А что еще у меня лежит на столе? (Круги и квадраты.)
- А что мы можем делать с кругами? Можем мы их катать? (Предложить покатать круг).
- А какой формы у нас колеса у поезда? (Круглой).
- А круги могут быть колесами для нашего поезда (Прикрепляем колеса к вагончикам).
- Хорошо, колеса у нас есть, посмотри, чего не хватает у нашего поезда? Какой геометрической формы у нас будут окошки? (Показать квадрат). Что это за фигура? (Квадрат).
- А квадрат мы можем катать? Давай, попробуем их покатать. (Попросить покатать квадраты). Получилось?
- Почему не получается катать квадраты? (Квадраты катать нельзя, потому что им мешаю углы.)
- Итак, квадраты могут быть окошками для нашего поезда? (Прикрепляем окошки). Какой формы у нас получились окошки?
- Давай сосчитаем сколько вагончиков в нашем поезде. А окошек? Колес?
- Какой формы крыша?
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Поезд». Все строятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый - паровоз, остальные - вагоны. Паровоз - дает гудок, и поезд начинает двигаться вперед, вначале медленно, потом быстрее, быстрее и наконец, все игроки переходят на бег. "Поезд подъезжает к станции", - говорит ведущий. Все замедляют постепенно шаг, и поезд останавливается. Игроки выходят погулять: разбегаются по полянке, собирают ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, они снова собираются в колонну, и движение поезда возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Можно изменить сюжет игры, например поезд останавливается у речки, тогда игроки изображают катание на лодках, ловлю рыбы и т. п.
Вечер
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Один - много» (использовать картинки по теме)
Проговариваем вместе с детьми: Один поезд – много (чего) поездов; один автобус (троллейбус) – много (чего) автобусов (троллейбусов); один трамвай – много (чего) трамваев; один велосипед (мотоцикл) – много (чего) велосипедов (мотоциклов).
ИГРА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ по теме «Транспорт».
Выкладываем счетными палочками (спичками, ушными палочками) по схеме самолет, пароход.
№ 2
Среда 29.04.20
Утро
УПРАЖНЕНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «Закончи предложение».
- Лодка плывет, а машина ….(едет).
-Автобус едет, а самолет. (летит).
-Мотоцикл едет, а корабль (плывет).
- Самолет летит, а автобус … (едет).
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА комплекс ОРУ «Самолеты»
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (повторить на обеих руках)
Транспорт
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать :
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт (загибают пальчики)
ИГРА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ по теме «Транспорт».
Оборудование: книга «Доктор Айболит» или картинка с изображением Доктора Айболита, лист белой бумаги, фломастеры, игрушки или картинки – корабль, вертолет, автомобиль, скорая помощь.
- Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
- А помнишь, доктору Айболиту пришла телеграмма от Гиппопотама.
- «Приезжайте, доктор, в Африку скорей
И спасите, доктор, наших малышей.
-Что такое, неужели ваши дети заболели?
-Да-да-да
Приходите же скорей
Добрый доктор Айболит.
- Что же делать, как же быть
Надо деток мне лечить
Только, где же вы живете
На горе или в болоте?
- За горами, за лесами
И за синими морями.
А живем мы в Африке,
В далекой Лимпопо.
- Надо помочь Айболиту добраться до Африки, вылечить маленьких зверушек. Тогда мы отправляемся в путь.
Рисуем на листе бумаги схему моря.
-Слышишь, что это шумит? А на чем можно переплыть море? Выбери корабль среди игрушек.
- Что делает корабль (плывет) .
-Кто управляет кораблем? (капитан)
-Кого перевозит корабль? (пассажиров и может перевозить грузы)
-Как гудит корабль? (ту-ту) Повторяем.
На листе бумаги появляются горы.
- А впереди у нас появляются горы. На каком транспорте можно перелететь горы? (на самолете, вертолете) Выбери самолет среди игрушек.
-Что делает самолет? (летит)
-Кто управляет самолетом? (пилот)
-Кто находится в салоне самолета? (пассажиры)
-Как гудит самолет? УУУУуууу
Рисуем маркером или фломастером дорогу.
- А вот и дорога впереди. На чем можно поехать по дороге? Выбери машину. Как называется эта машина? Легковой автомобиль.
-Что делает легковой автомобиль? (едет)
-Какие детали есть у машины? Давай их назовем - колеса, сиденье, руль, кузов, мотор, кабина, фары.
-Кто водит машину? (водитель)
-Как гудит машина? (би-би-би)
И мы поедем на машине в Лимпопо, но не на простой машине. На какой машине едет врач к больному? (на скорой помощи) а как гудит скорая помощь. ИУ-ИУ-ИУ.
- Вот мы помогли добраться до Африки доктору Айболиту и вылечить всех детенышей животных. А на чем же добирался Айболит?
Летел на…. плыл на…. ехал на…. (показывает на схемы)
-А как назвать одним словом на чем передвигался Айболит? (транспорт)
-А чем отличается самолет от корабля? (самолет летает, а корабль плывет)
- А чем отличается машина от самолета?
- А на острове Лимпопо живет обезьянка (слоник, или тигр, или лев) и хочет поиграть в прятки.
Проводится игра «Скажи правильно». Определи, местонахождение обезьянки относительно машины (в машине, на машине, за машиной, перед машиной).
Игра «Топаем и хлопаем». Ребенок называет любое слово, если это транспорт то хлопаем, если нет то топаем.
Вечер
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Что лишнее» (можно использовать картинки по теме)
Поезд, трамвай, кукла, автомобиль.
Виноград, велосипед, машина, автобус.
Мотоцикл, шоколадка, автомобиль, поезд.
Стол, метро, лодка, вертолет.
ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ "Мы - шоферы".
Едем, едем на машине. (имитируют движения рулем)
Нажимаем на педаль. (ногу сгибают, вытягивают)
Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг поворачивают)
Смотрим пристально мы вдаль. (приставляют ладонь ко лбу)
"Дворники" счищают капли, (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо)
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер. (над головой пошевеливают пальцами рук)
Мы - шоферы хоть куда! (поднимают вверх большие пальцы рук)
Четверг
Утро
УПРАЖНЕНИЯ ПО РЭМП. Тема: Количественный счёт. Цели: упражнять детей в умении выполнять счет предметов в пределах 5; дать представление о том, что количество не зависит от размера предметов и их расположения в пространстве
(желательно считать предметы по теме «Транспорт», но можно и отойти от темы, считать вилки, ложки, тарелки, бусинки, фасолинки, ватные палочки. Важно проговаривать одна фасолька, две фасолинки)
ИГРА ПО СЕНСОРИКЕ. Тема: Разложи по величине. Цели: учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, но разной величины.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА комплекс ОРУ «Самолеты»
ЛЕПКА «Самолет».
(Рассмотреть самолет)
- Что есть у самолета? (корпус, крылья, хвост, кабина, окошки, колеса-шасси)
- Для чего нужен самолет? (ответы детей);
- Самолет это тоже транспорт. Он летит очень быстро и может быстро долететь в дальние страны, перевозя тяжелые грузы и людей.
(Чтение стихотворения А. Барто "Самолет")
Самолёт
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
- Я предлагаю слепить самолет из пластилина и полетать
- Посмотри, как я буду лепить самолет. Мой самолет состоит из крыльев и корпуса. Поэтому нужно два кусочка пластилина: маленький для крыльев и большой для корпуса. Я беру кусок пластилина и делю его на два кусочка: маленький и большой. Маленький откладываю на блюдце, а большой беру в ладошки катаю пластилин прямыми ладошками вперед-назад (показываю, чтобы получилась палочка. Можно лепить на дощечках. (Очень важно, чтобы ребенок лепил самостоятельно. Взрослый лепит свой самолетик, а ребенок свой. Взрослый только помогает и подсказывает)
Физкульт-минутка
Руки в стороны - в полет!
Отправляем самолет!
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолет!
Полетели, полетели!
Вперед руками завертели,
А потом наоборот –
Приземлился самолет!
Вечер
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Машины – помощники»
Рассматриваем картинки различных видов транспорта : самосвал, пожарная, экскаватор, подъемный кран, скорая помощь, Хлебовоз и т. д., и предлагаем назвать вид транспорта и его назначение : «Эта машина - скорая помощь. На ней перевозят больных»; «Эта машина - самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки» и т. д.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
«Ну-ка, вылови!»
Поставьте на стол две чаши, миски или ведерка. В одной плавают мелкие предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по одному ложкой и переложить в другую пустую емкость. Вначале помогите ребенку, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в тарелку, а пролитую воду собрать губкой. Для повышения детского интереса к упражнению и усложнения действия в следующий раз предложите ему ситечко или сачок вместо ложки.
«Кто быстрее нальет и выльет?»
Предложите детям разной формы сосуды (бутылочки, кружки, баночки). Пусть дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду. Расскажите детям, что вода наливается в разные сосуды. Предложите наливать воду через воронку в сосуды разного размера.